Сегодня:
 

Закон «О государственной службе российского казачества», принятия которого казаки добивались в общей сложности 15 лет, вышел на финишную прямую. После того как документ одобрили в обеих палатах российского парламента, впервые в истории современной России термин «казачество» обретает правовой статус. На Юге, в колыбели казачества, считают, что на первом этапе вполне достаточно и нынешнего документа, состоящего всего из трех листов. Но многие лелеют надежду и на признание за казаками права «наций на самоопределение» или даже «реституцию захваченных земель». Изучением аппетитов современного казачества занялся «ЮР».

Суть принятого закона состоит в том, что внесенные в реестр казаки смогут проходить военную службу в соединениях, которым присвоены традиционные казачьи наименования, участвовать в мероприятиях МЧС, помогать наводить правопорядок и охранять государственную границу. На казаков государство возлагает также обязанность патриотического воспитания и ведение воинского учета призывников. Президент своим указом определяет форму казачьей одежды, знаки различия, чины и удостоверения казака. Казачья служба будет финансироваться из федерального бюджета. Ничего не говорится в документе лишь про столь вожделенные для казаков землю и оружие.

На Юге дислоцировано несколько воинских соединений, которым присвоены «традиционные казачьи наименования». Казачий отдельный батальон 105-й мотострелковой бригады, в Буденновске. 173-й отдельный казачий отряд специального назначения 22-й бригады спецназа ГРУ, под Аксаем. Служат казаки и на больших десантных кораблях «Азов» и «Новочеркасск». Элита донского казачества регулярно пополняет отдельный Президентский полк в Кремле. Предполагается, что с принятием закона, казачьи формирования помогут пограничникам охранять необустроенные участки границы. Как рассказал «ЮР» заместитель атамана войска Донского по идеологии Владимир Воронин, на российско-украинской и российско-казахстанской границах таких участков наберется на 3 тысячи километров.

— Эксперименты кончились, и теперь мы будем жить по закону. Вот есть пограничная служба, они готовы с нами работать, — утверждает Владимир Воронин. — Но я и не предполагал, как трудно будет приниматься этот закон, как он трудно будет проходить все инстанции и министерства. Ведь лишней работы чиновники не любят, поэтому стараются сделать как можно меньше. Я как чиновник это сам знаю. Но теперь впервые на законодательном уровне прозвучат слова «казак» и «казачество».

Войско Донское
По данным самих казаков насчитывает около 150 тысяч человек. Пожалуй, самая влиятельная в ЮФО казачья общность. Дело даже не в том, что первые казачьи поселения появились на Нижнем Дону. Просто в Ростовской области казакам удалось хорошо закрепиться в исполнительной власти и лоббировать свои интересы. Губернатор Чуб хорошо усвоил уроки начала 1990-х, когда сотни казаков маршировали по центральным улицам Ростова, захватывали здания, выдвигали ультиматумы и составляли списки будущих арестантов, где губернатор был под первым номером. И старый принцип — если движение нельзя победить, то его надо возглавить — был взят на вооружение. С тех пор атаман Всевеликого войска Донского по совместительству — заместитель губернатора области. Сейчас это Виктор Водолацкий, который еще и представляет интересы области при правительстве РФ. Этой осенью казачий генерал Водолацкий был избран Верховным атаманом Союза казачьих войск России и Зарубежья, что, бесспорно, поставило войско Донское в привилегированное положение.

Идея возрождения казачества настолько популярна в высших эшелонах донской власти, что даже спикер регионального парламента Александр Попов во время всероссийской переписи населения в графе «национальность» гордо отметил — «казак».

И хотя донское казачество расколото на две части (так называемые «реестровые» казаки и «общественники»), суть этого разделения в личных амбициях атаманов, которых областная власть побоялась подпускать к себе по ряду причин.

Но мощный ресурс административной поддержки немало способствует тому, что в умах донских казаков время от времени рождаются авантюрные проекты. Например, в октябре сего года руководство войска Донского предложило восстановить свою дореволюционную территорию и в связи с этим организовать референдум по объединению Волгоградской и Ростовской областей. Правда, есть загвоздка — часть земель дореволюционной области Войска Донского ныне — Луганская область Украины. И хотя реестровые казаки предлагают не выдвигать территориальных претензий соседнему государству, отдельные представители казачества горячо настаивают на требовании возврата исконных донских земель.

— Украина должна отдать нам наши земли, — заявил «ЮР» атаман казаков-общественников из Новочеркасска Николай Козицын. — Мы не просим никаких привилегий, не просим денег, не надо играть с нами в эти игры. Мы требуем, чтобы на государственном уровне признали, что разделение области Войска Донского было неправомерным.

Это не единственные утопические претензии к власти «общественных» казаков, которые находятся в явном меньшинстве. По мнению атамана Козицына, никакого закона о российском казачестве не должно быть вовсе. Просто казакам должны вернуть «захваченные после Октября 1917 года земли». И признать, что казаки были репрессированным народом.

Текст: Евгений Ракуль

Комментарии (0)

Добавить комментарий