Сегодня: 18 апреля 7145, Среда

«Круглый стол» по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг состоялся 29 июня в Администрации Новочеркасска. Ведущим  мероприятия выступил мэр города Владимир Киргинцев. Участники – руководители УК, ТСЖ, ресурсоснабжающих предприятий, судебные приставы, пожнадзор, чиновники коммунальной сферы.

ЖКХ, в отличие от всех других отраслей экономики, касается каждого из нас и каждый день. Поэтому так много вопросов и обращений по этой теме. Хотя, бывает,  жалобы и от жителей поступают от недостатка информации. В этом случае или управляющая компания не в полной мере информирует людей, или сами жители не посещают общедомовые собрания, не читают информацию на сайтах «Реформы ЖКХ», сайтах компании, в газетах и т. д. Сложность и в том, что ЖКХ — сфера очень зарегламентированная. Каждый год выходит очень много нормативных документов, регулирующих работу ЖКХ, и разобраться в них бывает трудно даже специалистам. Что уж говорить о простых жителях, которые хотят разбираться во всех тонкостях технологии и экономики жилищно-коммунального хозяйства? Однако участники «круглого стола» постарались найти пути сглаживания острых углов проблемы

Владимир Киргинцев

Владимир Киргинцев

 Согласно статистике, жители нашего города обращаются с жалобами в вышестоящие инстанции, в том числе и к Президенту РФ, по разным вопросам. Однако число обращений по вопросам работы Управляющих компаний и договоров на содержание и ремонт жилья максимально. Для сравнения можно привести такие цифры: 25 жалоб на работу Управляющих компаний, 23 обращения по вопросу благоустройства, 6 жалоб на деятельность органов местного самоуправления и 1-2 жалобы по вопросам предоставления медицинских услуг.

Это значит, что слабое звено у нас именно ЖКХ и работа Управляющих компаний. Почему граждане пишут президенту? Потому что не могут получить ответы непосредственно у тех, кто предоставляет им коммунальные услуги.

О тарифах

Почему рассматриваются вопросы муниципального тарифа на содержание жилья? У нас очень мало его, и, в основном, многоквартирные дома заселены собственниками жилья. А это значат, что обоснованный тариф Управляющая компания предлагает собственникам на собрании, и они, граждане, самостоятельно принимают тот или иной тариф. Они сами определяют: нужно ли его увеличить, например, зимой, чтобы иметь средства на очистку крыши от снега, и уменьшить летом, когда этих работ не будет. Они сами, по своим средствам, выбирают: нужно ли им поменять окна в подъезде или достаточно просто влажной уборки в местах общего пользования. Почему, в таком случае, говорится о муниципальном тарифе? Тариф принимают сами собственники жилья, а не муниципалитет. Они для своего дома нанимают Управляющую компанию и платят ей по своим потребностям и возможностям.   К сожалению, о том, что по муниципальному тарифу взимается  лишь оплата муниципального жилья, не понимают не только отдельные собственники жилья, но и отдельные директора управляющих компаний. Пример тому – директор Дмитрий Завалишин, который здесь же обратился к исполнительной власти с просьбой увеличить муниципальный тариф.IMG_2541

«Давайте разъяснять это старшим по дому, давайте  соберемся вместе и выясним те вопросы, которые наши граждане не могут решить, обратившись в Управляющую компанию», — предложил Владимир Киргинцев, добавив, что «…житель всегда прав, и, в большинстве своем, писать в вышестоящие инстанции его понуждает вакуум информации». Мэр предложил в итоге выпустить документ со ссылками на статьи закона, разъясняющий все вопросы, интересующие граждан относительно содержания и капитального ремонта своего жилья.   В том числе требуется и разъяснение о формировании тарифа на содержание жилья. Разъяснение того, что собственники самостоятельны в выборе такового на общем собрании.

«Лицензионные требования таковы, что Управляющая компания обязана раскрывать свою информацию на сайте «Реформы ЖКХ», собственном сайте и информационных  стендах», — отметила директор УК «Октябрьский Татьяна Ситникова, добавив, что тарифы у нее определены для каждого дома. «Но у нас город  малоимущих граждан…»IMG_2547

С этим заявлением категорически не согласился мэр города.

«Все же у меня 98% собственников оплачивают ЖКУ, однако люди хотят больше, чем мы в силах выполнить на собранные средства, — продолжила свою мысль Татьяна Ситникова. — У меня никогда нет дополнительного сбора средств, поэтому я не могу, например, одновременно заменить все окна в подъездах домов. И людям я объясняю, что сначала мы выполняем работы в одном доме, затем — в другом.

«Очень многие не понимают, из чего складывается тариф на содержание жилья и кто зимой сосульки сбивать должен – все это нужно разъяснять жителям», — продолжил Владимир Киргинцев.

О доверии

«Мы сегодня затронули вопрос доверия, или почему, минуя нанятую тобой компанию, вопрос задают президенту. Не секрет, что многие Управляющие компании меняют названия, клонируют себе подобных», — заявил  Николай Недвигин. УК выбирают тактику ухода как от образовавшейся задолженности, так и от обязательств перед собственниками жилья – они переводят находящиеся в управлении жилые дома во вновь образованные ими УК. По некоторым управляющим компаниям меняется даже не название, а только ИНН. Долги и собранные с жильцов средства остаются в старых «управляйках», а действующие производят расчеты за коммунальные ресурсы и вновь собирают средства на содержание и обслуживание дома. Именно поэтому граждане даже не пытаются найти добросовестную управляющую компанию. Многократно обманувшись, они разочарованы в самом институте выбора управления многоквартирными домами. «Я очень хорошо отношусь к собравшимся здесь коллегам, но некорректно будет называть компании, периодически занимающиеся собственным клонированием, — продолжил Николай Недвигин, рассуждая о вероятности возврата доверия граждан. — Беда в том, что люди часто и не знают, что у них сменилась Управляющая компания. Поэтому возвратом доверия граждан должны заниматься добросовестные УК, беседуя с гражданами и разъясняя им ситуацию, — отметил Николай Недвигин, продолжив: — Именно здесь и сейчас, собравшись за «круглым столом», необходимо выработать общую концепцию работы для добросовестных компаний».IMG_2545

Николай Недвигин не стал говорить о тех компаниях, которые зарекомендовали себя отрицательно, но присутствующие за «круглым столом» буквально хором начали называть мэру города имена компаний антигероев: «Столица», «Гарант-строй», «Черемушки», «Есаул». «Компании не имеют ни электрика,  ни сантехника – один лишь директор», — заявляло сообщество Управляющих компаний.

Представители Управляющих компаний обратились к Николаю Недвигину как к депутату и председателю профильной комиссии городской Думы по ЖКХ с просьбой оградить их от незаконного вмешательства в их деятельность помощников депутатов. Причем эти помощники вездесущи, они приходят на собрания некоторых управляек, чтобы поддержать их и не дать гражданам принять самостоятельное решение. Они оказывают давление на собственников жилья своим мандатом помощника, хотя в данном случае это удостоверение не дает им никаких прав. Это все равно, что с мандатом помощника переходить улицу на красный свет и тянуть за собой вереницу прохожих. Однако помощник депутата Светланы Андрейченко Александр Стаценко не перестает вмешиваться в общие собрания собственников, заявляя, что он представляет компанию «Монолит». Можно сказать, что он может представлять что угодно, даже себя в ванне из розовых лепестков. А вот дискредитировать имя депутата он не должен.

«На собрании по адресу ул. Чехова, 29, люди прятались в подъезд от таких помощников. Не давал проводить собрание директор УК «Монолит» Александр Бадюл, представившийся помощником депутата. Правда, руководитель компании ловко махал мандатом, не уточняя, кому из депутатов он таким образом «помогает», — рассказала Татьяна Ситникова. И это не единственные нарушения полномочий помощника депутата. Формат «круглого стола» не вместит рассказ обо всех нарушениях прав горожан при проведении общих собраний такими гражданами, наделившими себя властью, которая им вовсе не дана.IMG_2596

«Этот вопрос мы должны рассмотреть на профильной депутатской комиссии по этике», — заявил Николай Недвигин, добавив, что о результатах он непременно сообщит руководителям Управляющих компаний.

О работе

«Я пересмотрела формат своей деятельности, и теперь каждому дому предоставляю отчет о работе ежемесячно, а не раз в полгода», — рассказала директор УК «Октябрьский» Татьяна Ситникова.

Директор УК «Молодежный» Дмитрий Завалишин обозначил свою проблему: ООО «Сириус» как поставщик ресурса предлагает подписать дополнительное соглашение к договору, добавляющее 1% к начисленным платежам. «Сириус» же за этот процент занимается всей процедурой возврата долгов по суду. Почему руководителю УК «Молодежный» это предложение показалось невыгодным – непонятно.

Управляющая компания как поставщик коммунальных услуг обязана превратить поставленный на границу раздела ресурс в коммунальную услугу, предоставить эту услугу населению, рассчитать, выставить квитанцию, получить за это денежные средства и переправить поставщику ресурса.

Пояснила ситуацию директор УК «Октябрьский», рассказав, что при договорных обязательствах по уплате этого процента она экономит на работе юриста, который должен готовить исковые заявления и сопровождать дела в суде, экономятся затраты на госпошлину, справки в БТИ и юстиции… Это предложение оказывается выгодным именно Управляющей компании. Ко всему прочему, и госпошлина возвращается в Управляющую компанию!

«Вы же на себя забираете всю претензионную работу! И разницу между полученными и собранными финансовыми средствами выставлять УК не будете. Если поставщики ресурса согласны вести эту работу – это выгодно Управляющей компании», — подытожил Николай Недвигин.

Николай Недвигин

Николай Недвигин

Стоит заметить, что есть управляющие компании, самостоятельно ведущие претензионную работу и занимающиеся возвратом долгов. «Мы добились собираемости средств до 102%.  И это связано с работой по возврату долгов через судебные решения», — рассказал директор ООО «ЖКО-Комфорт» Алексей Павлов. К таким результатам компания пришла весной нынешнего года.

«Есть 253-е Постановление Правительства РФ, которое гласит: если ты получил деньги, предназначенные для оплаты предоставленного ресурса, то не позднее  следующего дня денежные средства ты должен перечислить по назначению. Есть 124-е Постановление Правительства, которое регламентирует обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, поставки газа  в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома  коммунальной услуги соответствующего вида», — внесла правовую ясность в разговор директор управляющей компании ПСТ Алла Приймак, добавив, что, согласно приведенному Постановлению, ресурсоснабжающая организация в договоре указывает расчетный счет, на который должны поступать деньги за потребленный ресурс, минуя расчетный счет Управляющей компании.

Возврат долга

Мы часто говорим о том, что можно выиграть суд, а взыскать денежные средства не получается. Не исполняют должным образом работу судебные приставы? У судебных приставов иное мнение. За первое полугодие 2016 года в службу судебных приставов поступило 36 тысяч исполнительных документов. 26 тысяч исполнительных листов только по штрафам ГИБДД. Множество по взиманию алиментов. Не меньше и по взысканию долгов за потребленные ЖКУ. Каждый из 15 судебных приставов занимается своим пластом исполнительных листов.

В службе судебных приставов по возврату долга за потребленные ЖКУ находятся исполнительные документы на 25 млн рублей. Поэтому взыскать долги бывает физически трудно именно из-за недостатка кадрового ресурса и огромной загруженности судебных приставов.IMG_2507

Резюмируя работу «круглого стола», можно сказать, что большинство управляющих компаний заботится о своих клиентах, борется за своего жильца, ведь сегодня ЖКХ – конкурентная среда, и у жителей всегда есть возможность выбора управляющей компании. Хотя есть и такие, которые не гнушаются никакими средствами: и приглашением на собрания жильцов в поддержку себя помощников депутатов городской Думы, и откровенным обманом собственников, и очернением коллег по цеху… Именно они мешают вернуть доверие  к Управляющим компаниям. Ресурсники хотят работать в команде, и для возврата долга даже предлагают помощь  Управляющим компаниям.

В остатке

Вполне объяснимо желание человека жить в чистом, красивом и спокойном городе, с хорошо развитой инфраструктурой. Может, это и есть первые шаги к коммунальному будущему Новочеркасска. Если Управляющие компании будут работать добросовестно, граждане не будут требовать от управляек больше, чем возможно сделать за полученный тариф, а ресурсники будут работать в одной команде с управляйками и ТСЖ? Во всяком случае, в этой долговой драме за «круглым столом» звучали и ноты корпоративной работы, а объединение непременно отделит зерна от плевел. Ведь Управляющим компаниям, недобросовестно работающим с населением, нет никакого резона работать в команде.

Ведь команда Жилремонтов хотя и была объединением, но не работала честно с поставщиками ресурсов. А дело Жилремонтов продолжается. Очередное судебное заседание должно было проходить в тот же день, что и заседание за «круглым столом». Однако оно перенесено на середину июля в связи с болезнью одного из фигурантов дела.

Ирина Васильева