Сегодня:

Церковь святого Николая имеет едва ли не самую древнюю историю среди всех Новочеркасских храмов. Доказательством тому может служить «Грамота, данная по указу Великаго государя Царя Великаго Князя Петра Алексеевича, на построение церкви во имя святителя Николая в городе Черкасске в 1707 году». Суть грамоты, данной 7 января 1707г., в том, что она является разрешительным ответом на просьбу Донских казаков, в частности Скородумовской станицы г. Черкасска, построить церковь во имя св. Николая чудотворца. В грамоте указано, что зимовой станице Донских казаков, прибывшей в Москву во главе с атаманом Микитой Алексеевым и «ясаулом » Семеном Терентьевым, выданы благословенная грамота на построение Николаевского храма и антиминс. Так как в это время по указанию Петра 1 Патриарх Русской Православной Церкви не избирался, то благословение Донским казакам преподал, как видно из текста грамоты, Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский. Он же дал краткие инструкции о том, какой должна быть построенная Николаевская церковь. Освятить построенную церковь во имя св. Николая Митрополит Стефан поручал «соборному попу Григорию по исправному требнику», т.е. священнику Войскового Воскресенского собора в Черкасске о. Григорию по исправленным после церковной реформы Патриарха Никона богослужебным книгам. На подлинной грамоте, хранившейся в Донском музее, была подпись монах Тихон Макарьевский. Справил грамоту ( т.е. написал ) Стефанов. (см. текст грамоты в «Донской церковной старине», вып.1-й, 1906г.,стр.153-154.).

Сани  Таким образом Николаевская церковь имеет свое историческое начало в 1707 году. Ее предшественницей была часовня во имя святого Николая угодника, стоявшая в Черкасске между Скородумовской и Тютеревской станицами на самом берегу Дона. Рядом с ней было кладбище. Эта часовня сгорела в 1703г. И поэтому казаки запросили разрешение в Москве на устройство церкви во имя св. Николая чудотворца. Новую церковь не строили, а по рассказам старожилов, привезли Доном откуда-то с иконостасом и установили в Черкасске. Церковь была изготовлена из «круглых тополей и очень долго стояла без колокольни». Со временем колокольню сделали из хорошего дубового леса.

По некоторым сведениям эта церковь своим строением была передана в станицу Махинскую («Старинная эта церковь отдана в Махинскую станицу при переходе из стараго в новый Черкасск»- там же, стр.155), а иконостас Николаевской церкви со всеми иконами был передан Николаевской церкви в Новочеркасске. Но верить этим сведениям трудно, что будет видно из нижеследующего описания.

Так или иначе, но здание деревянной Николаевской церкви в Новочеркасске было торжественно заложено 14 августа 1810г., а сооружено в 1812году «близ двора почтовой здешней конторы «( ныне здание Узла связи на Платовском проспекте, а церковь стояла на нынешней пл. Левски). Николаевская церковь в Новочеркасске была открыта по настоянию прихожан Черкасской Николаевской церкви, которых указанием Атамана М.И.Платова практически насильно переселили в Новочеркасск. Лес для постройки Николаевской молитвенного дома было приказано взять дубовый из Мигулинской станицы. Иконостас, согласно документа ,подписанного М.И.Платовым, должен был быть изготовлен «на полотне, с приличным изображением икон». Присмотр за строительством Николаевского храма должен был вести инженер-подполковник Ефимов. Все деревянные работы должны были проводиться бригадой плотников, построивших перед этим Троицкий молитвенный дом.

9 мая 1812 года состоялось торжество перенесения святыни из Старо-Черкасска в Новочеркасский храм угодника Божия Николая Чудотворца. По указанию соборного священника Иоанна Долотина в торжествах участвовало все градское духовенство и хоровая капелла. В Черкасске, в старом деревянном храме состоялось богослужение. После литургии состоялся храмовый молебен, а затем панихида по всем священникам, которые служили в той церкви. По окончании службы священник Иоанн Долотин взял святой антиминс, вынес его из Черкасской Николаевской церкви и в предшествии святой дарохранительницы понес к шлюпке. За антиминсом вынесли святой престол, богато убранный, за ним образ угодника Божия Николая Чудотворца, затем местные иконы Спасителя Божией Матери и другие, плащаницу и т.д. Шлюпка от берега Черкасска отошла в 7 часов 19 минут 9 мая 1812года. И направилась к Новочеркасску.

Так как Николаевский храм в Черкасске был освящен 7 октября 1710 года, то он прослужил в прежней Донской столице — Черкасске 101 год 7 месяцев и два дня. В Новочеркасске новоустроенный Николаевский храм был освящен священником Иоанном Долотиным 22 июля 1812 года.

В 1819году прихожане Николаевской церкви , называемой уже в то время Никольской, просили Войсковую канцелярию рассмотреть вопрос о возможности замены существующей деревянной церкви на каменную. Прихожане ставили в известность войсковое начальство, что часть материалов для строительства Николаевской церкви уже заготовлена, как, например, железо, дикий и желтый камень, кирпич и др. Но не хватало наличных средств на организацию строительных работ. Зная о том, что в Войсковой канцелярии есть немалые денежные средства, оставленные умершим полковником Мелентьевым на благие дела, прихожане просили выделить 15 тыс. руб. в заем на строительство каменного храма. Войсковая канцелярия указанной суммы не дала, так как требовалось дополнительное разрешение наследников, но разрешило казначею майору Курнакову выдать под проценты прихожанам Никольской церкви на один год заем в 1 тыс. руб. серебром.

В этом же 1819 году по просьбе прихожан были утверждены попечители строящейся церкви в лице отставного полкового писаря Петра Федотова и отставных казаков Герасима Щербакова и Федора Грекова. В 1821г., отвечая на новые просьбы прихожан Николаевской церкви ,Войсковая канцелярия разрешила разобрать уже частично построенную каменную церковь во имя того же св. Николая Чудотворца в Черкасске и полученный кирпич перевезти в Новочеркасск. Более того, разрешалось для перевозки камня и кирпича из Старочеркасска использовать подводы и казаков из рабочих полков, обустраивающих Новочеркасск. Канцелярия также выдала прихожанам Никольского храма сверх положенной каждому горожанину двухгодовой льготы еще льготы на три года. Старую деревянную, оставшуюся без надобности в Старочеркасске Николаевскую деревянную церковь было рекомендовано отдать в Махинскую станицу. Были переизбраны и попечители новоустрояемой каменной Николаевской церкви. Ими стали: тот же полковой писарь Петр Федотов, а также сотник Иосиф Клунниковы и отставной казак Федор Павлов. Проект церкви, созданный самими прихожанами Николаевской церкви был отдан на экспертизу архитектору Амвросимову с указанием на то, что проект прихожан беден и не может стать украшением новой столицы. Поэтому архитектору предложили составить другой проект.

В 1829г. в Новочеркасске освящается первая каменная в городе церковь во имя св. Николая Чудотворца с двумя приделами: правый во имя св. великомученицы Варвары и левый — Успения Божией Матери. Трехпрестольный, особопочитаемый Никольский храм, построенный на Почтовой улице (ныне пл. Левски на ул.Пушкинской — Е.К.) имел немало древних богослужебных книг и икон .Внешне, на сохранившихся фотоснимках, храм представляет собой одноэтажный однокупольный белокаменный храм с каменной колокольней, пристроенной к церкви.

Но нам мало, что известно о его истории вплоть до революции и гражданской войны на Дону. Известен, например, такой факт, что при занятии казачьим отрядом Войскового старшины Голубова и отрядом революционных черноморских матросов Мокроусова в феврале 1918 года Никольский храм был поврежден при артобстреле. «Снаряд попал прямо в боковую стену алтаря одного из приделов. Разрушен правый наружный обрез оконной амбразуры. Массивная железная решетка выворочена….От осколков пострадали внутри стены и потолок. Престол приведен в безпорядок».(«Донской Край», 1918г,© 18 от 11(24)мая.). Поскольку стреляли от железной дороги, то попали в правый придел, т.е. придел во имя св. великомученицы Варвары. Автор заметки саркастически отмечает: » Хоть и плохие они артиллеристы (красноармейцы — Е.К.) , но направление улицы само без установки прицела указывало : жарь прямо вдоль улицы пониже к земле и попадешь в святыню, чтимую «буржуями», а может чего доброго и в самих буржуев, так как они имеют обыкновение собираться для молитвы в своих храмах».(там же). Эти повреждения прихожане храма быстро восстановили, после взятия Новочеркасска восставшими казаками. Но это оказался первый сигнал новой власти, которая вскоре разрушит всю Никольскую церковь.

Первые признаки недовольства советских граждан Никольской церковью, опубликованные в официальной печати середине 30-х годов, звучали от …телеграфисток городской почтовой конторы, стоявшей недалеко от церкви (ныне Узел связи на Платовском пр.). Телеграфисткам мешал колокольный звон Никольской церкви, так как он заглушал сигналы телеграфных аппаратов. В газетной заметку трудящиеся просили городские власти прекратить колокольный звон. Звон запретили, а вскоре закрыли и церковь.

В 1935г. Никольский храм был закрыт, а его церковные ценности изъяты. Интересный материал был найден нами в статье «О защитниках лишенцев и «хозяйственном» способе продажи домов», опубликованной в городской газете «Знамя Коммуны © 19 от 25 января 1936 года. Лишенцами называли советских граждан, лишенных судом избирательных прав за свое социальное происхождение, т.е. «классовых врагов» (например, дворяне, священнослужители, офицеры Белой армии и др.) или за совершенные преступления. Под «хозяйственным» способом продажи домов здесь подразумевается простая спекуляция. В статье разоблачается антисоветская деятельность работников Новочеркасского городского финансового отдела во главе с руководителем Горфо Рыжковым. «Инспектор Воропаев продал «хозяйственным» способом домостроение по Хлебному © 22 (переулку — Е.К.) монашкам Жарновой и Тимофеевой за 600 руб. Оценка же домостроения — 2935 руб. За эти услуги монашки ему шьют из церковной материи два одеяла, две рубашки, две тюбетейки. Кроме того, Воропаев при изъятии ценностей Никольской церкви в 1935 году присвоил себе из церковного имущества умывальник, стол, стулья, серебряные оклады с икон и др. вещи. Он производит изъятие муки, свечей, угля по закону не подлежащих изъятию и вынуждает ктитора ( старосту — Е.К.) церкви Кубкина дать ему взятку в 200 рублей и пуд муки…Воропаев продает церковные часы Новочеркасскому музею. Полученные деньги не сдает в кассу горфо (выделено нами — Е.К.)».

Таким образом, уже другие «артиллеристы» добили Никольскую церковь и растащили ее имущество. Следующим этапом был 1939год. В той же городской газете «Знамя Коммуны» в статье «Реконструкция Площади труда» читаем: Полным ходом ведутся работы по реконструкции Площади труда (бывшая Никольская — Е.К.).Десятки рабочих разбирают церковь ( Никольскую — Е.К.) , занимающую центральную часть площади. На месте церкви намечено разбить сквер, а в нем будет поставлен памятник герою гражданской войны на Дону — Подтелкову».( © 183 от 14 августа 1939г.).

Везло как-то Федору Подтелкову в Новочеркасске. И площадь соборную (ныне Ермака) его именем в 20-м году называли, а затем переименовали в Красную площадь имени М.В. Фрунзе. И Центральный рабочий клуб был имени Подтелкова в Атаманском дворце, а затем в здании бывшего Дворянского собрания. На бывшей Никольской площади хотели поставить ему памятник на месте разрушенной Николаевской церкви. Не поставили. Но на Троицкой площади памятник Подтелкову и М.Кривошлыкову ставили дважды. Последний гранитный вариант памятника стоит и поныне на месте, где была разрушена другая, Троицкая церковь. Стоит памятник на бывшей алтарной части, там, где раньше Божия святость была, затем «сталинская правда» творилась (см. материал о Троицкой церкви — Е.К.), а потом стали памятники ставить один лучше другого …И все на костях тех, кто погребен на этой многострадальной площади за многие десятилетия ее существования..

Не стало Никольской церкви. Нет Никольской площади. Но есть память о них. Память попытался материализовать 19 ноября 1995года протоиерей Михайло-Архангельской церкви г. Новочеркасска о.Олег Добринский. Он установил на площади Левски ( бывшей Никольской ) «при громадном стечении верующих новочеркасцев» большой деревянный крест в центре площади в память о «разрушенной большевиками» Николаевской церкви. И стоит этот крест, несмотря на некоторое общественное волнение, прокатившееся по Новочеркасску в начале 1996г. Деревянный крест подвергся нападению и осквернению неизвестными. Тогда о. Олег добился изготовления и установления на прежнем месте креста из металла, который и стоит на своем месте до настоящего времени.