Сегодня:

Я ничем не лучше и, надеюсь, не хуже основной массы окружающих меня людей и ,достигнув определенного возраста, когда уже можно вполне делать какие то собственные, итоговые выводы, все чаще и чаще пытаюсь ответить на три не простых и многоплановых вопроса:
Отчего появляются жестокие, неблагодарные люди, ведь все мы рождаемся слабыми, беззащитными, нуждающимися в сочувствии и заботе близких людей, т.е. похожими друг на друга?
Откуда же берется ненависть к ближнему, зависть к успехам коллеги и… друга, неблагодарность в ответ на добро, высокомерие, неуважительное отношение к старым людям, озлобленность на весь белый свет?
А куда подевались взаимопонимание, всепрощение, любовь и искренняя, душевная и бескорыстная дружба?
Анализируя, сопоставляя биографии многих знаменитых людей, с которыми встречался на репортерских дорогах или о которых читал, я нахожу в их жизненных путях много схожего.
Вот один, на мой взгляд, очень характерный пример.
Этому композитору, пианисту, аранжировщику было достаточно было написать музыку только к одной единственной песне, чтобы навсегда стать знаменитым на весь мир(такая же судьбы, например, была у песни «Бесаме мучо» написанной в 1940 году 16 летней мексиканкой Консуэло Веласкес Торрес и впервые исполненная известным моему читателю Джимми Дорси (Jimmi Dorsey) и его оркестром).. Не припомню в каком кинотеатре и в каком месяце 1964 года я посмотрел фильм «Шербурские зонтики( «Музыка в цвете», — так назвали этот фильм кинокритики, а зрители рыдали на показе первого мюзикла в истории кино) , но мелодия незатейливой, трогательной песенки навсегда запала в душу, она, как и синатровская «How little we know» cтала моим окном в мир. И время встречи этих песенок со мной было почти одновременной 1963-Синатра, 1964 — Легран. Да-да, речь, конечно же, пойдет о французском композиторе, пианисте, аранжировщике, дирижёре и певце Мише́ле Жан Легра́не( родился 24 февраля 1932 года в Париже). Трижды обладатель национальной кинопремии США «Оскар». В 1968 году за лучшую песню «The Windmills of Your Mind» («Ветряные мельницы твоего сознания») Широко известен своими яркими запоминающимися мелодиями, такими как музыка из французского кинофильма 1964 года «Шербурские зонтики»(. Основные женские музыкальные партии исполняла не молоденькая, ослепительно красивая Катрин Денев, исполнившая роль главной героини Женевьев, а сестра Леграна). Первый музыкальный опыт Легран получил у своего отца Раймонда Леграна — композитора, дирижёра и руководителя одного из оркестров варьете, и матери — Марсель Тер-Микаелян, пианистки, происходившей из знатной армянской семьи. В одиннадцать лет он поступил в парижскую консерваторию, в 1952 году заканчивает ее и отправляется в турне по США. С конца 50-х годов начинает писать музыку к голливудским фильмам, которая приносит ему мировую славу. Как джазовый пианист работает с произведениями Джанго Рейнхарда и Бикса Бейдербека. В 1958 году записал альбом с Дональдом Бирдом, Джоном Колтрейном и Беном Вебстером. В 1978 году записал альбом «Le Jazz Grand», в 1991 — «Dingo», за что удостоился премии «Грэмми». Параллельно выступает как дирижёр и пианист классической музыки. Три раза награждён премией «Оскар» и шесть раз номинирован, три раза номинировался на премию «Сезар» и по одному разу награждён премиями BAFTA и «Золотой глобус». Имеет восемь номинаций на «Золотой глобус». Мишель — частый гость в США, и я несколько раз по разным причинам пропускал его концерты, о чем сожалею. У Мишеля Леграна четверо детей.

Mishel

Mishel

Только сыновья пошли по стопам отца. «Один мой сын — композитор. Другой — певец. У каждого из них своя жизнь. Одна дочь занимается конным спортом. Участвует в соревнованиях. Вторая — руководит курсами вождения». После концерта в парижской «Олимпии» в 1991 году, неоднократно выступал с Тамарой Гвердцители, писал для неё музыку. Он был знаком с Эдит Пиаф, Морисом Шевалье, работал с Фрэнком Синатрой, Шарлем Азнавуром, Барброй Стрейзанд, Лайзой Миннелли. В Россию его привела исключительно работа — он пишет музыку к фильму «Янтарные крылья», который снимается по заказу канала ТВЦ. И там, в одном из интервью Мишель выразил мысль, которая и натолкнула меня взяться за исследование происхождения негативных межчеловеческих отношений :
«Нот всего двенадцать. И когда ты соединяешь их в мелодию, надо думать не о том, как бы хорошо покушать на заработанные деньги, а о том, что надо постараться сохранить вертикальное положение, то есть оставаться уважаемым и… голодным. Конечно, можно сочинять и лежа, и кушать лежа приятнее, и денег у тебя будет больше. Но будешь ли ты счастлив…Если вы идете на компромисс, чтобы получить что-то в жизни, вы становитесь предателем самого себя. Это определение лучше всего подходит к политическим деятелям. Политический деятель — заведомый мерзавец. Чем выше он поднимается, тем чаще ему приходится идти на компромиссы и соглашаться с совершенно неприемлемыми для любого порядочного человека вещами. Это приходится делать любому политику в любой стране мира. Когда я спрашиваю: «Чем вы занимаетесь?» — и слышу ответ: «Политикой», я тут же ухожу от этого человека, потому что знаю, что он сволочь по определению. А в искусстве все наоборот. Поэтому необходимо, чтобы странами руководили художники. Это шутка, конечно. Но это было бы чудесно, потому что художник, творя, не думает о добыче денег или о том, как заполучить власть. Он думает о человеческой красоте, и мир, таким образом, мог бы быть спасен Я плюю
на деньги. И у меня с ними очень простые отношения. Когда мне было 22 года, я впервые в жизни сделал передачу для американского радио. Мне заплатили тысячу долларов. Целое состояние! Я несколько месяцев думал, что же с ними делать, и решил-таки положить их в банк. Направляясь в банк, шел мимо магазина, где продавалась восхитительная кинокамера, которая стоила как раз тысячу долларов. Находился тот магазин напротив банка. Я стоял, раздираемый противоречиями, и думал, какую же дверь открыть — банка или магазина, но все-таки купил камеру и не пожалел.michel-2Когда у меня есть деньги, я покупаю все, что захочется. У меня есть самолет, я сам его пилотирую. У меня есть машина, дома. И если вдруг в какой-то момент не окажется ни сантима, я продам самолет, продам свои дома, а на вырученные от продажи деньги куплю новые» Трепетно Мишель относится к своим корням, к семье. Он никогда не был в Турции, и никакого желания посетить эту страну у Леграна нет. «Так же нет желания посещать Германию. Эти две страны виновны в Геноциде армян. Только в Ереване я ощутил, что нахожусь на Родине. Когда я впервые приехал в Ереван, это чувство у меня окончательно оформилось. И хотя я армянин только по матери, тем не менее, у меня здесь живут родственники, которых я очень люблю», — сказал маэстро. Турецкие власти отказали Леграну в въезде в страну. «Турецкие власти издевательски объяснили, что сейчас нельзя, позже можно, а в настоящее время — нет», — сказал Легран, который хотел просто увидеть деревню, откуда предки его матери. Зато он часто бывает на родине своей мамы в Армении. Эти приезды композитора в Армению нельзя назвать случайным. Мишеля Леграна всегда рады видеть на исторической родине. Впервые он был здесь в 2004-м. Вместе с великим шансонье Шарлем Азнавуром маэстро выступил с единственным номером в концерте, который прошел на площади Республики в Ереване. Во второй приезд – в 2009-м — ему был пожалован Орден чести. На этом ереванском концерте в прозвучали лучшие произведения Мишеля Леграна. Он солировал за роялем, пел и даже дирижировал. После концерта Мишель рассказал журналистам о своих армянских корнях. Вспоминал деда. Тот с тоской рассказывал ему об Армении, частенько водил в армянскую церковь, где Легран внимательно прислушивался к церковному песнопению, и учил брать аккорды на рояле, которые подходили для аккомпанемента к армянским народным инструментам. В числе последних произведений уже 80 летнего Леграна – музыка к балету под названием «Лильом», написанная для известного немецкого балетмейстера Джона Ноймайера, а также классический концерт для скрипки с оркестром по просьбе российского дирижера и скрипача Владимира Спивакова. По признанию маэстро большой объем работы его только радует. «Я не чувствую своего возраста в качестве тяжести на своих плечах, моя молодость – в моем сердце. Меня не интересуют празднования дней рождений, поскольку они являются этапом, который со временем проходит. Моя формула счастья заключается в музыке: она – моя страсть, поэтому я много пишу и творю», – сказал Мишель Легран. Его музыкальный диапазон настолько широк и богат, что музыканты практически всего мира почувствовали на себе его влияние. Любовью всей жизни маэстро остается джаз, который впервые он услышал еще в детстве в исполнении легендарного гитариста Джанго Рейнхардта и квинтета Hot Club France. «В джазе я у себя дома. Я открыл для себя джаз, когда был еще маленьким мальчиком, — вспоминает Легран в юбилейном интервью «Экспресс». – Для меня это не развлечение. Это что-то очень трудное и очень серьезное. Мои знакомые великие джазовые музыканты были самыми требовательными людьми, которых я когда-либо знал. Я работал со Станом Гетцем, Диззи Гиллеспи, Оскаром Петерсоном. Каждый раз, когда кто-нибудь из этих титанов джаза звал меня, я всё бросал и садился на первый же самолет в Нью-Йорк». О музыкальных пристрастиях Мишеля можно говорить бесконечно, точно так же, как слушать его музыку или читать о его жизненном пути. А он таков — нашел, почувствовал свое призвание и остается верным ему всю жизнь, которой он одним ответом проясняет все три поставленных мной в начале выпуска вопроса : Необходимо раз и навсегда выбрать для себя сферу деятельности, не отвлекаясь ни на какие другие, крайне важно понимать проблемы и чаяния окружающих тебя людей и научиться прощать их за прегрешения, а поможет в этом нелегком жизненном пути любовь к ближнему и искренняя, верная дружба.
Я знал и знаю таких людей и помню их имена. Вот они- — композитор и певец Андрей Миронов, киевлянин, ставший в одночасье американцем и русским бардом Семен Чудновский , потомственный строитель-монтажник Донского края Оганез Кочарян, Зам. председателя Новочеркасского горисполкома Иосиф Арутюнов, нью-йоркские журналисты Михаил Бузукашвилли, Виктор Топаллер и Лев Кричевский, самодеятельный историк Миша Ашуров, композитор и певец , одессит в Америке, Семен Палей, и этот список можно еще продолжить. Хотелось бы вместо этого отдельно отметить несколько имен ветеранов Второй Мировой — художник Исаак Вайншельбойм, коммерческий директор Владимир Гудков, профессор Борис Рабинер,исследователь еврейской истории Дмитрий Маргулис, фотограф Юрий Шаламов, и простите меня, мои старшие братья: гвардии полковник , саратовчанин Михаил Ясеник и старший сержант, израильтянин Рувен Ясеник.
Правда, к сожалению, есть и другие, которые не исполняют завещания Булата «Не создавайте своего благополучия за счет других людей». Назову лишь другого Леграна, однофамильца, который в угоду своим амбициям и желанию хоть чем то зацепить четвертую власть, может запросто, ни с то ни с сего»бросить камень в чужой огород», причем с помощью привлеченного борзописца, не назову имена раввинов, но они себя узнают по тому образу жизни, отношений с людьми и кругом занятий, которыми озаботились. Один из них — Любавический Хасид, захватил руководство сразу несколькими крупными общинами в Ростовской области(одна из них относилась к Москве, другая- к Иерусалиму), чем создал неразбериху и нервозность в и так сложной еврейской жизни в России, при этом он еще участвовал в давлении местных чиновников на независимых журналистов, а второй, здесь в Нью-Йорке, захватив под свой контроль несколько газет, высшую школу, радио и теле эфиры, занят исключительно собственным бизнесом, попирая права подчиненных и не подчиненных ему людей. Я уже не говорю о политиках, которые обещают избирателям «златые горы», а , заняв кабинеты на вершинах власти, начисто об этом забывают. Вы не поверите, но Американская Ассоциация инвалидов и ветеранов Второй Мировой недавно лишилась своего офиса в Нью-Йорке, и никому из «слуг народа» нет до этого дела.
Одно радует, что таких людей на так уж много, а значит — надежда , что появятся новые Мишели Леграны, Борисы Рабинеры есть.
Анатолий Ясеник


Анатолий Ясеник
Комментарии (0)

Добавить комментарий