Сегодня:

Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон о федеральном бюджете на 2017 год. Член комитета по регламенту Алексей Кобилев («ЕР») рассказал ДН, чего, по его оценке, не хватает в документе и какие предложения он подготовит ко второму чтению

9 июня в первом чтении были приняты уточнения параметров федерального бюджета на 2017 год. Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 1 191,3 млрд. рублей, в том числе за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 719,4 млрд. рублей и ненефтегазовых доходов в сумме 471,9 млрд. рублей.

«Принимаемый законопроект социально ориентирован. Это видно из увеличения статей на здравоохранение, культуру, социальную политику, спорт. Но надо понимать, что невозможен рост современной экономики без качественного образования», — сказал депутат.

Однако хотелось бы отметить, что главный акцент при формировании доходной части федерального бюджета делается на росте нефтегазовых доходов и акцизов, а не на росте внутреннего производства и соответственного роста налоговой базы, тогда как именно рост налоговой базы может обеспечить устойчивое поступление бюджетных доходов.

В этой связи, на мой взгляд, актуально, в том числе в рамках действующих в отношении России санкций, более активное проведение политики отраслевой реструктуризации национальной экономики и повышение эффективности политики импортозамещения, что привело бы не только к росту и расширению внутреннего производства в различных отраслях, а, следовательно, и к росту налоговой базы и величины налоговых поступлений, но и к увеличению темпов роста российской экономики.

Законопроектом также увеличен объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы «Развитие образования» на 1 270,4 млн. рублей.

Предусматривается увеличение на:

— предоставление грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства в связи с индексацией их размера в сумме 484,7 млн. рублей;

— закупку товаров, работ и услуг для закупки продуктов питания в целях обеспечения студентов, обучающихся в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях (техникумах-интернатах) в сумме 9,8 млн. рублей;

— проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в сумме 5,0 млн. рублей;

— стипендиальное обеспечение обучающихся в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях (техникумах-интернатах) в сумме 3,3 млн. рублей;

— выплату компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, в сумме 0,1 млн. рублей; и  часть других направлений

Однако хотелось бы обратить отдельное внимание на то, что Комитет ГД по образованию и науке и Счетная Палата РФ неоднократно говорили о необходимости увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 — 75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Однако в рассматриваемом законопроекте не планируется увеличения финансирования дополнительного образования детей. Также при рассмотрении в прошлые годы проектов федеральных бюджетов неоднократно обращалось внимание на необходимость расширения программы строительства и реконструкции общежитий высших учебных заведений в целях восполнения имеющегося дефицита мест в общежитиях. Однако дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели также не выделено.

— Я планирую внести ко второму чтению свои замечания и предложения по доработке законопроекта, — заявил Алексей Кобилев.

Справка.

Общеизвестен тот факт, что слово «бюджет» пришло в русский язык из английского в XX веке и означает «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок». Само понятие «дефицит бюджета» имеет множество определений, одним из которых является следующее: это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности государства отражается в дефиците бюджета.