Сегодня:

(часть 1)(часть 2)(часть 3)

Третий вариант собора. 1893г. — 1904г.

Проект третьего варианта собора поручили областному архитектору, академику архитектуры А.А.Ященко. 24 марта 1891 г. проект был высочайше утвержден. В то же время учредили и Высочайше утвердили Соборостроительную комиссию, которая 22 мая «открыла свои действия». Военный Совет положил: «1) Постройку собора произвести в течение десяти лет и на расходы по этой постройке ассигновать ныне из общаго войсковаго капитала сверхсметные кредиты: а) на постройку собора 156.620 руб., и б) на содержание соборостроительной Комиссии, в счет годовой суммы, 13.000 руб.» Этим решением на постройку собора разрешалось выделять ежегодно 169.620 руб., которые слагались из 156.620 руб. + 13.000 руб.(«Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам», том ХХХ , за 1894г. С.-Петербург, 1895г., стр.491). Этим же постановлением были утверждены оклады архитектора — строителя собора в 6.000 руб. и его помощника — 2.000руб. В августе 1891 г. под наблюдением первого строителя собора архитектора А.А.Ященко начались работы по устройству фундамента. Для этого прежде разобрали старый фундамент и углубили котлован под новый фундамент. Сотни кубометров вынутой земли вывозились на засыпку многочисленных оврагов, пересекающих во многих местах улицы Новочеркасска. Рядом на соборной площади в это же время возводили необходимые вспомогательные здания.

«27 мая настоящаго года (1892 — Е.К.) на месте строющегося в Новочеркасске войскового собора был обнаружен старинный склеп и в нем гроб, обитый шелковой материей, с изображением креста и Адамовой головы на крышке, сделанным из серебряннаго галуна». Как установили, гроб принадлежал «выдающемуся священнослужителю» протоиерею Алексею Оридовскому. Именно он стоял у истоков освящения места под закладывающийся в 1805году Новый Черкасск и войсковой Вознесенский кафедральный собор. Протоиерей А.Оридовский присматривал за устройством в еще планируемом Новочеркасске первой деревянной часовни, в которой и было совершено освящение места под собор и сам город Новочеркасск. Скончался протоиерей А.Оридовский, по свидетельству его современников Петра Чеботарева и протоиерея Василия Рубашкина, в 1812г. По письменному свидетельству последнего протоиерей А.Оридовский «погребен 13-го (марта 1812г.- Е.К.) в Новочеркасске, за соборным олтарем каменной церкви.»(Д.Е.В.,1892г., неоф. отдел. © 14, стр.591). Именно это захоронение, совершенное в период строительства первого варианта каменного Вознесенского собора, строящегося с 1811г. по проекту Русско и было вскрыто строителями третьего варианта собора в 1892 г. Первого и самого активного священнослужителя Новочеркасска протоиерея А.Оридовского с почестями перезахоронили на городском кладбище 30 мая 1892 г.

В 1892 г. котлован под фундамент был подготовлен. Для его устройства вынули 4.665 куб. саж., т.е. около 10 тыс. куб. м. грунта. В этом же году решили построить водопровод специально для строительства собора, протяжением до 2-х верст из реки Аксая с подъемом до 20 тыс. ведер воды в сутки и стоимостью до 16 тыс. руб. Тут же на площадке у строящегося собора создали механическую лабораторию для испытания поставляемого кирпича. Решение о ее создании соборостроительная комиссия приняла еще 24 августа 1891г. Имея горький опыт обрушения двух вариантов собора, она справедливо опасалась начинать строительство третьего варианта собора. Поэтому для испытания строительных материалов и уверенности в их прочности создавалась механическая лаборатория .

Первые испытания в механической лаборатории провели 22 августа 1892 года. В частности, давалась оценка качеству цемента Черноморского завода. Поскольку оборудования для полного анализа не хватало, то часть материалов направлялась для исследований в механическую мастерскую Санкт-Петербурга. Опыт показал, что для эффективных исследований нужен пресс. Поэтому соборостроительная комиссия попросила профессора Николая Апполоновича Белелюбского (сына известного проектировщика и строителя Новочеркасского водопровода А.В.Белелюбского ), выбрать и рекомендовать необходимый пресс для испытания на прочность кирпича местного изготовления. Н.А.Белелюбский предложил закупить пресс Амслера в Швейцарии (давление до 33 тонн) и цементный копер Клеба. Вначале эти машины испытали в механической мастерской Санкт-Петербурга, а затем перевезли и установили в Новочеркасске. Их покупка и доставка обошлась войску Донскому в 20 тыс. руб. Наиболее интенсивно механическая лаборатория поработала в 1897г., на который пришелся пик строительных работ. Результаты физико-механических испытаний материалов помещены в «Лабораторной книге Соборостроительной комиссии» и в годовых отчетах о ходе работ по постройке собора. (г. «Мелиоратор», © 9 от 5 ноября 1994г.).

В следующем 1893г. скоропостижно скончался архитектор А.А.Ященко и его место в качестве строителя Вознесенского собора занял войсковой архитектор Илья Петрович Злобин. При нем продолжились работы в котловане, построено машинное здание для подачи воды из цистерны на постройку собора. В этом же году шла заготовка кирпича, цемента и других строительных материалов.

17 октября 1893 г. в день традиционного войскового праздника «при многочисленном стечении народа», колокольном перезвоне и пушечной стрельбе состоялась торжественная закладка нового варианта собора. «Ко дню закладки на основании алтарной стены вделан был камень с высеченным на нем углублением в виде креста; около него помещался другой камень, который предназначался для покрышки перваго камня. В обоих углах имелись отверстия для скрепления их толстыми железными прутьями. Прутья сделаны так, что при забивании концы их раздвояются сами собой, и затем поднять верхний камень совершенно невозможно. Кроме этих камней соборостроительной комиссией изготовлены были кирпичи из сераго камня с надписями лиц, которыя должны были заложить их в основание собора, серебряная дощечка с подробной надписью на ней времени закладки храма и монеты чеканки 1893 г. Кирпичей семь: для Войсковаго Наказнаго Атамана в.Д., начальника войсковаго штаба, помощника Войсковаго Наказнаго Атамана по гражданской части, Архиепископа Донскаго Макария, Епископа Аксайскаго Иоанна, областнаго предводителя дворянства и зодчего И.Злобина, руководящего теперь постройкой собора.»(«Донские Епархиальные Ведомости», © 21 от 1 ноября 1893г., неоф. отд., стр. 990-991).

На закладной доске, замурованной в специальном каменном футляре в фундаменте, нанесли следующую надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основался сей Соборный Храм в честь и память Вознесения Господня, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего ИМПЕРАТОРА Александра Александровича, супруге Его Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ Марии Феодоровне и Наследнике ЕГО Государе Цесаревиче Николае Александровиче; в управление войском Донским Войсковаго Наказнаго Атамана Генерал-Адьютанта, Генерал-от кавалерии, князя Николая Ивановича Святополк-Мирскаго, при святительстве же Высокопреосвященнаго Макария, Архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго, по проекту Академика Архитекторы Ященко, в присутствии Войсковаго Наказнаго Атамана Войска Донскаго, Архиепископа Донскаго, членов Соборостроительной Комиссии, членов всех присутственных мест Области войска Донскаго, Дворянства и Христолюбивых Донских воинов в лето от сотворения мира 7401, от Рождества Христова же по плоти Бога Слова 1893 года Октября 17 дня.»(«Войсковой Соборный Храм в гор. Новочеркасске», К.Лимаренко, изд. Соборо-Строительной Комиссии, Киев, 1904 г, стр. 10-11). На площади у строящегося собора провели Войсковой Круг. По окончании молебна Войсковой Круг направился в здание Областного правления (ныне училище связи), где участникам Круга преподнесли «войсковую хлеб-соль». В адрес Императора Александра 111 направили телеграмму о закладке войскового собора. В тот же день в Новочеркасск пришла телеграмма: «Генерал-адьютанту князю Святополк-Мирскому. Искренне благодарим войско Донское; радуюсь, что, наконец, состоялась закладка войсковаго храма, столь недостающего Новочеркасску. Александр. 17 октября 1893г. Гатчино.»(«Донские Епархиальные Ведомости», © 21 от 1 ноября 1893г., неоф. отд., стр. 993).

В 1894-1895 г.г. производилась кладка фундамента и двух нижних подвалов собора. Здесь следует отметить, что подземная часть собора проектировалась по принципу «плавающего фундамента», когда вес здания собора планировался равным весу грунта, вынутого из котлована под фундамент. Т.е. вес собора должен был уравновесить вес выбранного грунта. Эти условия потребовали закладки фундаментной плиты на глубине от 13,4 до 15 м.

Для изготовления кирпича на строительство собора, решением Военного Совета от 28 апреля 1894г., было определено построить с торгов (т.е. подрядным) или хозяйственным способом специальный кирпичный завод, на который выделили 36.198 руб. из сумм, направляемых на строительство собора. Ежегодные эксплуатационные расходы для завода определили в 1.500руб. Руководство войскового кирпичного завода соорудило дополнительный водопровод и построило 10 сараев для сушки сырца. Кирпич по требованиям механической комиссии должен был иметь сопротивление не менее 40 пудов на 1 кв. дюйм , что соответствует современной марке кирпича М-125. А песчаник — 160 пудов на 1кв. дюйм. Лучший цемент привозился из ряда городов России (Одесса, Новороссийск, Москва, Керчь и др.), а также из Англии. Эта же механическая комиссия исследовала строительные материалы при сооружении зданий Новочеркасского казачьего (юнкерского) училища на Платовском пр. (ныне здание артшколы), Новочеркасского реального училища (ныне школа © 1.), казачьих казарм в городе и др.

Но в 1896г. Комиссия обнаружила на соборной площади 600 тыс.штук кирпича, которые по проекту уже должны были быть заложены в основание фундамента. Прежний опыт обрушения двух вариантов собора подсказывал, что необходимо провести детальное обследование указанного факта и найти причину, по которой более полумиллиона штук кирпича оказались неиспользованными. Предварительный осмотр показал, что бутовая и кирпичная кладка фундамента произведены в размерах меньших, чем предусматривалось проектом Ященко. Архитектор Злобин вынужден был давать письменные объяснения в Главное инженерное управление при Военном Министре, под присмотром которого строился Войсковой собор в Новочеркасске. Управление командировало в Новочеркасск своего представителя инженер-полковника К.Х.Лимаренко, только что окончившего строительство собора в Ковенской крепости.

Профессор, доктор технических наук из НГТУ Ю.Мурзенко, много сил и времени положивший на изучение документации и состояния Вознесенского собора в наши дни, писал: «Скрупулезно обследовал К.Х.Лимаренко возведенную часть и грунтовое основание. Обнаружились ошибки в размерах, в плане, в глубине заложения фундаментов и всего этого — не в запас прочности! По предложению К.Х.Лимаренко были затем внесены коррективы в проект. Кладка фундаментов, стен и опор была подвержена реконструкции, надземная часть была облегчена примерно на 1/10 своего веса.»(«Новочеркасский Вознесенский», г.»Знамя Коммуны» 1992 г., декабрь ). К.Х.Лимаренко, пробив в разных точках фундамента шурфы, обнаружил, что разница плоскости фундамента с востока на запад достигает почти 1 метра. А это значит, что если на такое разноплоскостное основание поставить собор весом 8,5 миллионов пудов (т.е. 156,8 тыс. тонн), то он разорвет фундамент и произойдет новое обрушение собора.

По докладной инженер-полковника К.Х.Лимаренко Военный министр принял решение поручить ему переработку проекта и возглавить строительство собора в Новочеркасске. В связи с этим поручением К.Х.Лимаренко перепроектировал собор (не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором А.А.Ященко), а также уменьшил его вес на 1млн. 300тыс. пудов, т.е. на 20,8 тыс. тонн. Таким образом, строящийся Вознесенский собор по проекту К.Х.Лимаренко стал весить 136 (а не 156,8) тыс. тонн. Для уменьшения нагрузки архитектор-строитель предложил заменить кирпичные своды железобетонными по системе Монье (впервые примененные на Дону). Помощниками строителя собора К.Х.Лимаренко назначили гражданского инженер-архитектора С.И.Болдырева, а позднее гражданского инженера Г.М.Сальникова.

В 1897г. работы на строительстве собора продолжились. В 1898-1899г.г. производилась кладка кирпичных стен. В 1900 году проводилась кладка главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод диаметром более 18 м. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича, который изготовлялся по специальному заказу на заводе гончарных изделий Торецкого Общества Екатеринославской губернии. Цемент для их связки заготавливал французско-русский завод «Союз», расположенный недалеко от Ростова-на-Дону. Собственный вес бетонного свода, созданного по системе «Монье» (без веса главного креста — Е.К.), составил более 182 тонн.

Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола — железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, будут покрыты таким же золотом — главный купол и 5 куполов вокруг него.

23 июля 1900 г. происходило поднятие 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни временного деревянного Вознесенского собора и поставили при входе в новый храм. Вскоре их стали поднимать через специально оставленное отверстие, сделанное в своде. Кроме четырех прежних колоколов, поднял пять новых, изготовленных на заводе Финляндского. После молебна, совершенного Преосвященным Иоанном и градским духовенством, а также окропления священником Титом Климентовым святой водой колоколов, они стали подниматься на крышу собора.

Самым большим и мелодичным был старинный колокол весом в 700 пудов (по другим источникам — 750 пуд., т.е.11,2 т. — 12,0т.), отлитый еще 20 октября 1744 года для Воскресенского собора в Черкасске мастером Михаилом Шаториным, а «старанием ( т.е. заботами — Е.К.) войскового атамана Даниила Ефремова». Другой колокол весил 300 пудов (т.е.4,8 т.) и был отлит в 1864 г. при Наказном Атамане П.Х.Граббе московским мастером М.А.Ольховским на харьковском заводе Н.Т.Рыжовой. Именно этот колокол и подняли первым. Третий колокол весил 154 пуда 5 фунтов (т.е. около 1,5 т.). Его изготовили во времена Войскового Наказного Атамана Н.В.Краснокутского (1874-1881г.) «от усердия семейства купца Данила Харламова и других благотворителей…».Четвертый колокол без надписи выливался в Ставрополе-Кавказском. Пятый колокол весом 26 пудов 28 фунтов (т.е. 420 кг.) случайно разбили и поэтому не подняли на колокольню нового собора, хотя его отлили в Казани еще в 1810 году «при войсковом атамане генерал-лейтенанте Матвее Ивановиче Платове …» В торжестве поднятия колоколов, наряду с горожанами, приняли участие второочередные казаки станиц: Старочеркасской, Грушевской и Кривянской.(«Донские Епархиальные Ведомости», 1900г., ©22, неоф. отд., стр.503-504., ©32, неоф. отд. стр.726).

Фирма Семена Абросимова из Санкт-Петербурга за 44.324 руб. выполнила работы по золочению 6 куполов возводимого собора, а в Богемии (Чехословакия) изготовили самый большой крест на главный купол, весом в 80 пудов, т.е.1.280 кг. и высотой в 16 футов, т.е. 4,9 м. В его перекрестие вставили 80 монолитов из горного хрусталя, граненые под алмазную грань и оправленные каждый в медную посеребренную оправу. Это давало огромный световой эффект при попадании лучей солнца на золотой крест со вставленным общим хрусталем. Блеск природного солнца отражался в искусственной позолоте и хрустальном многогранном монолите. К тому же эффект придавали и пять позолоченных куполов, обрамляющих главный купол. Игра солнечного света в золоте и хрустале создавала как бы светящийся шар, иллюзию второго солнца. Поэтому со времени (3 сентября 1900 г.) торжественной установки железных позолоченных восьмиконечных крестов на 5 куполах и алтарном полукуполе, а также креста на главном куполе собора Войсковой храм называют «вторым солнцем Дона». А поскольку собор (высотой в 74,7м.) стоит на возвышенном месте Новочеркасска и виден в ясную погоду до 30 верст, то можно себе представить каково было зрелище в солнечную погоду в целом на город и Войсковой собор, например, из займища или станицы Кривянской. Собор со сверкающим крестом издалека мог представиться известной «шапкой Мономаха». В этом же году подняли колокола на колокольню и остеклили все окна, в т.ч. в 16 окнах вставили цветные кафедральные стекла с орнаментом и в 7 окнах — на библейские мотивы. Работы выполнило Северное стекольное общество.

В 1901г. окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. Ростовская фирма Зигель и ее представительство в Новочеркасске, выполнили все работы по отоплению и вентиляции. В этом же году устроили три гранитных крыльца только с западной стороны (с тем чтобы исключить сквозняки). На главном входе устроили 16 гранитных ступеней. Фундамент под главное гранитное крыльцо изготовили еще в 1899 г. и на него сделали временную нагрузку весом в 20 тыс. пудов (т.е. 320 тыс. кг.), для того чтобы в течении двух лет проверить возможную осадку главных ступеней собора. В цокольной части собора устроили 5 специальных дверей (в алтарную часть, в просвирню, хозяйственную часть и т.д.).

В 1902г. произвели заготовку мраморных плит для полов и внутренних ступеней, а также мрамора для иконостаса. Белый мрамор из Италии для полов и иконостаса поставила ростовская фирма итальянца Сильверста Тонитто, а розовый (для колонн), привозили из Франции. Построенные на соборной площади мраморные мастерские изготавливали плиты для покрытия полов. Всего уложили 5600 штук мраморных плит четырех цветов: серого, белого, розового и зеленого. Фриз сделали из белого мрамора. Полы на хорах соорудили из метлахской плитки Харьковского завода Бергенгейма. Все бетонные работы произвела Новочеркасская фирма Торлецкого. В этом же году в соборе новочеркасской фирмой «Фертиг и Богатырев» устроено электрическое освещение (вначале временное для выполнения художественных работ, а затем постоянное, для освещения собора ). Вокруг собора построили тротуар их метлахской цветной плитки на бетонном основании шириной около 3 метров и длиной около 300 м. (не сохранился).

В 1902г. фирма «Альтшвагер» установила на фасаде собора часы диаметром около 2-х метров с часовым механизмом внутри собора, для обслуживания которых в штат собора позднее ввели механика с окладом в 70 руб. годовых. Рядом выставили два образа работы новочеркасского художника Елисея Григорьевича Черепахина «Донской Божией Матери» и «Благословляющего Христа». Они выполнены на позолоченной меди под стеклом размером свыше 2-х квадратных метров каждый. Под его же руководством в соборе изготовили всю церковную мебель и многие деревянные работы.

В 1902 г., когда собор вчерне построили, из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии Генерал-Лейтенанта Веденяпина. Комиссия признала выполненные работы правильными и подписала акт о приемке здания собора. В этом же году объявили всероссийский конкурс на лучшее живописное оформление Вознесенского собора в Новочеркасске. Из нескольких, предложенных Святейшему Синоду проектов, победил проект ©2 с девизом «Кружок», выполненный художниками Стаборовским и Гружевским из общества Русских художников. Комиссия при Святейшем Синоде рассмотрела этот проект и утвердила его 27 мая 1902 г. с незначительными изменениями. Военный Совет журналом от 6 июня этого же года разрешил заключить контракт с обществом Русских художников на выполнение художественно-оформительских работ в Новочеркасском соборе.

В 1903 году начали монтировать мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В.Пряхову.

Непосредственный эскиз-проект по оформлению собора выполнил художник Грязнов. В Петрбурге законтрактовали группу общества Русских художников, в т.ч. из Москвы, и направили в Новочеркасск. В большой группе живописцев можно выделить: Ивана Федоровича Попова, Владимира Михайловича Лопатина, Николая Георгиевича Масленникова, Аполлона Васильевича Троицкого, Владимира Александровича Пояркова, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ивана Федоровича Порфирова, Вениамина Николаевича Попова, Александра Михайловича Грушина, а также Г.В.Белащенко, А.В.Троицкого, А.П.Хотулева, Г. Мясоедова, В.А.Иващенко, А.С.Петухова, В.А.Плотникова, Т.К.Петрусевича, Т.П.Шинкаренко, М.Е.Ватутина, Ф.С.Казачинского, С.Е. Девяткина.

Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб., не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб. Всего художественных работ в соборе (в т.ч. икон в иконостасах) до 200. Самая большая картина в Новочеркасском соборе — «Страшный суд». Она занимает площадь более 35 квадратных сажень, т.е. около 75 кв. м. Естественно, что в соборе есть картины, отображающие суть всех 12 главных православных праздников. На центральном куполе мы видим огромное погрудное изображение Христа Спасителя (характерное для оформления ранних русских церквей), Пантократора, Вседержителя, Царя Царствующих, выполненное художником И.Ф.Порфировым. От пола, до купола, диаметром более 18 м., на котором изображен Иисус Христос, более 50 метров. О том, что это достаточно высоко убеждает тот факт, что между глазами образа Иисуса Христа ровно один метр. Над алтарем на золотистого цвета полусфере художником М.Е.Ватутиным по эскизу И.Ф.Попова нарисована «Святая Троица». Ниже ее в алтарной части в открытые царские врата видна огромная 13 метровая картина художника Вениамина Попова «Тайная вечеря», выполненная по эскизу художника И.Ф.Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: «Исцеление дочери Хананеянки», «Притча о Блудном Сыне», «Отрок Иисус во храме» и «Благословение детей».

На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, вывешены картины исторической живописи, которые отразили основные вехи становления и развития Донского казачества. Здесь расположены картины: «Сборы Ермака в поход на Сибирь» в 1580г. художника Ф.С.Казачинского, «Пожалование Царского знамени при Царе Михаиле Федоровиче в 1614 году» художника Д.Н.Кардовского, «Азовское сидение в 1641 году» художника Петрусевича, «Сборы Петра Великаго под Азов в 1696 г.» художника Максимова по эскизу Д.Н.Кардовского, «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805году » художника И.Ф.Попова, «Встреча Атамана Платова в 1814 году близ г.Новочеркасска» художника Петухова, «Вручение пернача 6 мая 1887 г.» Наследнику Престола Цесаревичу Николаю Александровичу, художника Д.Н.Кардовского.

В 1904г. проводились столярные работы Новочеркасской фирмой Желтикова и частично фирмой художника Е.Г.Черепахина. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Весной 1904 г. закончились все оформительские и мраморные работы. Церковную утварь изготовила Московская мастерская А.М.Постникова, в частности, соборную плащаница стоимостью в 5 тыс. руб. Этой же фирмой изготовлены для иконостасов «трое царских врат» и 6 боковых дверей. Врата и двери исполнены из отлитой чеканной бронзы. Все лицевые части вызолочены, а задние — посеребрены.

Большое внимание Соборостроительная комиссия уделила планировке и оформлению Соборной площади. Замощенная полностью камнем, она имела три сквера с дорожками, электрическое освещение на столбах . Примечательной деталью площади стал чугунный, резной работы фонтан, который закрыл собой бывший водный резервуар, построенный вместе с соборным водопроводом для обеспечения строительства водой. Фонтан использовался не только как украшение Соборной площади, но и для освящения воды и полива небольших скверов, устроенных по углам Соборной площади.

Выстроенный к весне 1904 г. Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске, вмещающий на одну службу до 5.000 чел., представлял собой одно из самых величественных в России церковных зданий, по величине уступающее только храму Христа Спасителя в Москве (10тыс.чел.) и Исаакиевскому собору в Петербурге (7 тыс. чел.). Его технические характеристики составили: полная высота внутри храма — 51,2 м., полная высота снаружи с крестом — 74,7 м., длина внутри — 72,5 м., длина снаружи — 76,8 м., ширина внутри — 57,6 м., ширина снаружи 62 м., диаметр купола внутри — 18 м., а снаружи — 21,5 м. Собор имеет два подвала — нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний приспособили для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре — под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов. Рядом сооружена однопрестольная Покровская церковь, которая символизировала первые деревянные церкви на Дону .

В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню — лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Для обогрева и принудительной вентиляции собора рядом на соборной площади построили «паровичное здание», соединенное с собором особым тоннелем длиной около 30 м. Предусматривалась паровоздушная колориферная система отопления, когда нагретый 4-мя паровыми колориферами чистый воздух подается внутрь собора и поддерживает независимо от внешних перепадов температуры 11 градусов среднегодовой температуры. Именно эта цифра обеспечивала нужный микроклимат внутри собора, как для проведения служб, на которых могло вмещаться несколько тысяч человек, так и нужную температуру для сохранности церковной и исторической живописи.

Еще в начале 1903 г. Соборостроительная комиссия определила штат служащих в соборе: 1 смотритель (720 руб. в год), 1 машинист (540 руб.), 1 кочегар (140 руб. за 7 зимних месяцев), 9 сторожей по 180 руб. и 1 сторож при помещении котлов (192 руб.) Всего на содержание служащих при соборе утвердили сумму в 3.212 руб. в год.

Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске построен в ново-византийском стиле. Его внешнее скульптурное оформление по эскизам художника Грязнова выполнено скульптором Возницким. Собор украшен многими священными надписями, что свидетельствует о его близости древнему архитектурному церковному искусству, восходящему к периоду первых христианских церквей, устраиваемых в катакомбах. Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор украшают следующие надписи, некогда блиставшие золотом на солнце: «Дом Мой, дом молитвы есть», «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему», «Господь во дворе святем Своем», «Молитвы мая Господеви воздам пред всеми людьми Его.» Связь с раннехристианской катакомбной церковью символизируют и саркофаги в усыпальнице верхнего подвала собора.

Вознесенский кафедральный собор — это не только православный храм, но и храм-памятник славных дел и лучших представителей Донского казачества. В народе в разные времена на слуху ходили различные легенды о множестве потайных подземных ходов из собора: в хут. Малый Мишкин, в здание Областного правления, к железнодорожному вокзалу, к р. Тузлов и т.д. Но реально есть только один ход из южной подалтарной части храма в бывшее здание Архиерейского дома (ныне Дом офицеров), для того, чтобы Архипастыри Донские могли при необходимости (при большом скоплении народа на соборной площади, а также войск ) беспрепятственно пройти непосредственно в алтарную часть храма, а также тоннель к котельной.

9 мая 1904 года, в день совпавший с праздником святого Николая, в Новочеркасске состоялось освящение нижней церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в новом, еще не открытом каменном Вознесенском кафедральном соборе. 8 мая в новой церкви отслужили всенощное бдение и сделали необходимое приготовление к освящению храма. В 9 часов утра прибыл Высокопреосвященный Афанасий, Архиепископ Донской и Новочеркасский и Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский. Началось освящение нижнего Покровского храма. Пели два хора: архиерейский и войсковой. Присутствовали Войсковой Наказной Атаман генерал-лейтенант К.К.Максимович, начальник Войскового штаба генерал-лейтенант П.А.Плеве, генералитет, областные руководители, почетные лица и др., в т.ч. настоятельница Старочеркасского Ефремовского женского монастыря игумения Иннокентия. Великолепная стенная роспись при хорошем электрическом освещении поражала своей оригинальностью (частично сохранилась). Общий внешний вид возвращал всех присутствующих к временам раннего христианства, к катакомбным храмам. Новый храм, по мнению современников, «будет служить историческим памятником Донского войска в продолжение грядущих времен»(«Донские Епархиальные Ведомости», 1904 г., © 15, неоф. отд., стр. 460).

25 июня 1904 года обычный будничный, рабочий день оказался для жителей Новочеркасска торжественным и церковно-радостным. В этот день в 13 часов дня в Вознесенском соборе было совершено благодарственное Господу Богу молебствие по случаю полного окончания работ по сооружению и отделке нового кафедрального собора.

На молебен прибыли представители местных властей и учреждений во главе с Войсковым Наказным Атаманом генерал-лейтенантом К.К.Максимовичем. Молебен совершил Высокопреосвященный Афанасий в сослужении Преосвященного Иоанна, ректора Донской духовной семинарии протоиерея М.Симашкевича, священнослужителей городских церквей. Перед началом молебна Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий подчеркнул ту мысль, что в храме Божием как в житнице «семя слова Божия, благодати Божией, сеется, сохраняется и возвращается, (выделено автором) Господу поспешествующу, в душах молящихся»(«Донские Епархиальные Ведомости», 1904 г., © 20, неоф. отд., стр. 597). В конце благодарственного молебна, песнопения, перемежавшегося пением певчих то архиерейского, то войскового хора, протодиакон провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Священному Синоду, Архипастырю, Войсковому Наказному Атаману, строителям собора и всем жителям Новочеркасска и «страны Донской».

6 мая 1905 г., т.е. практически через сто лет после его закладки 18 мая 1805 года, каменный Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске был торжественно освящен и открыт. На освящение ожидали прибытие Императора Николая 11, который в августе 1904 г. при проводах на Русско-Японскую войну 4-й казачьей дивизии со сборного пункта в лагерях Персиановки, обещал приехать на торжества по открытию Войскового собора. В частности, его ожидали в начале 1905 года. Об этом сохранились документы. 4 февраля 1905 г. педсовет Новочеркасской мужской гимназии «с величайшим прискорбием выслушал сообщение Войскового Штаба Войска Донского от 24 января с.г. о том, что приезд ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА на Дон отменен до мая месяца 1905г.» Но царь не приехал и в мае, несмотря даже на то, что новый день освящения собора приурочили к дню его рождения (6 мая) Император не приехал. Этим и объясняется, почему так долго не освящался новоустроенный храм). 7 мая, в ответ на телеграмму из Новочеркасска с поздравлением в честь его дня рождения и сообщением о торжествах по случаю освящения новоустроенного Вознесенского кафедрального собора, Император прислал свою телеграмму: «Сердечно благодарю славное войско Донское за поздравление. Рад известию, что сегодня состоялось освящение новаго войскового собора. НИКОЛАЙ, Царское село, 7 мая 1905г.»(«Донская церковная старина», ч.1, 1906 г., стр. 116).

Строительство третьего варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора, который при освящении назвали «памятником религиозной ревности» донцов, обошлось казакам в 2 миллиона рублей, что оказалось в два раза дороже строительства известного Владимирского собора в Киеве.

продолжение