Сегодня: 19 апреля 5419, Понедельник

С присказкой «Не подмажешь — не поедешь» русский человек появляется на свет и живет до старости. Коррупционный механизм работает без шума и пыли. Каждый год его в России, по данным фонда «Индем», «смазывают» как минимум 36-тью миллиардами долларов.
Западная система коррупции появилась одновременно с институтами регулирования экономики и других сфер жизни, поэтому она там достаточно органично вплетена в эти традиционные институты. У нас ситуация в этом смысле сложнее, поэтому перенос западного опыта не так прост, как это кажется.
Александр ЛИВШИЦ — экс-министр финансов РФ:»Принято считать, что достаточно нам принять их хорошие законы и у нас все будет хорошо. Что опытом не подтверждается. Есть ряд рецептов, связанных не столько с Западом, сколько с опытом противодействия коррупции в странах, где она была недавно достаточно велика. Какая-то часть этого опыта может переноситься. С другой стороны есть задачи, которые еще слабо понимаются — выращивать эти современные институты, не трансплантировать их с риском отторжения со всякими негативными эффектами, а именно взращивать. Это крайне непросто. Правда, есть и то, что можно перенимать. Есть такие дикие российские аномалии, которые связаны с отвратительным функционированием правоохранительной системы, с коррумпированностью самой этой системы. Есть такой вид взяток «поборы с бизнеса за право жить». Это просто предельно открытая и наглая система коррупции. Здесь нужны традиционные жесткие меры. Но они могут дать краткосрочный эффект.»
При всем этом, в современном российском обществе мы наблюдаем, например, использование самых гуманных приговоров с условными сроками, когда чиновника быстро отпускают по амнистии. Все это следствие вялого отношения общества к коррупции. Она не воспринимается как действительно ключевая проблема. И общество не требовательно по отношению к власти. Часто говорят о происхождении коррупции из-за бедственного положения госслужащих. Соответственно, самым действенным средством от взяточничества предлагается повышение чиновничьих зарплат.
Александр ЛИВШИЦ — экс-министр финансов РФ:Прямой зависимости между размером зарплаты и уровнем коррупции нет. Что можно сказать наверняка. Нищие чиновники с гораздо большей вероятностью становятся коррумпированными чиновниками. Точно также можно сказать, что просто само по себе повышение зарплаты не приводит к уменьшению коррупции. Это подтверждает достаточно серьезный исторический опыт. В Царской России были такие эксперименты. Около двух лет назад высшим чиновникам России повысили зарплату. Но как-то никто не замечает, чтобы это привело к уменьшению коррупции. Поэтому повышение зарплат действительно должно быть, но оно эффективно только тогда, когда это часть большого комплекса антикоррупционных мер.»
Cправедливости ради нужно сказать, что в любом органе власти на любом ее уровне все же есть честные люди, обеспокоенные этой проблемой и пытающиеся что-то сделать. Но их слишком мало, а меры, которые ими предпринимаются -разрознены и как понятно, никакого эффекта не дают.
Коррупция — долгий и во многом неприятный разговор, но он все же будет продолжен в ближайшем выпуске программы «Персональный счет», она вернется в эфир «37 канала» в субботу 21 января в 19:00.

Комментарии (0)

Добавить комментарий