Сегодня: 19 апреля 1855, Четверг
 

Государство сделало невозможным развитие негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Законы написаны так, что НПФ никогда не смогут составить конкуренцию Пенсионному фонду России (ПФР). Дело в том, что гражданин, получивший «письмо счастья» и решивший перевести накопительную часть своей пенсии в частный фонд, должен отдать государству 24% накопленного. В конце прошлой недели эту ситуацию признали в самом ПФР, но ни фонд, ни Минфин не заинтересованы в ее изменении. ПФР даже не будет больше рассылать гражданам бланки для выбора управляющей компании и НПФ.

Пенсионная реформа в России длится второй год, но, за исключением «писем счастья», никакого разнообразия в быт обычных граждан не привнесла. Хотя в конце прошлого года у нас появилась альтернатива. Доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии (2-4% объема пенсионного налога, который составляет 28% заработной платы) мы можем не только государственным структурам, но и частным управляющим компаниям (УК). C июля этого года к системе обязательного пенсионного страхования были допущены и негосударственные пенсионные фонды. Планировалось, что они составят реальную конкуренцию ПФР. Но законодатели не учли небольшой, но существенный нюанс, ставящий под сомнение участие НПФ в обязательном пенсионном страховании.

«Сейчас нам просто невыгодно заниматься ОПС, — утверждает вице-президент НПФ электроэнергетики Андрей Железнов. — Если гражданин решит доверить нам средства, то сумма накопительной части его пенсии будут перечислена из Пенсионного фонда России в НПФ. При этом она облагается налогом на прибыль в размере 24%. Все это происходит из-за того, что в Налоговом кодексе пенсионные накопления просто не упомянуты среди поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по доходу на прибыль. Решить проблему легко — необходимо внести поправку в Налоговый кодекс. Но будет ли это сделано до конца года — неизвестно».

Внести ясность не может и Пенсионный фонд, в котором в конце прошлой недели состоялось совещание, посвященное вхождению НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Как сообщил «Известиям» один из участников мероприятия, от чиновников удалось добиться только отговорки: «Это ваша проблема — и решайте ее сами». По словам собеседника «Известий», это прозвучало особенно странно после заявления, которое на упомянутом совещании сделал заместитель председателя правления ПФР Александр Черноиван. Он заверил собравшихся, что фонду не нужна накопительная часть пенсионных взносов, и они с удовольствием бы их отдали. Возможно, это и так, но вот Минфин с деньгами расставаться не желает, чем способствует монополизму государственного фонда на рынке пенсионных накоплений.

«Если бы такая поправка вступила в силу в этом году, — сказал «Известиям» руководитель Инспекции НПФ при Минтруде РФ Вячеслав Батаев, — то выпадающие доходы бюджета составили бы 600 млн рублей. Правда, в течение нескольких ближайших лет нововведение принесло бы государству 2,4 млрд рублей, то есть в 4 раза больше». Понятное дело, что при словах «выпадающий доход» государственные мужи от финансов впадают в нервный шок, поэтому выбирают лучше меньше сегодня, чем больше завтра.

Представитель одного из НПФ назвал такую политику «целенаправленной с целью угробить пенсионную реформу». Правительство, заботясь о решении своих финансовых проблем, непроизвольно вбивает гвозди в нормальное развитие пенсионной реформы. Вот еще один факт. В связи со снижением ЕСН (с 35 до 26%) в 2005 году, снизятся и отчисления в ПФР. Залатать дыры решили нехитрым путем: в конце июля президент подписал нормативный акт о внесении изменений в закон «Об обязательном пенсионном страховании». В соответствии с ним с 2005 года на лиц 1966 года рождения и старше не будет распространяться система финансирования накопительной части трудовой пенсии. «По нашим оценкам, — говорит Андрей Железнов, — это сокращает количество граждан, для которых формируется накопительная часть пенсии, в 2 раза, а объем рынка пенсионных накоплений — в 3-4 раза. Дело в том, что заработная плата у граждан среднего возраста выше, чем у молодежи. Как результат, выше и отчисления в накопительную часть пенсии». Для НПФ действия правительства болезненны и потому, что в прошлом году 67% общего числа (700 тысяч) доверивших свои средства частным УК составляли именно лица старше 40 лет.

ПФР понимает свое монопольное положение и даже пытается на этом экономить, а заодно облегчить наши почтовые ящики. Так, рассылаемые в этом году «письма счастья» будут тоньше: в них не попадут бланки по выбору управляющей компании и НПФ. Как говорилось в одной рекламе, при всем богатстве выбора альтернативы у нас нет.

АННА КАЛЕДИНА

Комментарии (0)

Добавить комментарий