Сегодня:

Состоялись парламентские слушания на тему «Законопроект о государственном и муниципальном контроле как правовая основа формирования нового облика системы государственного и муниципального контроля». В слушаниях приняли участие заместитель губернатора Ростовской области Юрий  Молодченко, президент Торгово-промышленной палаты Новочеркасска Марина Носкова, представитель депутатского корпуса города Новочеркасска Андрей Карабедов

Корреспондент ДН взял комментарии у депутата ГД РФ Алексея Кобилева, выступающего на парламентских слушаниях

В своем выступлении Алексей Кобилев  отметил: «Разработчиками законопроекта проведена действительно большая работа. Сфера, регулируемая законопроектом — сложная и требуется всестороннего учета интересов, как гражданского общества, так и государства.

С моей точки зрения безусловными плюсами законопроекта являются:

  • предложение законодательного закрепления закрытого перечня видов контроля (надзора);
  • детальная регламентация различных форм и мероприятий осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  • Регламентирована система управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

При рассмотрении законопроекта невольно напрашивается его сравнение с действующим Законом № 294-ФЗ. Очень важно не допустить не только снижения уровня защиты прав и законных интересов подконтрольных субъектов, но и снижения общего качества регулирования такой сложной сферы, как государственный контроль (надзор).

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.

Законопроект получился более рамочный, и, соответственно, менее определенный, чем действующий Закон. 

В частности, в законопроекте содержится большое количество отсылок к отраслевому законодательству.

С моей  точки зрения, рамочный характер законопроекта не должен вызывать вопросов, но на практике, очевидно, станет тяжелее работать с таким законом. В частности, малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям, которые вынуждены будут самостоятельно разбираться в хитросплетениях нового законодательства о государственном контроле.

Эта проблема осложняется еще и тем, что объем законопроекта гораздо больше, чем объем действующего Закона № 294-ФЗ, а структура сложнее.

Не вдаваясь в детали самого текста законопроекта, хотелось бы кратко остановиться на некоторых проблемах концептуального характера.

Напомню, что в рамках приоритетного проекта «Реформа контроля и надзора» в настоящее время формируется новый подход к системе государственного контроля (надзора), который заключается в ориентации контрольно-надзорных органов на предупреждение и профилактику нарушений, но не на репрессивные меры.

В связи с этим ожидалось, что законопроект будет больше ориентирован на перспективу, что в законопроекте найдет отражение приоритет профилактики перед репрессивными контрольными мерами,

Однако в законе два понятия предупреждение и профилактика объединены. В статье 50 раскрыты мероприятия в рамках профилактики, а о том, что понимается под предупреждением в законопроекте ничего не сказано

Большинство институтов, предусмотренных законопроектом, уже введены действующим Законом № 294-ФЗ. Это касается, прежде всего:

применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), (а именно, в 294-ФЗ это ст. 8.1 она так и называется Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)),

мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными лицами,

единого реестра проверок,

— контрольной закупки,

— проверочных листов и т.д.

В связи с этим вопрос к разработчикам. Не случится ли так, что в законопроект после его принятия потребуется внесение новых комплексных изменений, связанных с необходимостью развития системы государственного контроля?

Не совсем понятно теперь, как быть с мораторием на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Как этот вопрос решает новый закон, не ухудшится ли ситуация в связи с отменой моратория? Ведь в 294-ФЗ эти ограничения были, что в значительной степени помогало нормализовать сферу проверок бизнеса.

Не совсем ясно, как раскрываются критерии оценки рисков в новом законопроекте. Ведь норма уже действует и вынесена на подзаконный уровень.

В новом законопроекте нет четких показателей оценки эффективности и обоснованности государственного контроля (надзора). Как оценить обоснованность расходования бюджетных средств на эти цели?

Еще остается один из важных вопросов без внимания, который на сегодняшний день стоит достаточно остро: Как быть с недобросовестным бизнесом, который использует законодательные гарантии для достижения своих целей в ущерб интересам добросовестного бизнеса? Должны ли применяться к нему какие-то особенные меры воздействия в рамках госконтроля?

 

По мнению парламентария, несмотря на все достоинства и недостатки законопроекта, которые здесь обсуждались, можно сказать, что работа проведена действительно большая. И сегодняшние парламентские слушания с приглашением всех заинтересованных сторон — и представителей исполнительной власти, и представителей законодательной власти, и представителей бизнес-сообщества — этому подтверждение. Сфера, регулируемая законопроектом, очень сложная, она действительно требует всестороннего учета интересов, как государства, так и гражданского общества. И мы готовы в Государственной Думе, на нашей площадке работать со всеми заинтересованными сторонами по устранению и учету недостатков, дополнению и улучшению законопроекта. Наша площадка всегда открыта для общественного мнения.