Сегодня:

Двадцатого декабря 2015 г. открылась выставка художника В.Н. Клещева в доме-музее им. Грекова. Все чаще ростовчане выставляются у нас в Новочеркасске. Приятно, когда серьезные мастера предпочитают небольшие залы на периферии вместо дорогих престижных галерей и салонов областных центров.

Сейчас отдают целые залы в аренду и павильоны под коммерческие выставки. Но к сожалению, салонное искусство переживает не лучшие времена. Парадоксально, мы разучились делать розетки, но рынок коммерческого искусства обвалился вдребезги от кризиса перепроизводства. Картины продают по себестоимости материалов, иногда даже ниже.

Виктор Николаевич Клещев не относится к салонным живописцам. Он относится к творцам. Начинал в знаменитой студии ДК Ростсельмаша, где когда-то преподавал П.С. Келлер, учился у В.Н. Куликовского. Проходя воинскую службу  в 1979-1981 гг. на Балтийском флоте, смог подробно ознакомится с памятниками Ленинграда. Служил в спортроте, и сейчас видно, что Валерий Николаевич в отличной физической форме и сохранил свою любовь к спортивным упражнениям. Кстати, служба в спортроте позволяла иметь больше увольнительных и личного времени, в том числе — для творчества. В 1981 году, после рабфака В.Н. Клещев поступает в РГПИ на художественно-графический факультет, основанный в 1973 году. На начало восьмидесятых приходится пик популярности факультета. Поступить было нелегко. Проходной балл был довольно высоким.

Профессиональная подготовка, которую получали студенты на кафедре изобразительного искусства, позволяла им после окончания вуза успешно совмещать художественно-творческую и педагогическую деятельность. Многие из выпускников кафедры стали членами Союза художников России и активно участвуют в художественной жизни Южного региона, представляя донское искусство в стране и за рубежом. Выпускниками худграфа были многие заслуженные, известные у нас и за рубежом художники — С.А. Гавриляченко, Г.С. Запечнов, С.Н. Олешня, Л. Ушакова, О. Игнатов, С.В. Еремин, Д. Уздемир, К. Коляда, А. Щебуняев, Т. Рязанова, Н. Буримова, Н. Чубанова, И. Бегма, О. Бегма, О. Майборода, Т. Швец и Л. Швец, С. Ковалев, В.Н. Банцевич, В. Карпинович, и многие другие.

В 1988 году Виктор Николаевич Клещев оканчивает институт, остается в нем на кафедре изо — вначале ассистентом, потом сам преподает в родном ЮФУ (бывшем РГПИ). Читает лекции и проводит занятия по предмету «Техника и технология живописи». С 1984 года художник вступает в творческую группу ростовских пейзажистов «Лебяжий яр», регулярно с 1990 года выезжает со студентами на пленэр, в станицу Вешенскую и Елизаветинскую. В 1995 году Валерий Николаевич защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Активизация процессов обучения на занятиях живописью и композицией по разделу “Натюрморт».

Только в 2004 году художник открывает детской художественной галерее Ростова-на-Дону первую персональную выставку. Как сказал на открытии известный в Ростовской области искусствовед В.В. Рязанов, «Это его первая персональная выставка за долгую творческую жизнь”. Профессиональным учителем Клещев считает своего современника, азовского художника О.Н. Майбороду. В 2008 году Виктор Николаевич вступает в Союз художников России.

Нынешняя выставка Клещева в доме-музее им. Грекова состоит в основном из пейзажей. Один только натюрморт с самоваром. Композиция сделана не в помещении, а на открытом воздухе. В большой гостиной музея экспозицию открывает «Весна в станице Старочеркасской». Сюжет простой: у дома старинной казачьей постройки стоит повозка с резиновыми колесами, запряженная лошадкой. Все наполнено солнцем и воздухом. Виктор Николаевич любит изображать едва уловимый переход от весны к лету. Когда солнце особенно кажется ярким, оно уже греет, но еще не печет. Это настроение активного буйства красок в природе передается в работах художника. «Весна в Елизаветинской» похожа по сюжету, но с водой на переднем плане. В сером и бесснежном декабре тебя обдает теплом донской весны. Зима в картинах Клещева интересна своими полутонами. Автор экспериментирует в технике наложения красочного слоя. Применяет набрызги, фактурные накладки.

В этом году состоялась совместная поездка на пленэр группы «Мишкинских бугров» и «Лебяжьего яра». Всем «задал» мастер-класс художник из Азова, Олег Николаевич Майборода. Когда летом выставляли его «монументальные этюды», в доме-музее И. Крылова в Новочеркасске, не могли найти стены, где их расположить. Работы стояли поперек малого зала! Конечно, такие совместные командировки значительно повышают уровень и новочеркасских, и ростовских художников. Натура и живой обмен опытом учит всему, а не фотошоп.

Хотелось поблагодарить заведующую домом-музеем им. Грекова Веру Николаевну Лиховидову за теплый прием. Всех организаторов выставки — за сотрудничество. Желаю новочеркасцам не пропустить эту выставку и не лишать себя удовольствия. Надеемся, что это не последняя авторская выставка в нашем городе. Всех близких художника: внучку Алису, дочь Юлю и супругу Ольгу Николаевну — С Новым годом!

Сергей Шабанов, искусствовед.