Сегодня:
 

Российский рынок сотовой связи близок к насыщению
За минувший октябрь число пользователей сотовой связи в России увеличилось почти на миллион и достигло 15,41 млн. человек, считает исследовательская компания Advanced Communications&Media.

Тем не менее, по оценкам большинства опрошенных РБК аналитиков, пик роста на рынке российской сотовой связи уже практически пройден. Вся надежда остается на регионы, которые развиваются с отставанием от столиц на два-три года. Однако и они уже не смогут обеспечить такие быстрые темпы роста, как это было на рынке в последние годы.

«По нашим прогнозам, в следующем году количество сотовых абонентов вырастет на 31% (по сравнению с ожидаемыми 117% в нынешнем) и составит в конечном итоге 22 млн, — сказал РБК аналитик инвестиционной группы «АТОН» Вадим Котиков. — В России осталось не так уж много независимых операторов, которые были бы привлекательны с точки зрения поглощения для МТС, «Вымпелкома» или «Мегафона». В этой ситуации основным источником для увеличения абонентской базы станет т.н. органический (т.е. происходящий не вследствие приобретений) рост, главным образом за счет привлечения низкодоходных абонентов благодаря снижению тарифов». Схожей точки зрения придерживается и аналитик AC&M Антон Погребинский. «Операторы сотовой связи сейчас сознательно идут на снижение выручки от одного абонента. МТС запускает тарифные планы pre-paid (вроде «Би плюса» «Вымпелкома»), приближаясь тем самым к стратегии своего конкурента — «Вымпелкома», — сообщил он РБК.

До последнего времени МТС отличалась от «Вымпелкома» более «дорогими» абонентами, тратившими на сотовую связь больше средств, чем клиенты «Би Лайна». За счет этого МТС удавалось зарабатывать на каждом абоненте существенно больше, чем «Вымпелкому». Отказ МТС от прежней практики ведения бизнеса свидетельствует о том, что с привлечением новых подписчиков прежними методами возникают определенные проблемы. Правда, пока неясно, сможет ли МТС так же успешно играть на «чужом поле», ведь эта компания — полный новичок на рынке pre-paid. Так, глава службы по связям с общественностью «Вымпелкома» Михаил Умаров считает, что в этом секторе МТС будет очень трудно конкурировать с «Би Лайном», который разрабатывает тарифные планы pre-paid с 1998 года.

В любом случае, снижение стоимости услуг сотовой связи может оказаться крайне неблагодарным занятием для операторов. К примеру, стремительное увеличение абонентской базы в Москве, значительная часть из которых как раз «дешевые», уже несколько раз провоцировало серьезные сбои в сети «Би Лайна». Не случайно недавно «Вымпелком» даже пошел на частичное повышение тарифов — компания пытается получить со своих клиентов больше денег, а заодно за счет введения фиксированной платы за включенные минуты уменьшить приток абонентов, которые не держатся за свой номер (хотя, как считают аналитики, это лишь временная мера). Но самое главное — снижение стоимости тарифов неизбежно приведет к еще большему обострению конкуренции на рынке сотовой связи в России. Для абонентов это, конечно, хорошо — они выигрывают от более низких цен. Операторы же в этом случае, скорее всего, почувствуют серьезное снижение своих доходов. Но пока другой стратегии борьбы за рынок они, похоже, не видят.

Учитывая неизбежное обострение конкуренции, вряд ли стоит в ближайшем будущем ожидать появления новых крупных игроков. Сомнительно, что кто-то сможет позволить себе выйти в подобных условиях на рынок с нуля. Единственным претендентом, по словам аналитиков, является холдинг «Связьинвест», однако этой компании будет очень сложно даже технически объединить разбросанных по всей России операторов связи в нечто целое, способное успешно противостоять «большой тройке» российского сотового рынка. Не исключено, однако, что ее смогут потеснить операторы сетей стандарта CDMA (самый крупный — «Сонет»). В настоящий момент число пользователей этого стандарта достигло в России почти 300 тысяч (около двух процентов рынка). Правда, развитие данного стандарта в нашей стране существенно тормозится некоторой «нелюбовью» к CDMA со стороны российских властей.

Комментарии (0)

Добавить комментарий