Сегодня: 24 июня 2017, Суббота

Фортепьянная музыка как то без особого разрешения, сама в сопровождении пианино марки «Ростов-Дон»вошла в мой дом в 1977году, когда старший сын пошел в первый класс пятой новочеркасской средней школы. Ему удалось заполучить музыкальное образование, о котором мы с моим другом по жизни, его мамой, могли только мечтать в голодные и холодные, послевоенные 1947-49 годы. Просто мама Элеоноры(отец погиб в первый же год Второй Мировой) и мои родители, как и миллионы советских людей, не имели возможности купить не только пианино(это являлось несказанной роскошью), но зачастую и самые необходимые, элементарные вещи для жизни. Да и места для него , как правило, в маленьких, низких, тесных квартирах тоже бы не нашлось. Сын сначала подозрительно относился к инструменту и без особого энтузиазма занимался в музыкальной школе в классе Елены Георгиевны Фадеевой, педагога с 40 летним стажем . На его счастье мама, по профессии педагог, знала, как можно заставить и заинтересовать неразумное дитя. Сначала она сами изучила ноты и все музыкальные премудрости, а затем стала активно дополнять уроки музыки сына в музыкальной школе домашними уроками. И процесс, как говорится, пошел. Мы с женой так и не получили музыкального образования, хотя очень хотели : в детстве не было возможностей, а когда появился инструмент — не было времени. С тех пор, бывая в гостях, или встречаясь в домашних условиях с друзьями и знакомыми, я в первую очередь ищу глазами пианино или хоть какие то клавишные. Я уверен, что в любой семье, а в еврейской в особенности, обязательно должно быть хотя бы пианино или, на худший случай — гитара. Почему именно в еврейской ? А вы посмотрите статистику — музыкантов с еврейскими корнями очень много и они успешны. Что там у нас добавлено , видимо, на генном уровне. Итак, сын успешно закончил школу, и Елена Георгиевна буквально уговаривала нас отправить его в Ростовское музыкальное училище: «У меня за все время работы с детьми, это второй ученик, который чувствует инструмент, благодаря природным данным». Сын решил продолжить учебу в техническом университете, но у него в доме всегда есть пианино, и он по прежнему прилично на нем играет. Теперь этим начала заниматься внучка Анечка. Сегодня, в день выхода в свет этой статьи, она играла мне по Скайпу первые песенки, которые разучила в московской музыкальной школе. Младший сын тоже учился у педагога Фадеевой, и музыкальная школа развила его слух, который по началу, как мне казалось, был слабым. У сына сформировался прекрасный слух, он увлекается различными направлениями в музыке, как, впрочем, и старший. Новочеркасск всегда был фортепьянным городом, здесь несколько музыкальных школ, одной из них, старейшей имени Чайковского уже исполнилось 100 лет. В концертных залах школ, в городском театре и в университетах постоянно проходили концерты известных пианистов(особенно мне запомнилось выступление лауреата конкурса им.IMG_1387(1) Шопена Наума Штаркмана) и местных фортепьянных звезд, во главе с Галиной Окс(фортепьяно, орган). В семье моего младшего брата Фимы, живущему в прекрасной городке израильской Швейцарии, в Маалоте — три фортепьяно — в его доме, и в домах, живущих рядом дочерей близняшек. Все фимины девушки преподают музыку в местной музыкальной школе(внуки тоже достигли довольно хорошего уровня в джазовой музыке), а их мама Инна, профессиональная пианистка, еще и руководит хором ансамбля «Радуга», при городском Дворце Культуры. Лично меня всегда интересовали джазовые пианисты, первый исполнитель мне попался в альматер, в котором обучалась буквально вся моя семья. И это был Рудольф Алахвердов, безвременно ушедший, а потом все шло по возрастающей, и теперь в Нью-Йорке я слушал самого Оскара Питерсона, Дейва Брубека с одной, джазовой, фортепьянной стороны и Ефима Бронфмана, Дениса Мацуева с другой — классической, а также многих других, но об этом я напишу отдельно и подробно. Последнее время, может быть, это связано с возрастом, я тяготею больше к салонной музыке: блеск, шум и суета больших концертных залов меня утомляет. Недавно с единомышленниками задумали создать артсалон в домашних условиях. И, когда я узнал , что в прекрасно отреставрированном зале Еврейского Центра Marks JCH of Bensonhurst состоится концерт романтической музыки в исполнении дуэта в составе Майкла Хааса(виолончель) и пианистки Елены Гринберг, сразу решил -пойду. Была и другая причина. Моя добрая знакомая, как раз директор культурных программ Сenter for Cultural Arts — мотор и инициатор этого концерта, Яна Абрамова, предупредила о сюрпризе, который будет ждать меня в зале. Сюрприз таки был — орехового цвета в лице благородного рояля «Стейнвей»(его сказочное пришествие в этот музыкальный зал заслуживает отдельного рассказа). При полном зале, где основными зрителями были лица «золотого» возраста, дуэт исполнил романтические произведения как известных композиторов Феликса Мендельсона(Felix Mendelssohn), Франца Листа(Franz Liszt) и Людвига ван Бетховена(Ludwig van Beethoven), так и малоизвестного, блистательного Шарля-Валентина Алкана(Charles-Valentin Alkan). Вступительное слово взяла доктор Елена Гринберг. Она обосновала мотивацию подбора произведений для предстоящего концерта, а потом перед каждой новой композицией детально и доступно на хорошем русском языке говорила об авторе музыки и о ней самой. Дуэт звучал гармонично и слаженно и чувствовалось , что Елена и Майкл (они уже продолжительное время играют вместе, что очень важно)сами наслаждаются от музыкального общения между собой и со зрителями. Из беседы с Еленой я выяснил, что ей особенно комфортна в музыкальной карьере преподавательская и просветительская деятельность. Она преподавала в известной на весь мир Джульярдской школе. И это — уже вершина педагогической практики, а начиналось все просто. Мама Лены «всю жизнь» была профессиональной пианисткой в Москве, и она же стала первой учительницей коренной москвички — дочери, которая проявила свои музыкальные способности еще в годовалом возрасте: пела подряд все, что слышала вокруг. Следующим этапом обучения талантливой , уже семилетней девочки, был класс фортепьяно в Гнесинке. А через год(!) состоялся ее небольшой, но сольный концерт. Там был так называемый нулевой класс, а потом вплоть до 1992 года(начало иммиграции в США) , была еще и учеба на основном курсе. Городом прибытия стал Нью-Йорк по нескольким причинам, одной из которых были проживающие здесь родственники, в том числе дядя, известный доктор-меценат Джозеф Клейнерман. Уже в сентябре девочка поступила на переходной курс в Джульярдскую школу и проучилась там семь лет под патронажем великой пианистки Оксаны Яблонской. Одновременно она училась еще и в общеобразовательной высшей школе(Midwood High School at Brooklyn College) Бруклина . При поступлении на докторскую программу ее занимался маэстро Джером Ловенталь(Jerome Lowenthal), крупнейший педагог и пианист и не менее именитый Richard Goode. Позади дебютный концерт Baroque Reflections из тематически подобранных пианисткой композиций в Карнеги Холле 20 ноября 2005 года…И вот, Елена преподает в Джульярде. Ее увлекла идея создания уникальных лекций-концертов, тематических программ, и она с увлечением их создает одну за другой. Одна из них, например, посвящена мало кому известному композитору, сыну великого Баха(Сarl Fhilipp Emanuel Bach), которому в этом году исполняется 300 лет . Кроме того, она читала лекции по камерной музыке в Колумбийском университете(иногда играла сольные концерты с местным симфоническим оркестром), в Fordham University при Линкольн Центре(где дает лекции по истории музыки , при этом еще и выполняет функции тренера по камерной музыке), представляет ежегодные лекции-концерты в престижнейшем нью-йоркском Клубе выпускников Гарвардского Университета(Harvard Club NYC), читает и исполняет популярные лекции — концерты в офисе фирмы «Стенвейн»(Piano Show Room) рядом с Карнеги Холлом( на которые я уже получил приглашение). Этого ей показалось мало , и она приступила к реализации своей идеи о создании цикла лекций-концертов в домашних салонах(Haus Musik нем.). В интимной среде интеллектуально-изысканной публики Елена Гринберг и ее коллеги музыканты создают для слушателей особую музыкальную ауру. С 2012 года она приглашает любителей музыки в Манхэттен на серию музыкальных салонов и ч попасть на них можно только предварительно записавшись на сайте пианистки . От желающих (в основном, кстати, не музыкантов) побывать на очередном салоне, как говорят, нет отбоя( Вот и я собираюсь пойти 27 апреля). Доктор Гринберг видит в своих салонах отражение культурной, домашней атмосферы 18 века. В музыкальных салонах того времени не только слушали музыку, там были дискуссии интеллектуалов, аналитиков, политиков , там обсуждались текущие и перспективные проблемы общества. Для себя она решила не замыкаться только на музыкальное образование, а получить многоплановую учебную подготовку. Этого требовал ее статус педагога, который она взвалила на себя с восемнадцати лет. Кстати, Елену с юности привлекала частная работа с учениками, и в этом непростом деле она достигла значительных успехов. Молодой профессор еще и очень организованный человек, а поэтому интересуется не только музыкой: изучает философию, литературу, эстетику, искусство, культурологию, …увлекается йогой, бальными танцами, посещает джазовые концерты, театральные постановки, отдавая предпочтение пьесам Шекспира. Все эти составляющие создали напряженный график преподавательской деятельности, который не дает пианистке возможность выехать на гастроли хотя бы в пределах Америки в рамках самостоятельного концерта, не говоря уже о концерте в сопровождении симфонического оркестра. Но это обстоятельство ее совсем не волнует: позади докторантура (2008 год), а значит впереди — кропотливая работа самосовершенствования и познания новых музыкальных горизонтов. А на большую и очень напряженную концертную деятельность у госпожи Гринберг просто нет: все целиком забирает преподавательская и лекционная работа. Нет и желания бросить студентов, которых она ведет длительное время, да и нестабильность и эмоциональные нагрузки в период концертных вояжей тоже настораживают. Доктор Елена Гринберг готовит новые музыкальные программы, с которыми будет знакомить жителей Столицы Мира и ее гостей на сценах города. При этом пианистка и педагог серьезно подумывает о привлечении менеджера для увеличения количества отдельных концертов и лекций — концертов в домашних условиях. Желаю моей новой знакомой исполнение всего задуманного и надеюсь на новые встречи.
Анатолий Ясеник
Фото автора


Анатолий Ясеник
Комментарии (0)

Добавить комментарий