Сегодня: 30 Апрель 2017, Воскресенье

Картина церковного строительства в Новочеркасске была бы неполной, если не показать наряду с возведением и открытием приходских церквей устройство в различных государственных, военных, учебных и иных учреждениях и организациях так называемых «домовых церквей», т.е. храмов внутри зданий и помещений, служащих для отправления религиозных надобностей служащих или учащихся именно этих учреждений или организаций.

1. Крестовая церковь при Архиерейском доме.

5 апреля 1829г. открывается самостоятельная второклассная Донская епархия. В связи с этим Новочеркасск становится епархиальным городом с месторасположением в нем Донского архиерея. Для него в 1830г. был куплен у протопопа ( старое название протоиерея — Е.К.) Мерхалева деревянный дом на каменном фундаменте. В том же году к нему пристроена деревянная крестовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре было начато строительство на Соборной площади кирпичного двухэтажного Архиерейского дома, которое было закончено по одним данным в 1834году, а по другим в 1837году. В новом архиерейском здании на 2-м этаже была устроена и освящена крестовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом с правой стороны во имя Преображения Господня. Освящал эти домовые церкви Высокопреосвященный Афанасий (Телятев),Архиепископ Новочеркасский и Георгиевский (так назывался первый Донской Архипастырь — с 1829г. по 1842г., когда было изменено название на Донской и Новочеркасский — Е.К.).

2. Симеоновская церковь при Атаманском дворце.

Для восстановления сил после изнурительных тренировок не забудьте креатин купить на сайте интернет-магазина Body For Life. Там хороший выбор и доступные цены.
При Войсковом Наказном Атамане М.Г. Хомутове по проекту областного архитектора И.О. Вальпреда между Платовским сквером и Александровским садом начинается строительство двухэтажного кирпичного Атаманского дома (дворца). В 1863г. при Войсковом наказном Атамане П.Х.Граббе Атаманский дом вводится в эксплуатацию. 29 июля 1867г. во дворце закладывается в левой части Атаманского дома на втором этаже домовая церковь, которая по окончанию строительства в июле 1870г. освящается во имя преподобного Симеона Персианина в память избавления от покушения на жизнь Государя Императора Александра 11 террориста Д.В.Каракозова 4 апреля 1866года. («Донской календарь на 1875г.»,стр.16.). В домовом храме отправляли свои религиозные надобности все Войсковые Наказные Атаманы, проживающие в этом же здании, члены их семей и др. В этой же церкви проводились панихиды по всем почившим Донским Атаманам. Когда в начале ХХ века рядом на Дворцовой улице расположилась частная гимназия Е.Д.Петровой, то ее учащимся было разрешено посещать при необходимости домовую церковь в Атаманском дворце. Его здание сохранилось. В помещении бывшей домовой церкви в настоящее время располагается кабинет заведующей финансовым отделом Администрации города.

3. Церковь во имя всех святых при Донском архиерейском загородном доме.

8 сентября 1874года происходило торжественное освящение храма построенного при Донском архиерейском загородном доме во имя всех святых.

В конце 60-х годов Иван Матвеевич Платов, сын знаменитого Донского Атамана Матвея Ивановича Платова, подарил новому Архипастырю, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону свою фамильную загородную дачу с прекрасным садом, хорошим домом и разными хозяйственными постройками. С этого времени бывшая Голицинская дача, названная так по фамилии зятя Дмитрия Григорьевича Голицина, который построил на территории бывшего имения Платовых недалеко от железной дороги каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стала называться архиерейской дачей. Здесь Архиепископ Платон решил устроить место для лиц, которые посвятят свою жизнь «постоянным подвигам молитвы и духовнаго труда во славу Божию». С этой целью на территории дачи, точнее на месте бывшей цветочной оранжереи Платовых, значительно дальше от железной дороги, где уже стояла красивая Рождество-Богородицкая церковь, был устроен храм во имя всех святых.

Храм этот имел особую архитектуру. Он был каменный, двухэтажный. В середине было возвышение с окном, в котором висели три колокола, а на крыше стояли два позлащенные креста. Внутри здание разделялось на две части. Северо-восточную часть составлял святой храм, с прилегающими к нему притвором, ризницей, пономарней и небольшим коридором. Вмещал он до 300 чел. на одну службу. Окрашен был храм в светло-голубой цвет. Особо выделялся своей красотой иконостас, украшенный святыми иконами с искусной позлащенной резьбой. В середине иконостаса над царскими вратами была установлена икона всех святых. В храме было много подаренных богослужебных принадлежностей. Архиепископ Платон подарил сребропозлащенный напрестольный крест, такой же потир и дискос со всеми принадлежностями. Вознесенский кафедральный собор преподнес большое напрестольное евангелие, а Александровская церковь — малое евангелие и т.д.

Вторую юго-западную часть здания составляют помещения для монашествующей братии. Здесь в двух этажах были устроены келлии, разделяющиеся коридором на две половины и сообщающиеся внутренней лестницей. Хотя они были малы по размеру, но «уютны, покойны и приличны». Для иеромонахов были приготовлены по две комнаты, а по одной — для послушников. В этом же здании были церковные хоры и храмовая библиотека. Храм был устроен стараниями Архиепископа Донского и Новочеркасского Платона и пожертвованиями донской паствы.

4. Кирилло-Мефодиевская церковь при Новочеркасской мужской гимназии.

До 1876г. Новочеркасская мужская гимназия не имела собственного пригодного к нормальному учебному процессу здания. Построенное подрядчиком-строителем Н.И. Лимаревым и открытое директором С.С. Робушом для занятий на Ермаковском проспекте двухэтажное красивое здание имело наряду с учебными классами и кабинетами помещение для домовой (гимназической) церкви. Но законоучитель гимназии протоиерей Иоаким Фесенков не принял новое помещение церкви, так как посчитал его неправильно построенным, т.е. не отвечающим каноническим требованиям Русской Православной церкви. В этом его поддержал Архиепископ Донской и Новочеркасский Платон. Возникла ситуация, когда здание гимназии было принято к введению в эксплуатацию, а помещение гимназической церкви в нем — нет.

Архитектору Фомину, по указанию Войскового Наказного Атамана Н.А.Краснокутского, было поручено перепланирование помещения под церковь мужской гимназии. Он предложил план двухэтажной пристройки «о 7 окнах» стоимостью в 36 тыс. руб. Но так как это были не предусмотренные сметой на строительство гимназии средства, то в этой сумме было отказано. Тогда новый директор гимназии В.И. Хорошевский предложил не пристраивать здание для церкви, а перестроить ряд классов. И вот проект перестройки 3-х классов и учительской, предложенный гражданским архитектором Айвазовым был принят и утвержден, а затем отдан с торгов в подряд строителю Филиппу Чеботареву.

Работы по устройству помещения для гимназической церкви начались в начале лета 1882года. 12 декабря этого же года состоялось торжество освящения гимназической церкви во имя св. первоучителей Кирилла и Мефодия ,проведенное Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием в сослужении и.д. ректора Донской духовной семинарии архимандрита Иоанникия, законоучителя гимназии протоиерея И.Фесенкова и других священнослужителей. С поучительным словом обратился к преподавателям и учащимся гимназии законоучитель протоиерей Иоаким Фесенков. Он в частности сказал: «Будем же желать и молиться, чтобы в корпорации нашей гимназии была истинная церковь Христова, т.е. общество учащагося молодого поколения, соединеннаго между собою верою и любовию, руководимое невидимо Духом св. и водимо своим начальством к тому, чтобы из него образовались истинные члены церкви и полезные слуги Царю и отечеству. Аминь».(«Очерки истории Новочеркасской войсковой гимназии», составил священник И.Артинский, Новочеркасск, 1907г., стр.418.).

5. Церковь во имя Иоанна Богослова в Донской духовной семинарии.

1 октября 1868 г. в Новочеркасске в арендованном частном доме открывается Донская духовная семинария. В 1883г. она получает на Платовском проспекте красивое двухэтажное кирпичное здание и вспомогательные помещения, построенные по проекту архитектора А.А.Ященко ( ныне здание входит в комплекс учебных зданий училища связи). В этом же году на 2-м этаже здания освящается семинарская церковь во имя Иоанна Богослова.

6. Николаевская церковь в Донском кадетском Александра 111 кадетском корпусе.

Высочайшим утверждением Государя Императора Александра 111 15 февраля 1883года мнения Государственного Совета в Новочеркасске был учрежден Донской кадетский корпус. 30 августа 1883г. состоялось торжественное открытие кадетского корпуса, но в приспособленных помещениях частных арендованных домов. 6 мая 1885года состоялась закладка комплекса собственных кирпичных зданий корпуса по проекту инженер-полковника Покотилова. Строил здания по контракту с Главным управлением военных учебных заведений петербургский купец Меер — Фридланд под наблюдением инженер -полковника Залесского. В августе 1886 году основной трехэтажный корпус был закончен. В этом же 1886 году была освящена при протоиерее Ляборинском корпусная церковь во имя Святителя Николая, построенная по рисунку московского архитектора А.С. Каменскаго. Изящный мраморный иконостас корпусной церкви, изготовленный в Италии на средства донского торгового казака Кошкина , был высоко оценен Императором Александром 111 при посещении кадетского корпуса и церкви 7 мая 1887г. Александр 111 восхищался также удачным исполнением образа святой Троицы на стекле алтарного окна, а также прекрасно выписанным на другом стекле образом Спасителя в натуральный рост по образцу в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века ряд икон для «кадетской церкви» написал новочеркасский художник Елисей Гаврилович Черепахин. Домовая церковь прослужила кадетам до 1920г. С установлением советской власти в здании кадетского корпуса был устроен военный госпиталь, а затем различные военно-хозяйственные и иные курсы. Позднее сюда переведут ККУКС, т.е. кавалерийские курсы усовершенствования командного состава . А их сменит танковая часть. Ныне в здании бывшего кадетского корпуса располагается дивизия МВД «Дон».

7. Церковь во имя великомученицы Варвары в Мариинской женской гимназии.

27 августа 1860г. в приспособленном частном доме открывается девичье училище 1-го разряда. 29 августа 1867года на его основе открывается Мариинская Донская женская гимназия. В 1883году гимназия получает в свое распоряжение роскошное трехэтажное каменное здание на Атаманской улице (напротив нынешнего театра им. В.Ф. Комиссаржевской), построенное по проекту архитектора А.А. Ященко. В нем на 2-м этаже была сооружена и освящена в 1889году домовая церковь во имя святой великомученицы Варвары . Позднее в этом помещении будет организован кино-концертный зал для тех учебных заведений советского периода, которые располагались в данном здании. А располагались здесь и пединститут, и Высшая Коммунистическая сельхозшкола, и сельхозтехникум, и техникум-совхоз «Октябрьский». Ныне здание находится в распоряжении Аграрного техникума, а часть помещения на первом этаже занимает управление Всевеликого войска Донского Атамана Н.И. Козицина.

8. Церковь св. МарииМагдалины в Донском Мариинском институте благородных девиц.

В 1891г. Донской Мариинский институт благородных девиц ( существующий в Новочеркасске с 1853г.) получает в свое распоряжение прекрасное трехэтажное каменное здание на Почтовой (ныне Пушкинской) улице .На 3-м этаже над центральным входом была устроена институтская церковь во имя св. Марии Магдалины, которая и была освящена в этом же 1891году 8 сентября .

С установлением советской власти в Новочеркасске в 1920г. в здании института был устроен военный госпиталь, а церковь, естественно, закрыли. Позднее здесь расположился Донской институт сельского хозяйства и мелиорации (ДИСХиМ). Его сменил Новочеркасский Инженерно-мелиоративный институт, который недавно был реорганизован в Новочеркасскую государственную мелиоративную академию.

Помещение самой домовой церкви сохранилось, в нем ныне находится огромная учебная аудитория для дипломного проектирования.

9. Церковь во имя великомученика Иоанна-воина при городском «тюремном замке».

История Новочеркасского тюремного замка ( не путать с Новочеркасской тюрьмой в районе кирпичных заводов — Е.К.) начинается в первые годы со времени основания города. Известно, что в 1813году в деревянном остроге (тюрьме), расположенном в начале нынешней ул. Кавказской у самого железнодорожного полотна была освящена острожная церковь во имя великомученика Иоанна-воина. В 1891г. при «тюремном замке» в Новочеркасске была окончена строительством и освящена каменная церковь во имя великомученика Иоанна-воина. Церковь прослужила до первых лет советской власти, а затем была ликвидирована вместе с острогом. Ныне на территории бывшего «тюремного замка» находится нижняя промплощадка завода им. Никольского.

10. Церковь Пречистой Божией Матери в Епархиальном женском училище.

В 1889году в приспособленном помещении начинает занятия Епархиальное женское училище. В 1894 г. училище получает собственное трехэтажное каменное здание с общежитием на Платовском проспекте. В этом же здании в этом же 1894году освящается училищная церковь во имя Пречистой Божией Матери. Церковь закрывается в 1920г. с размещением в этом здании Пензенских кавалерийских курсов. Позднее здесь будут учиться студенты Зооветинститута, Инженерно-мелиоративного института, а ныне мелиоративной академии.

11. Петро-Павловская лагерная церковь Донского Александра 111 кадетского корпуса.

В 1886году областное правление выделило Донскому кадетскому корпусу для полевых (лагерных) занятий кадет 54 десятины земли (около 60 гектар) за городом в хуторе Персиановском. Здесь стараниями и средствами торгового казака И.С.Кошкина была устроена деревянная лагерная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1897г. Прослужила церковь до первых лет советской власти, а потом была разобрана.

12. Церковь Святого Архистратига Михаила в Новочеркасском казачьем юнкерском училище.

Новочеркасское казачье юнкерское училище со дня своего основания (1869г.) не имело собственной училищной (домовой) церкви. Поэтому с его развитием и укреплением учебно-материальной базы поднималась проблема о строительстве собственной церкви. Вопрос стал получать практическое разрешение только с того времени, когда отставной урядник Усть-Медведицкой станицы Стефан Никифорович Дронов разновременно пожертвовал Новочеркасскому училищу 3500 руб. Начальник училища, имея хотя и скромные, но все же средства, обратился по инстанции с запросом на разрешение строительства училищной церкви.

9 мая 1898г. была произведена закладка помещения для церкви. Церковь строилась в виде одноэтажного кирпичного с пристроем к зданию казачьего юнкерского училища на Платовском проспекте флигеля с полуциркулярным сводом. Помещение церкви имело внутри хоры и наружную колокольню. Размеры церковного здания были: около 19 саж. Длины (т.е. около 40 м.) 4 саж. ширины (т.е.8,5м.) и 3 саж. высоты (т.е.6,4.м.). Здание казачьего училища и пристроенное к нему помещение церкви сохранилось (двухэтажное здание школы прапорщиков рядом со сгоревшим зданием на углу Платовского пр. и пл. Ермака — Е.К.).24 сентября этого же 1898года церковь во имя Святого Архистратига Михаила была освящена Преосвященным Иоанном, Епископом Аксайским, викарием Донской епархии.

Иконостас в училищной церкви был резной работы из липы «травленной под орех», с иконами, написанными на полотне , в т.ч. написанные офицерами училища. Например, Образ Спасителя был написан в 1903г. подполковником, князем Д.А. Крапоткиным, а Образ Усекновения Честныя Главы Иоанна Крестителя в том же году — сотником Н.А. Красновым. Напрестольное Евангелие было пожертвовано Епископом Аксайским Иоанном.

В училищной церкви были вывешены две черные мраморные памятные доски. На одной было указаны фамилии убитого в Русско-турецкую войну 1877-1878г.г. выпускника училища хорунжего Гурбанова, а также имя скончавшегося 1 января 1905г. от ран, полученных в Русско-японскую войну подъесаула Константина Михайловича Калинина. На второй доске были фамилии выпускников училища, погибших во время революционных беспорядков 1905-1907 годов: подъесаул Дмитрий Степанович Белоглазов (17 января 1907г. в Санкт-Петербурге), подъесаул Петр Федорович Аврамов (3 апреля 1906г. в г.Борисоглебске), подъесаул Гурьев, хорунжий Владимир Петрович Чайкин и хорунжий Михаил Петрович Гугуев (23 декабря 1906г. от взрыва бомбы в пос. Амур Екатеринославской губернии),хорунжий Никифор Аверкиевич Фирсов (15 июня 1905г. в Венденском уезде).

Первым настоятелем училищной церкви был назначен священник Иоанникий Яржемский, а первым церковным старостой стал жертвователь храма урядник С.Н. Дронов. На его же средства была сооружена и икона св. Архистратига Михаила, для которой позднее был сделан мраморный киот. Позднее икону вывесили в большой зале училищного корпуса на Ермаковском проспекте (здесь было общежитие казачьего училища — ныне гостиница КЭЧ, напротив поликлиники © 2).

13. Николаевская церковь в Атаманском техническом училище.

В 1888году на Михайловской улице в новом кирпичном трехэтажном здании открывается Атаманское техническое училище. Но только в 1901году 29 апреля состоялось торжество освящения училищной церкви во имя Святителя Христова и чудотворца Николая. Накануне освящения домовой церкви в ней было проведено всенощное бдение, которое совершал назначенный к этой церкви священник Евграф Овсянников, известный Донской богослов, специалист по миссионерской деятельности среди старообрядцев и сектантов. На литию и величание выходили Новочеркасский о. благочинный протоиерей Николай Кратиров, еще более известный миссионер, а так же ключарь Вознесенского кафедрального собора о. Тит Клементов. (Возможно, на то, что в училище собрались такие известные миссионеры повлияло, что буквально в 50м. от здания Атаманского училища уже красовалось с 1898года шпилевидное здание лютеранской кирхи, прихожане которой причислялись к сектантам -Е.К.). Крест, возвышавшийся над крышей училища, во время всенощного бдения был освещен только что проложенным в училище электрическим током и был виден далеко вокруг.

На другой день само освящение Николаевской училищной церкви совершил Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий в сослужении протоиерея Н. Кратирова и священника Е. Овсянникова. Службу сопровождал архиерейский хор, управляемый регентом священником М. Ерханом. На торжестве освящения присутствовал Войсковой Наказной Атаман К.К. Максимович с супругой, помощник Атамана по гражданской части, преподавательский состав училища. После освящения храма староста новоосвященной Николаевской церкви П.Л.Апанасов предложил почетным гостям праздничный обед. («Донские Епархиальные Ведомости», 1901г.,© 14, неоф. отд.,стр.293-295.).

С установлением советской власти домовая церковь была закрыта, так как здесь в 1920-1922годах работал советский Практический институт. Позднее в здании бывшего Атаманского училища открывали свою деятельность ремесленное училище, Горный техникум, Химико-технологический техникум, который был преобразован в работающий ныне Машиностроительный колледж.

14. Свято-Духовская церковь в здании местной казачьей команды.

В 1853г. в Новочеркасске открывается первое среднее специальное учебное заведение — Мариинский институт благородных девиц. Для него было построено специальное двухэтажное каменное здание на тогдашней Институтской площади (ныне пл. Павлова). В 1891г.институт переходит в построенное специально для него трехэтажное каменное здание на ул. Почтовой (ныне ул. Пушкинская, главный корпус мелиоративной академии), а оставленное здание было передано в ведение местной казачьей команды. Бывшая в этом здании церковь св. Марии Магдалины была освящена во имя Святого Духа в начале ХХ века .С установлением советской власти домовая церковь была закрыта. Ныне в этом здании госпиталь МВД.

15. Покровская церковь в Новочеркасском духовном училище.

Покровская церковь в Новочеркасском духовном училище.31 августа 1902года было окончено строительство нового двухэтажного корпуса Новочеркасского духовного училища на Ермаковском спуске. На 2-м этаже здания была сооружена училищная церковь во имя Покрова Божией Матери. Освятил Покровскую церковь 22 сентября 1902г. Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий. Эта церковь была закрыта в 20-е годы в связи с расположением здесь трудколонии для несовершеннолетних, а затем заводоуправления Станкостроительного завода. Помещение домовой церкви использовалось под клуб, актовый зал, конференц-зал и библиотеку.

16. Домовая церковь при Акцизном управлении.

В некоторых источниках, но не ранее 1905г. указывается на существование домовой церкви (без названия) в Акцизном управлении, т.е. учреждении, занимающемся сбором акцизных (скрытых) налогов с виноводочных изделий и др. С упразднением Акцизного управления была ликвидирована и домовая церковь.

17. Александровская церковь при Реальном училище.

При Новочеркасском Александровском реальном училище (ныне здание средней школы © 1) в июне 1914 года с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира было приступлено к устройству и оборудованию домовой церкви в честь св. благоверного Великого Князя Александра Невского .Средства на ее создание выделил Почетный попечитель Реального училища генерал-майор Петр Петрович Рыковсков. Проектировал училищный храм тогдашний городской архитектор В.А. Властов. Под его присмотром церковь в октябре была сооружена и освящена. Эта церковь также прослужила в основном до установления советской власти.

В ней отправляли религиозные надобности учащиеся реалисты, члены Донисполкома (местный орган Временного правительства — Е.К.) в первой половине 1917., а в годы гражданской войны и девицы из Смольного института благородных девиц, который после занятия большевиками здания Смольного в Петрограде в октябре 1917г., был перебазирован в Новочеркасск и расквартирован в части Реального училища. В декабре 1919г. реалисты и девицы покинули свое здание в Новочеркасске, уйдя в Крым, и оно вскоре перешло под занятия советской общеобразовательной 9-ти летки, а позднее средней школы им. Максима Горького. В годы войны здесь располагался военный госпиталь, а в конце 40-х годов в здание вернулась 1-я средняя школа, учащиеся которой и поныне занимаются в этом помещении.

Загородные церкви.

Новочеркасск — казачья столица Дона и поэтому он имел в своей структуре казачьи станицы, в начале своей истории три (Верхняя, Средняя и Нижняя), затем две (Первая и Вторая Новочеркасские) и в конце Х1Х века одну станицу — Новочеркасскую. В состав этой станицы входило ряд хуторов, которые имели свои православные церкви, приписанные к Новочеркасскому благочинию:

  • в хуторе Мишкино в 1865г. была освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1875г. — загородняя архиерейская церковь во имя всех святых.
  • в хуторе Садковско-Николаевском в 1877г. была построена взамен сгоревшей в 1875г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь.
  • в хуторе Мало-Несветайском в 1866г. была сооружена каменная Успения Божией Матери церковь, которая была «расширена » в 1885г.
  • в хуторе Кундрюческо-Соколовом церковь во имя преподобного Михаила Маленина была создана на средства Наказного Атамана М.Г. Хомутова в 1858г. В 1890г. она была обложена кирпичом, а в 1893г. — перестроена и перекрыта.
  • в хуторе Персиановском церковь Вознесения Господня сооружена в 1888г.
  • в предместьи Хутунок в первые годы первой Мировой войны(1914-1915г.г.) были построены солдатские деревянные бараки под личный состав 2-х запасных пехотных полков — © 272 и © 273 и при них стояла такая же барачного типа деревянная церковь примерно на том месте, где ныне шумит Хотунской рынок (напротив памятника авиаторам с самолетом ). В честь кого и когда была освящена церковь нам неизвестно. Скорее всего, в честь Иоанна-воина. Но известно, что она стояла еще в 30-х годах.

Особо следует назвать церковь Рождества Пресвятой Богородицы в загородной резиденции Донских архиереев в хут. Мишкино ( исторически правильно называть — Мышкино — Е.К.).Здесь в бывшем имении Платовых на средства зятя Ивана Матвеевича Платова и его жены Анны Степановны Платовой , урожденной Мартыновой, князя Дмитрия Григорьевича Голицина в 1865г. была устроена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 7 октября 1874года скончался в Новочеркасске сын знаменитого Донского Атамана Матвея Ивановича Платова — Иван Матвеевич Платов. По его завещанию похороны состоялись в загородной даче, подаренной ранее покойным Донскому архиерейскому дому. 12 октября состоялись похороны И.М.Платова в его бывшем имении в Мишкино (Мышкино) в специально устроенном под церковью Рождества Пресвятой Богородицы склепе. Затем в этом же склепе стали хоронить близких родственников И.М.Платова .Здесь же похоронили и жену Анну Степановну. По завещанию Ивана Матвеевича 26 апреля 1875 года , в теперь уже фамильном склепе , захоронили и останки Войскового Атамана войска Донского, основателя Новочеркасска , героя Отечественной войны 1812 года , графа и кавалера многих орденов Матвея Ивановича Платова. Его прах был перевезен по железной дороге из захоронения у стен строящегося в Новочеркасске в то время второго варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора. Архиепископ Платон произнес речь при погребении знаменитого Донского Атамана.

Ныне церковь являет нами горестные останки былого величия как храма, так и лиц, захороненных в фамильном склепе. Неоднократные экспедиции в этот фамильный склеп несколько улучшили состояние захоронений в нем, но и церковь и фамильная усыпальница Платовых ждут часа своего возрождения.

Часовни в Новочеркасске.

Наряду с церквями строились в Новочеркасске и православные часовни.

Так, в 40-х годах Х1Х века на Соборной площади была построена часовня над фамильным склепом семьи М.И.Платова памятником работы известного скульптора Мартоса (не сохранились).

В 1881г. недалеко от угла Атаманской ул. и Платовского проспекта ( т.е. перед фасадной частью центрального Универмага) была построена и освящена часовня во имя св. благоверного князя Александра Невского (есть фото, часовня не сохранилась).

В 1889г. «новочеркасскими дрогалями» ( т.е. извозчиками, от слова «дроги») на площади Старого базара ( ныне Азовского ) была устроена маленькая часовенка в честь чудесного избавления царской семьи при крушении царского поезда на станции Борки 17 октября 1888г. ( не сохранилась).

церковь памяти Александра IIВ 1892году напротив здания конторы Почтамта на Платовском проспекте на территории Александровского сада (примерно где сейчас детские атракционы) была сооружена часовня, посвященная памяти трагически погибшего Императора Александра 11.

Наряду с указанными православными часовнями в Новочеркасске были устроены в разное время часовни: на Ермаковском пр. (рядом с бывшим казачьим юнкерским училищем, ныне здание КЭЧ), на Троицком базаре (ныне Сенной рынок), на старом городском кладбище (в память о погибших на войне 1914-1917г.), на новом (втором) городском кладбище на Хотунке, на Трехкрестовом лугу ( недалеко от нынешней Бирючекутской станции) , а также при городском морге в больнице «Общества Донских врачей» на Ратной ул. (ныне БСМП на ул. Красноармейская).

Инославные храмы.

Среди неправославных церквей, устроенных в Новочеркасске в основном в конце ХIХ — начале ХХ века следует назвать :

  • старообрядческие молитвенные дома «один на Почтовой улице, дом Байдалакова, и другой, на Базарной улице, дом Шлычкова». В 1908г. на месте прежнего молитвенного дома Байдалакова построен и освящен старообрядческий Николаевский храм (ныне на этом месте стоит здание городской пожарной части).
  • на ул. Михайловской (ныне ул. Кирова) в 1898г. по проекту архитектора Н.И. Роллера была построена остроконечная лютеранская кирха. Здание сохранилось и используется новочеркасскими евангельскими христанами-баптистами как храм.
  • Католическая церковьна ул. Просвещения (ранее Николаевский пр.) в 1903г. была построена римско-католическая церковь. Здание сохранилось до наших дней. После Великой Отечественной войны в нем располагалась ремстройконтора НПИ (ныне НГТУ). С 1995 года здание реставрировалось и на сегодня храм и окружающий его территорию забор выглядят достаточно хорошо. Первым католическим священником (ксендзом) Новочеркасского костела в течении 2-х лет был отец Эдвард. Его сменил (в связи с переходом о. Эдварда на служение в Ростов -на -Дону) по направлению архиепископа Тадеуша Кондрусевича отец Ежи Кроляк. Посещают церковь католики-поляки, немцы и др.
  • на современной ул. Бакунина и в хут. Татарка были две квартальные мусульманские мечети. В одной отправляли свои религиозные надобности «турецкоподданные», которых в Новочеркасске было большое количество, а в другой — татары. Мечеть в хуторе Татарском Хутунского сельсовета закрыта в 1932г. Хотели использовать под избу-читальню, но сельсовет не принимал к этому никаких практических мер. («Знамя Коммуны»,© 215 от 18 сент.1937г.). Рядом с Татаркой работает татарское кладбище, на котором хоронят по мусульманским обычаям.12 августа 1997г. управление юстиции Ростовской области зарегистрировало и выдало свидетельство за © 320 о регистрации религиозного Общества мусульман (РОМ) в Новочеркасске (предс. Арсланов Ф.А.).
  • на Хотунке действовала в начале походная (в кибитке на колесах), а потом постоянная калмыцкая ламаистская церковь (Нижнего улуса)под названием хурул.
  • в 1915году 23 августа в 11 часов дня в летнем помещении Городского клуба (клуб и здания не сохранились, находились рядом со зданием Гауптвахты) проживающие в Новочеркасске армяне собрались на собрание под руководством нахичеванского священника Бедельяна для обсуждения вопроса о ходатайстве перед городской Управой об открытии в столице Донского казачества армянской (грегорианской) церкви и школы («Донская жизнь»,© 190 от 21 авг. за 1915г.). Но этот вопрос, вероятно, в связи с продолжающейся Первой Мировой войной, не был решен.

Таким образом, религиозная жизнь Новочеркасска, православная в своей основой массе, была достаточно разноплановой. В городе перед 1-й Мировой войной и революцией 1917года действовало: непосредственно на территории города собор и 11 приходских церквей, 17 домовых церквей, более 10 православных часовен, 7 приписанных к городу (загородных) храмов, старообрядческая церковь, единоверческий храм, две мечети, лютеранская кирха, католический костел и др.