Сегодня:
 

Надзор за исполнением законов органами дознания и предвари¬тельного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение закон¬ности в сфере борьбы с преступностью. При всей важности опера¬тивно-розыскных мер в обнаружении и раскрытии преступлений, они играют вспомогательную роль в решении этих задач. Основ¬ная — принадлежит органам предварительного расследования, ко¬торые ежегодно рассматривают и разрешают миллионы заявле¬ний и сообщений о преступлениях, направляют в суды сотни тысяч уголовных дел с обвинительными заключениями, создавая необхо¬димые условия для судебного разбирательства и осуждения пре¬ступников.
Российское уголовно-процессуальное законодательство деталь¬но регламентирует деятельность органов дознания и предваритель¬ного следствия, сводя к минимуму возможность их собственного усмотрения, чреватого произволом и нарушением прав участников УГОЛОВНОГО процесса. Успешное расследование преступлений предполагает использование органами предварительного рассле¬дования мер уголовно-процессуального принуждения (задержания; заключения под стражу в качестве меры пересечения; привод лиц, не желающих являться для участия в следственных действиях; отстранение обвиняемого от должности и ограничения различных конституционных прав граждан, вовлекающихся в сферу предва¬рительного расследования). Предупреждение, пресечение и устра¬нение любых нарушений закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, — задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявле¬ний (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и пред¬варительного следствия с составлением обвинительного заключе¬ния или постановления о прекращении уголовного дела либо о на¬правлении дела в суд для применения принудительных мер меди¬цинского характера к душевнобольным гражданам, совершившим общественно опасные деяния.
Значение предмета данного направления прокурорского надзо¬ра определяется тем, что деятельность органов дознания и предва¬рительного следствия затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие предусмот¬ренные уголовно-процессуальным законом права и интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности. Ни одно другое направление прокурорского надзора не включает в себя необходимость проверки законности и обоснованности столь большого числа действий и решений поднадзорных органов.
Дознание является основным, но не единственным видом дея¬тельности органов дознания. В предмет прокурорского надзора входят исполнение законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений (сообщений) о преступле¬ниях, при досудебной подготовке материалов в протокольной форме, при выполнении поручений следователей о производстве следственных и розыскных действий и указаний об оказании им содействия при производстве отдельных следственных действий.
Особенность прокурорского надзора в уголовно-процессуальной сфере состоит в том, что он касается законности действий и Решений конкретных субъектов уголовного процесса, а ими могут быть не только органы дознания, но и лица, осуществляющие до¬знание, и начальники органов дознания .
В сферу рассматриваемого направления прокурорского надзо¬ра входит деятельность любых органов дознания, независимо от их ведомственной принадлежности (милиции, уголовно-исполнительной системы, ФСБ, ФСНП и т.д.).
Равным образом прокурорский надзор распространяется на все следственные органы в лице следователей прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП. Поскольку право вести предвари¬тельное следствие предоставлено законом не только следователям, но и прокурорам (их заместителям, помощникам), начальникам следственных подразделений (их заместителям) органов внутрен¬них дел, ФСБ и ФСНП, то законность действий и решений этих лиц по уголовным делам также входит в предмет прокурорского надзо¬ра. Данное направле¬ние прокурорского надзора включат в себя и соблюдение требова¬ний законов начальниками следственных подразделений указан¬ных выше органов при осуществлении ими процессуального кон¬троля за деятельностью подчиненных следователей.
Задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотрен¬ных законом мер к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер, направленных на выполнение органами дознания и предваритель¬ного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершивше¬го преступление.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены уголовно-процессуальным законодательством, и состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта связь в рамках понятия «полномочия» объясня¬ется тем, что права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями. Так, обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи.
В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступле¬ний (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дозна¬ние, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производст¬во, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления.
Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступле¬ния, направлены главным образом на обеспечение полноты, все¬сторонности, объективности и своевременности расследования.
В этих же целях прокурор обладает правом:
а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по лю¬бому делу;
б) продлевать срок расследования и срок содержания под стра¬жей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установлен¬ных законом;
в) возвращать уголовные дела органам дознания и предвари¬тельного следствия со своими указаниями о производстве дополни¬тельного расследования;
г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследо¬вания другому в целях обеспечения наиболее полного и объектив¬ного расследования ;
д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела.
В целях предупреждения нарушений закона прокурор наделен правом санкционировать ряд решений либо действий следователя и органа дознания, а также давать согласие на прекращение уголов¬ного дела в связи с освобождением от уголовной ответственности.
Санкция прокурора представляет собой разрешение на приме¬нение некоторых мер процессуального принуждения и производство ряда следственных действий принудительного характера наибольшей степени затрагивающих конституционные права че¬ловека и гражданина.
Прокурору принадлежит также право давать согласие на пере¬дачу дела в суд для применения принудительных мер медицин¬ского характера, утверждать обвинительное заклю¬чение.

Комментарии (0)

Добавить комментарий