Сегодня:

На заседании Общественной палаты Новочеркасска 29 августа рассматривались два глобальных вопроса. Общественники обсудили проект Стратегии социально-экономического развития города Новочеркасска до 2030 года и приняли решение о формировании общественных Советов для независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями культуры, образования, здравоохранения

 

Именно для обеспечения подлинной независимости оценки качества услуг, предоставляемых муниципальными организациями, в её проведении должны участвовать общественные палаты и НКО, а конфликт интересов нужно исключить.

«Независимая оценка нам нужна, разумеется, не «для галочки». Это реальная возможность для людей влиять на процесс изменений в работе тех учреждений, которые наиболее важны в конкретной, ежедневной практической жизни: это больницы, поликлиники, учреждения образования и культуры… Принципиально важно обеспечить подлинную независимость оценки. Сейчас ещё, к сожалению, встречаются такие случаи, когда бюджетные организации устраивают так называемый междусобойчик, опрашивают и оценивают сами себя. А потом получается, что у поликлиники, например, формально высокая оценка, а на деле там и к специалистам не попасть, и вообще уровень обслуживания достаточно низкий», — отметил глава государства Владимир Путин на заседании Госсовета в минувшем году, предлагая ввести систему независимой оценки.

Чтобы исключить конфликт интересов в ходе независимой оценки, по мнению Президента, необходимо расширить участие в её проведении социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах и муниципалитетах.

Система независимой оценки соцуслуг заработала в регионах с 1 января 2015 года. Гражданам предлагалось оценивать доступность информации об учреждениях, доступность их услуг, комфортность, время ожидания получения услуги, вежливость персонала. За 2 года охват учреждений независимой оценкой, по данным Минтруда, составил порядка 50%. Независимость оценки должны были обеспечивать общественные советы, которые сформированы при органах исполнительной власти. Однако в эти советы входили представители поднадзорных учреждений, что подразумевает конфликт интересов и отсутствие объективности.

В результате получали картину, когда удовлетворённость людей услугами по результатам независимой оценки составляла 80–90%, а итоги соцопросов говорили о 30–40%. Нельзя обманывать людей и действовать исходя из принципа «у нас всё хорошо», ведь основное предназначение этого инструмента — дать возможность гражданину выбрать, где учиться, где лечиться.

В части независимой оценки качества соцуслуг проблемы решаются, в том числе, путём внесения изменений в законодательство, которое исключает участие в работе общественных советов работников организаций, которые оцениваются, либо представители органов исполнительной власти.

Формат независимой оценки изменён с 2018 года.

Общественная палата сформировала три Общественных Совета из числа членов НКО города для оценки качества предоставляемых услуг в сфере культуры, образования и здравоохранения, и передала свои рекомендации в Администрацию города для утверждения.

Что касается обсуждения стратегии экономического развития нашего города до 2030 года, то, к сожалению, документ пока не сформирован для обсуждения. Половина (56 страниц  из 101) документа посвящена истории Новочеркасска и состоянию развития города по уровню 2017 года и, наконец, обозначены желанные цифры, такие, как увеличение уровня рождаемости, снижение смертности, увеличение заработной платы… Однако эти замечательные желания не имеют подкрепляющих их основ. Возможно, будут работать программы по улучшению качества здравоохранения, что повлечет за собой увеличение продолжительности жизни.

В связи с какими действиями возрастет число субъектов малого и среднего бизнеса и почему стремительно с 2021 года начнет расти заработная плата — тоже непонятно.

Что придаст ускорение росту доли налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета города и многое другое мог бы объяснить разработчик или заказчик документа. Но получилось так, что в обсуждении Стратегии, помимо членов Общественной палаты, приняли участие Председатель городской Думы Новочеркасска -глава города Юрий Лысенко, заместитель председателя горДумы Андрей Карабедов, начальник отдела экономического анализа, финансовых ресурсов и инвестиций Администрации города Ирина Латышева, начальник отдела информационной политики и общественных отношений Администрации города Ольга Луконина. Ирина Латышева, наверное, более всех присутствующих, понимает, что над документом  нужно еще очень много работать, чтобы придать ему статус Стратегии. Под каждый индикатор роста должна быть разработана соответствующая программа. Ирина Латышева сообщила, что муниципалитет аккумулирует у себя все предложения от бизнеса, общественности и прочих сфер жизнедеятельности города, чтобы конкретизировать эти предложения в соответствующих программах, которые станут неотъемлемой составляющей Стратегии развития города.

Следующее обсуждение проекта экономического развития Новочеркасска до 2030 года Торгово-промышленная палата города планирует провести  с бизнес-сообществом в начале сентября. Надеюсь, бизнес оценит и некие «изюминки» документа, представленные разработчиком. Например, определение некоторых районов города здесь выглядит так: «микрорайон Октябрьский – это хуторок развитого социализма (20 век)».

Ирина Васильева

фото Никиты Чурсина