Сегодня:

Человекa, который 50 лет тому назад привез в Нью-Йорк величайшую четверку музыкантов The Beatles звали Эдвард Винсент Салливан (Эд) родился и умер в Нью-Йорке( 28 сентября 1901- 13 октября 1974 ). Как многие американские да и русскоязычные журналисты он сотрудничал в печатных изданиях, выступал на радио и был телеведущим. Известность ему принесла деятельность продюсера и автора — ведущего телепрограммы «Шоу Эда Салливана», в которой он Эд открывал и продвигал музыкальные таланты. Первые телепередачи транслировались телерадиосетью СВС в ее студии на Бродвее, а в 1967 году здание получило название «Театр Эда Салливана», где в настоящее время записывается ночное шоу балагура и весельчака Дэвида Леттермана. Кстати, попасть на запись шоу в качестве зрителя можно, предварительно записавшись в холле театра на лотерейный розыгрыш приглашений. В 1996 году Салливан занял 50-е место в рейтинге «50 величайших звёзд телевидения всех времён» . . Актёр, комик и частый гость шоу Алан Кинг так говорил о Салливане: «Эд ничего особенного не делает, и это удаётся ему лучше всех на телевидении». Салливан обладал пониманием того, что именно хочет увидеть публика на телеэкранах и как сохранить баланс в своём телешоу. Когда Элвис Пресли в начале своей карьеры добился определённой популярности, Салливан заявил, что никогда не пригласит того в своё шоу из-за имиджа «плохого парня». Однако позднее, когда Пресли уже стал настолько известным и любимым публикой, что его выступления нельзя было игнорировать, Эд Салливан согласился с тем, что он должен принять участие в передаче. Более того, Салливан не мог не заметить, что во время трансляции с участием Пресли публики перед экранами телевизоров собралось в два раза больше, чем обычно. «Шоу Эда Салливана» — стало суперпопулярным и во всю транслировалось в США на телеканале CBC с 20 июня 1948 года по 6 июня 1971 года. Каждый вечер в воскресенье жители США дружно, целыми семьями усаживались перед экранами, чтобы посмотреть это шоу. Постепенно просмотр этот становился доброй традицией. Так что же сделало это шоу таким популярным? Ответ прост — чутьё ведущего Эда Салливана. Он примечал талантливых начинающих актёров, комиков, музыкантов, и приглашал их к себе, где они выступали перед телезрителями. На этом шоу побывали и Rolling Stones, , и Луи Армстронг, и Джеймс Браун, и The Byrds, и Doors, и Animals. Ну и конечно же -The Beatles. Эд приметил битлов в аэропорту Хитроу, когда они возвращались с гастролей из Швеции. Увидев вокруг самолёта толпы ревущих битломанов, он понял, что эти парни должны попасть к нему на шоу. Так и случилось. 10 000 долларов сделали своё дело: импресарио группы Брайн Эпстайн отказываться не стал(я не нахожу особого различия между понятиями «продюсер», «музыкальный продюсер»и «импресарио»: все они имеют много общего и очень взаимосвязаны авт.). Салливан не прогадал. Вскоре, не только в Европе, но и в США разразилась новая болезнь — битломания. Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар прибыли зв США 7 февраля 1964 года. Америка тогда только оправлялась от страшного потрясения – убийства президента Джона Кеннеди. Страна, особенно ее молодежь, жаждала чего-то радостного. В Нью-Йоркском аэропорту «Битлз» встречали четыре тысячи человек. Такого ажиотажа вокруг музыкантов не знал даже видавший виды Нью-Йорк. Сами же музыканты, по прибытии на родину рок-н-ролла, были в веселом настроении. «Как вы находите Америку?» – спросили их репортеры. «Очень просто. Надо повернуть налево возле Гренландии», – ответил Ринго Стар. «Когда вы последний раз подстриглись?» – спросили непривычно длинноволосого по тем временам Джорджа Харрисона. «Только вчера», – отвечал он. Из аэропорта в легендарную манхэттенскую гостиницу «Плаза» битлы добирались в сопровождении полицейских. Для каждого из музыкантов был выделен отдельный лимузин. Через два дня – 9 февраля «Битлз» впервые предстали перед общенациональной американской телеаудиторией. В перерыве между песнями Эд Салливан зачитал письмо, которое с пожеланиями успеха «Битлз» направил их собственный кумир Элвис Пресли. В самой студии, откуда транслировалось шоу, присутствовало только 700 человек, хотя заявок на билеты поступило более 50 тысяч. Трансляцию американского дебюта «Битлз» смотрели 73 миллиона телезрителей – рекордная по тем временам аудитория. Несмотря на то, что американская молодежь сразу влюбилась в «Битлз», критики постарше их не поняли и не восприняли. Вот что писал по поводу дебюта «Битлз» журнал Newsweek: «Можно биться об заклад, что «Битлз» бесследно исчезнут, как и предсказывает большинство взрослых людей. Внешне они выглядели кошмарно: узкие костюмы, одновременно сочетающие моду битников и стиль эпохи короля Эдварда VII, а также прически, похожие на горшки из-под комнатных растений. С музыкальной точки зрения, это был почти полный провал: гитары и ударные, издающие чрезвычайно громкие звуки без всякого вторичного ритма, гармоний и мелодии. Слова песен, чередующиеся с сумасшедшим криками «yeah, yeah, yeah!», – это просто катастрофа и несообразная сентиментальная галиматья . Можно биться об заклад, что «Битлз» вскоре бесследно исчезнут». Во время первых гастролей в США «Битлз» еще два раза были гостями «Шоу Эда Салливана». Последнее представление транслировалось 23 февраля, и оценка, которую «Битлз» дал сам Эд Салливан, отличалась от того, что написал журнал Newsweek: «От имени всех, кто работает над нашим шоу, я хочу сказать, как мы огорчены, что это последнее выступление «Битлз» во время этих гастролей, потому что эти молодые ребята из Ливерпуля продемонстрировали не только то, что они профессиональные певцы, но также то, что они просто хорошие парни. Они произвели неизгладимое впечатление на всех, кто с ними встречался». Шоу в честь первого концерта «Битлз» состоялось и в рамках церемонии вручения премии «Грэмми» в январе. Первый же «живой», а не телевизионный концерт в Америке «Битлз» дали в Вашингтоне. Это было 11 февраля в ныне полузаброшенном концертном зале «Колизей». Акустика и сцена в этом зале были действительно примитивными. Часть публики видела только спины музыкантов, а песни было трудно расслышать. Во время концерта «Битлз» пришлось несколько раз останавливаться и разворачивать свою аппаратуру, с тем, чтобы у всех зрителей была возможность их услышать и на них посмотреть. 11 февраля по случаю пятидесятой годовщины в этом помещении состоялся концерт «Битломания», на котором актеры в точности воспроизвели первое выступление «Битлз» на американском континенте. Шоу началось в 20 часов 31 минуту – исторически зафиксированное время начала концерта 50-летней давности. Сразу после этого в здании, где сейчас расположен гараж, началась дорогостоящая реконструкция, после которой оно превратится в торгово-офисный центр. Все знают, что случилось с четверкой парней из Ливерпуля после того как они появились на Шоу Эда Салливана 9 февраля 1964 года перед живой телевизионной аудиторией. Поэтому выпуск передачи, в которой выступали битлы получил невероятную популярность. Примечательно, что в этот день в США не было совершено не одного преступления, потому что все убийцы, маньяки и воры тоже смотрели выступление битлов! Конечно всё было не так гладко, как хотелось бы. За несколько дней до выступления заболел Джордж, у него охрипло горло, и его участие было под вопросом. Эпстайн тогда очень волновался, могли возникнуть крупные финансовые проблемы. Лучшие врачи Америки боролись за здоровье Джорджа, и им удалось успеть вылечить его в срок. Ливерпульская четвёрка в этот вечер стала невероятно популярной. На шоу были исполнены такие хиты группы как «All My Loving», «Till There Was You», «She Loves You», «I Saw Her Standing There» и «I Want To Hold Your Hand». А , спустя 50 лет, 7 февраля 2014 года в США отметили эту круглую дату чередой концертов и мероприятий . 9 февраля телеканал CBS транслировал программу «Вечер, которой изменил Америку» в память о первом появлении «Битлз» на экранах американских телевизоров. В шоу приняли участие многие музыкальные звезды разных поколений, включая двух «битлов» – Пола Маккартни и Ринго Старра.
Однако вернемся к Эду. В одной передаче он совмещал варьете (которое могло включать акробатов, жонглёров, художников), выступления популярных комиков и атлетов, вокальные номера. Находил время и для юных телезрителей. Помимо этого шоу не ограничивалось американскими артистами — на передачу к Салливану приезжали талантливые люди со всего мира. В 1963 году Эд Салливан сыграл самого себя в фильме «Пока, пташка». С 1971 года передача Эда Салливана, как и многие другие многолетние шоу, стала терять популярность, и CBS пришлось закрыть программу. Эд Салливан был настолько недоволен этим фактом, что отказался даже записывать свою прощальную передачу. Тем не менее, в 1973 году он провёл специальный выпуск шоу, посвящённый 25-летию проекта.В сентябре 1974 года врачи выявили у Салливана рак пищевода, однако вместе с родными телеведущего предпочли скрыть от Салливана диагноз. Эд, будучи уверенным, что нездоровое состояние было вызвано обострением язвы, скончался пятью неделями позже, 13 октября 1974 года, в Нью-Йорке в госпитале Ленокс Хилл . На церемонии прощания в нью-йоркском Соборе Св. Патрика присутствовало около трёх тысяч человек. Салливан был похоронен в семейном склепе на кладбище .
В заключении, несколько слов о тех американских русскоязычных продюсерах, которых знаю лично или о деятельности которых имею хотя бы представление, а также укажу только тех творческих людей, приглашенных продюсерами, которые мне самому интересны. В первую очередь, конечно, — Виктор Шульман, президент компании с громким названием World Ethnic Arts and Entertainment, говорящим cамо за себя (Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Алла Пугачева, Михаил Жванецкий, Андрей Миронов, Евгений Леонов, , Муслим Магомаев, Нани Бригвадзе, Вахтанг Кикабидзе, Евгений Евтушенко, Олег Янковский, Михаил Александрович , Анна Гузик , Клэйр Берри, Борис Рубашкин , Жан Татлян и др.) Исаак Гурвиц(скрипач Левин, генерал Калугин, поэт Евтушенко ), Виктор Раскевич(театр «У Никитских ворот» Марка Розовского, Елена Камбурова, театр Романа Виктюка ), Марина Ковалева(Оркестр Игоря Бутмана, театр Галины Волчек»Современник», скульптор Зураб Церетелли, владелец баскетбольного клуба Nets Михаил Прохоров ), Лев Трахтенберг(Тамара Гверцетели, Людмила Гурченко) , Ирина Волкович (Татьяна и Сергей Никитины, Виктор Шендерович), Волик Черняк и Михаил Мармер( Александр Городницкий и почти все известные российские барды), Борис Рукитер( молодежная арт-группа М-Generation ), Белла Гурфель , журналисты и радиоведущие Анна Топоровская и Алик Плакс, член совета директоров театра имени Каунта Бэйси( Jazz Arts Project) Борис Шафранов. Знаю насколько специфична и трудна профессия продюсера и отдаю дань уважения всем, кто ее занят. Однажды , в Новочеркасске я решился оказать помощь одной семейной паре , которая занималась организацией концертов в городе, в проведении концерта певицы Жанны Бичевской. К огромному сожалению , фамилии их не помню(новочеркассцы их узнают на фото). Билеты в городской театр плохо продавались, и я обратился к тогдашнему директору огромного предприятия(Завод синтетических продуктов) Юрию Погребщикову, чтобы он выкупил часть билетов для коллектива. Я помог продюсерам на своей машине встретить певицу и ее очень молодого мужа на вокзале, разместить в гостинице и сообразил ужин и встречу с журналистами и представителями донских казаков(забегаю вперед) после концерта у себя в редакции. Сел на приставное место в одном из первых рядов театра и приготовился слушать Жанну, песнями которой увлекался с ранней молодости. Половина песен репертуара «сладкой парочки» носила явно националистический и во многом антисемитский характер…Когда завершился этот кошмар, проходящий мимо меня журналист и умница Саша Пряжников спросил с усмешкой : » Ну, что организовал концерт на свою голову?». Уже нет завода, его как и многие промышленные предприятия в России (как, впрочем, и в США)закрыли, нет и директора, мне сказали, что он где-то в США, а я все вспоминаю о своем печальном опыте ассистента продюсера, и еще с большим уважением отношусь к людям этой сложной и такой нужной для людей профессии.
Анатолий Ясеник


Анатолий Ясеник
Комментарии (0)

Добавить комментарий