Сегодня: 18 апреля 8904, Пятница

На минувшей неделе миноритарный акционер Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗа) Евгений Мещеряков обратился с заявлением в Ростовский, а также в Высший арбитражный суд Российской Федерации. Полковник ФСБ в отставке Мещеряков, владеющий 0,314% акций ОАО «НПО “НЭВЗ”», требует остановить конкурсное производство на новочеркасском предприятии и не банкротить выздоравливающий завод.

По мнению г-­на Мещерякова, вся история с банкротством старого НЭВЗа и переводом его активов в недавно созданное акционерное общество­двойник (ОАО «ПО “НЭВЗ”») затеяна ради того, чтобы столичный Трансмашхолдинг и структуры Министерства путей сообщения за бесценок завладели крупнейшим в мире предприятием по производству электровозов. В свою очередь, представители Трансмашхолдинга называют действия миноритария НЭВЗа «шантажом, не имеющим под собой юридических оснований».

Евгений Мещеряков, как и другие акционеры старого НЭВЗа, прекрасно понимает, что избранный сейчас кредиторами ОАО «НПО “НЭВЗ”» план оздоровления заводского бизнеса приведет к тому, что их акции вот­вот превратятся в никому не нужные фантики. Как известно, купив львиную долю кредиторки старого НЭВЗа, много лет находившегося под внешним управлением, Трансмашхолдинг по согласованию с МПС и «Росвагонмашем» сейчас передает имущество завода в новое акционерное общество — «ПО НЭВЗ» — в качестве взноса в уставный капитал. Соответственно, электровозостроительный бизнес начинает работать в рамках нового юрлица, в котором у старого НЭВЗа всего 49%. Остальные 51% принадлежат Трансмашхолдингу. Старый НЭВЗ банкротится, а его главный актив — акции новой компании, выставляется на торги, где почти наверняка будут приобретены структурами Трансмашхолдинга, поскольку у него уже есть контрольный пакет ОАО «ПО “НЭВЗ”».

Старые акционеры, понятное дело, мечтают выручить хоть какие­то деньги за свои пакеты и даже пытались по этому поводу вести переговоры с Трансмашхолдингом. В частности, корреспонденту N это подтвердили представители НПФ «Роствертол», владеющего примерно 11% старого юрлица новочеркасского завода, а также г­н Мещеряков, номинальная стоимость пакета которого составляет около 280 тысяч рублей. Другими крупными держателями акций старого НЭВЗа является государство (Мингосимущество РФ, 15%) и близкая к Банку Москвы компания «Имиджен» (25%). Однако и для негосударственного пенсионного фонда «Роствертол», и для г­на Мещерякова переговоры с Трансмашхолдингом закончились безрезультатно. Как рассказал корреспонденту N ветеран ФСБ, представители московской компании его выслушали, пообещали связаться, но на связь так и не вышли. Примерно по такой же схеме москвичи общались и с НПФ «Роствертол».

Поэтому сейчас Евгений Мещеряков намерен через суд остановить банкротство старого НЭВЗа. По мнению миноритария, завод сегодня увеличивает объемы выпуска продукции, его ждут большие заказы и он в состоянии оздоровиться в рамках существующего юрлица.

— То, что сейчас пытаются сделать на НЭВЗе, напоминает умышленное банкротство, — заявил корреспонденту N Евгений Мещеряков. — Трансмашхолдинг получил крупнейший в мире завод по производству локомотивов, скупив кредиторскую задолженность НЭВЗа, обнародованная цена которой составляла всего 3 млн долларов. https://viking.style/ При этом в новое акционерное общество весь производственный комплекс работающего и загруженного заказами завода передают за каких­то 314 млн рублей. На самом деле НЭВЗ стоит намного больше. Если бы его справедливо оценили, то Трансмашхолдинг никак бы не смог получить в новом ОАО контрольный пакет. Министерство путей сообщения само поставило завод на колени, не давая ему заказов, чтобы обанкротить и забрать НЭВЗ за бесценок. Однако те схемы банкротства, которые активно практиковались в середине 1990­х годов, сейчас уже идут вразрез с экономической политикой государства. Делать сейчас то же, что и в 1998 году, нехорошо. Сейчас я попытаюсь добиться от суда прекращения конкурсного производства на ОАО «НПО “НЭВЗ”», потому что предприятие может справиться с существующими у него долгами, надо лишь посмотреть, какая часть этой задолженности настоящая, а какая — искусственная. Возможно, придется обращаться и в прокуратуру, чтобы происходящее сейчас на НЭВЗе было изучено на предмет наличия признаков умышленного банкротства.

Помимо прекращения конкурсного производства г­н Мещеряков в своем заявлении на имя председателя Арбитражного суда Ростовской области Натальи Федоренко требует отменить на заводе внешнее управление, поскольку завод может финансово выздороветь и без этой процедуры. Затем миноритарий предлагает уже на справедливых, по его мнению, условиях привлечь на завод стратегического инвестора, на роль которого причисляет все те же структуры МПС и Трансмашхолдинг.

Комментарий г­жи Федоренко по поводу заявления г­на Мещерякова получить на прошлой неделе не удалось, поскольку в приемной председателя суда корреспонденту N сообщили, что Наталья Владимировна отсутствует и появится в своем кабинете лишь в понедельник. В свою очередь, руководитель PR­службы Трансмашхолдинга Артем Леденев так прокомментировал действия миноритарного акционера старого НЭВЗа: «Все это смахивает на шантаж, не имеющий под собой никаких юридических оснований».

Однако один из ростовских фондовиков на условиях анонимности высказал предположение, что затея г­на Мещерякова (если ею зай­мутся, например, специалисты по Green Mail) с правовой точки зрения не такая уж безнадежная, поскольку производственный комплекс предприятия вносится в уставный капитал нового юрлица действительно по невысокой цене. Особенно на фоне будущих прогнозов по загрузке НЭВЗа, которыми не так давно делился председатель совета директоров столичного Трансмашхолдинга Дмит­рий Комиссаров, — выпуска 50–120 локомотивов в год, что автоматически сделает НЭВЗ самым оборотистым донским заводом. С другой стороны, если Трансмашхолдинг пойдет навстречу беспокойному акционеру и создаст прецедент выкупа бумаг старого НЭВЗа, то тогда ему, скорее всего, придется вступать в аналогичные сношения и с другими совладельцами ОАО «НПО “НЭВЗ”». А выкуп акций у старых владельцев НЭВЗа даже по номиналу потребует около 89 млн рублей, или 3 млн долларов. Судя по всему, москвичи не готовы пойти на такие траты, тем более что пока к подобным расходам их подталкивают только отдельные собственники «несчастливых бумаг». Местным властям, например, куда важнее передать завод в руки инвестора, способного договариваться с МПС о больших и стабильных заказах.

Игорь Бураков

Комментарии (0)

Добавить комментарий