Сегодня: 24 мая 2017, Среда

«Никогда не знавшее крепостной зависимости, исторически привыкшее к самоуправлению на началах полной равноправности, казачество выработало у себя такие формы общежития, каких нет в других местах Империи» (Войсковой Наказной Атаман Войска Донского генерал-лейтенант барон Таубе, 1913 г., из «Объяснительной записки к проекту Положения о земском управлении в Области Войска Донского», направленной в Государственную Думу).

Казаки больше 30 лет сопротивлялись введению земств, объясняя это царскому правительству тем, что у казаков уже есть своя система местного самоуправления. Возможно по той же причине и сегодня нет в городе ТОСов – территориального общественного самоуправления? Во всей России есть, а у нас нет. Очевидно, что предкам-казакам было что противопоставить, а вот есть ли в наше время альтернатива? Станицы, на которые разделен город, оказались очень крупными, территориально больше даже депутатских округов. Историческая территориальная нарезка станиц сохранилась, но население на той же площади выросло в десятки раз и размылось неказаками. Самоуправляться таким структурам сложно, потому что низовая демократия основана на «соседских» связях, доверии, принадлежности и делегировании своим территориальным сожителям решение вопросов, связанных с повседневной жизнью.

В современном российском законодательстве – федеральном законе № 131 о местном самоуправлении и уставе города пункты о ТОСе, как форме участия граждан в управлении делами своей территории есть. Они обозначены рамочно, в каждой местности их нужно наполнять своим содержанием, принимать нормативные акты, регулирующие порядок как могут жители участвовать в самоуправлении с учетом местных условий. На одном из недавних заседаний комиссии городской Думы было вынесено на обсуждение Положение о ТОСах в городе Новочеркасске. Вопрос отложили на месяц для внесения предложений. Только их от депутатов не последовало. Не было предложений и от станиц. Есть предположение, что горожане не только не знают о готовящемся Положении, но и не достаточно информированы о том, что такое ТОСы, зачем нужны и каких успехов они добились на других территориях. В городах, где они созданы и активно, а не формально, работают ТОСы — больше порядка и инициативных граждан.

По федеральному закону территориальное общественное самоуправление определяется как « самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (микрорайон, квартал, улица, подъезд и др.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения». ТОС – это минимальная единица демократического управления. Особенность в том, что оно имеет территориальные корни, привязано к конкретному месту. ТОС — это возможность представлять интересы совершенно конкретной, организованной и сплоченной группы, компактно проживающей на территории для того, чтобы улучшать свое место обитания и препятствовать тем, кто хотел бы его испортить.

Главная возможность ТОСа – представлять интересы населения территории. Это может проявляться в том, что жители следят за тем, чтобы продажа, передача, эксплуатация (земель, социально-бытовых объектов и др.) проводилась на законных основаниях и с учетом мнения жителей территории. Члены ТОСа могут сами участвовать финансовыми средствами для решения проблем поселка (вода, газ, дороги и т.д.) и самим контролировать их расходование. Регистрация в качестве юридического лица и наличие счета в банке позволяет жителям собирать и использовать средства на общие задачи. ТОС может контролировать расходование средств из бюджета муниципального образования, выделяемых на благоустройство и решение других вопросов на территории ТОСа (дороги, коммуникационные сети, уличное освещение, поликлиники, детские сады, молодежь, правоохранительные органы и др.).

Что еще могут ТОСы? Например, проводить опросы жителей по различным вопросам (в том числе по уровню удовлетворенности работой местной власти, муниципальными услугами). ТОСы могут привлекать дополнительные средства для своих инициатив, участвуя в конкурсах на получение средств муниципального, регионального и федерального бюджетов.

В реально действующих ТОСах перечисленные возможности в той или иной степени уже реализуются. Они и помогают органам местного самоуправления решать проблемы, и контролируют выполнение работ за счет городского бюджета на своей территории. Если в отчете значится асфальтированная дорога, а она до сих пор — скромно пылящая грунтовка, или ее протяженность не 1 километр, а всего 200 метров, то у активных жителей – хозяев территории возникнет много вопросов к органам местного самоуправления. Или — ТОС готов взять на себя выполнение работ по благоустройству территории, находящейся в его границах, организовать детский отдых, провести антинаркотические мероприятия и др. Тогда и средства, предусмотренные для этих работ в бюджете могут быть переданы вместе с полномочиями ТОСу. Подобной практики в России пока немного, но именно об этом идет речь в пункте закона, где говорится: «на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета».

В чем его отличие от ТСЖ? Понятно уже из названия. Собственники жилья концентрируют внимание на задаче грамотного распоряжения своим жильем. Они имеют дело с целым комплексом проблем ЖКХ и создаются в многоквартирных домах. ТОС может быть создан на любой территории и управлять не только домом, но и всем, что есть на ней: магазины и парковки, водонапорные башни, дорожки, детские площадки и т.д., — то есть видят жизнь «кусочка» города в комплексе и представляют интересы всех тех, кто там живет и работает. Проблемы на территории могут возникать разного порядка: захват «безхозных» земель и объектов, замусоривание, точки торговли наркотиками, беспризорные дети и т.д. Кто как не сами жители могут знать, как лучше развивать и что строить на территории.

Приведу пару примеров. На п. Донском в центре пятиэтажек предпринимательница решила построить магазин, а жители были против этого, хотели видеть там сквер или детскую площадку. Кто прав? У бизнеса – разрешение на строительство, у жителей 500 подписей против него. Завязалась борьба, подключились депутаты, администрация, суды. У жителей было бы больше возможностей, будь у них ТОС. Именно для этого они и создаются, чтобы учитывать их мнение о том, как развивать территорию. Второй пример из жизни ТОСа п. Новый (Адыгея). Этот ТОС объединяет жителей дачного поселка, на территории которого находится скважина с замечательного качества водой. Как это часто сегодня бывает, решил один предприниматель приватизировать источник, чтобы воду бутилировать и продавать. Из этой скважины весь поселок снабжается водой, а построена водонапорная башня была лет 30 назад на собранные с жителей средства. Вот и встал ТОС на защиту общей собственности, не отдав ее в частные руки.

Принципу «разделяй и властвуй» можно противопоставить только «объединяйся и действуй».

В России активно развивается ТОСовское движение. Жители самоорганизуются, а дальше решают — регистрировать им ТОС как юридическое лицо или так существовать, подав лишь свой устав в администрацию муниципалитета. По данным 2011 г., Министерством юстиции РФ зарегистрировано 2163 ТОСа в качестве юридических лиц. Половина из них приходятся на Волгоградскую область. Уровень региональной финансовой поддержки этих структур составляет 210 млн. руб. в год. Для сравнения: в Ростовской области всего 366 ТОСов, из них 42 зарегистрированы, как юрлица, а финансовая поддержка отсутствует вообще.

Ситуация с Волгоградской областью понятна – там был пилотный проект, успех которого превзошел все ожидания, сейчас туда едут за опытом работы ТОСов со всей России, в том числе и из Москвы. О том, каких масштабов может быть общественное движение самоуправления, смотрите на сайте «Голос ТОС Сталинграда». Там не все гладко идет, но хотя бы идет.

В Новочеркасске, где процветало когда-то казачье самоуправление, давно разучились этой самой низовой демократии. Казачьи станицы пытаются следовать принципам, но, сколько там тех казаков и сколько демократии? Среди депутатов есть мнение, что вряд ли вслед за принятием Положения о ТОСах последуют реальные инициативы по их созданию и все будет, как обычно в России, создаваться сверху. Но Положение о ТОСах принимать нужно. И не только потому, что прокурор обратил внимание на его отсутствие, как пробел в местном законодательстве. Оно нам будет на вырост.


Ирина Мардарь
Комментарии (1)
  1. zedon

    Действительно именно Дон и казачьи станицы есть колыбель демократии, и не только в России.
    Казачьи станицы всегда владели: населением, территорией, ресурсами и финансами. И только десятину отдавали на нужды Войска. И всех то налогов. Потому и жил народ. А что сейчас? Финансы и ресурсы в Москве, потому и мрет народ.

    В начале 1990-х Смутных времен, в Ростовском облсовете было подготовлено решение о переходе, скорее о возврате, на атаманскую форму правления в станицах и районах. По опросам, независимо от казачьих корней, 95% населения поддержали возврат к доброму старому. В частности, весь Аксайский район. Но военный переворот 1993 года убил все демократические надежды.

    Более того, опыт Черкасского округа и Новочеркасской станицы по введению атаманского правления в отдельно взятом хуторе Ряпеховка, когда в одночасье граждане стали хозяевами всего вокруг них от земли до построек, и слава о мирной ликвидации Советской власти пронеслась по всему миру, именно этот фактор обусловил введение новой воровской по сути Конституции, где народ был лишен всех прав на природу и свою землю.

    Так что, Новочеркасск был и есть законодатель мод в самоуправлении и к его мнению внимательно прислушиваются.

Добавить комментарий