Сегодня: 20 апреля 7239, Среда

Такую любопытнейшую выставку предлагают посетителям музейщики в год 10-летия открытия  Атаманского дворца. Впервые главным предметом показа являются посуда и столовые принадлежности из собрания Новочеркасского музея истории донского казачества. О новой экспозиции рассказывает заведующая отделом «Атаманский дворец» С.П. Чибисова.

Корр.: – Светлана Павловна, как появилась идея данной выставки? И почему именно застолье?

Чибисова С.П.: – Атаманский дворец отметил осенью 10-летие своего воссоздания. Будучи официальной резиденцией правителей Донского края во второй половине XIX – начале ХХ веков, он олицетворял собой дворянскую культуру той эпохи.  Атаманы тут не только работали,  ежедневно трапезничали, что было частью их жизни, но и  принимали гостей по разным поводам. Конечно же, в доме имелся зал, который называется столовая.  В период приезда членов царской фамилии, высочайших особ, других визитёров в казачью столицу, во время балов или торжественных мероприятий, устраиваемых атаманом и атаманшей, обязательно накрывался праздничный стол. Застолье считалось кульминацией любого торжества, а его организация почиталась высоким искусством.

Поэтому с самого начала работы над экспозицией дворца у нас было желание накрыть стол. Культура застолья – повседневная или парадная – была одной из важнейших составляющих сторон дворянской жизни, имела свои традиции, особенности и сложившийся этикет.7,346

Корр.: – Что экспонируется в комнате, которая некогда была столовой?

Чибисова С.П.: – Устраивая приёмы, с одной стороны, хозяева старались показать обилие яств и разнообразие местной продукции. А с  другой, сервировка обеденного стола являла собой демонстрацию высокохудожественных предметов декоративно-прикладного искусства. Мелкие и глубокие тарелки, круглые и овальные блюда, терины для супа и жаркого, солонки, маслёнки, сухарницы, салатники, а также бутылочные и рюмочные передачи – специальные фарфоровые чаши для охлаждения напитков и подачи их на стол – всё это демонстрируется в экспозиции.

На выставке около 400 предметов, многие из которых представляют художественную и историческую ценность. Фарфор мейсенского производства, знаменитой фабрики из Германии, которая работала с ХVII века и чья продукция пользовалась большой популярностью среди русской аристократии.  На обеденном столе – предметы, которые  принадлежали семье последнего царского атамана графа М.Н. Граббе, по стечению обстоятельств оставшиеся  в Новочеркасске. Возможно, они достались по наследству с какой-то из сторон, скорее всего принадлежали родственникам Софьи Ивановны Граббе – князьям Волконским или  Всеволожским из старинного русского рода потомков Рюрика.

Корр.: – У ценителей прекрасного  появилась возможность увидеть уникальную коллекцию фарфоровых изделий?

Чибисова С.П.: – Основу композиции действительно составляют редчайшие образцы германского мейсенского фарфора начала XIX в. Причём в ней немало раритетов. Один из них – часть столового сервиза из шести тарелок. Я дала им символическое название «Древнегреческие боги», так как на каждом предмете изображён один из богов: Терпсихора, Аполлон, Афродита, Арес, Гера и Церера. Думаю,  что сервиз был более многочисленный, на предметах имеется клеймо рубежа 17-18 веков. Это ренессанс классицизма, который происходил в Европе,  и в России им с удовольствием пользовались.

Во время подготовки выставочных проектов идёт более тщательная работа с фондовыми предметами, и нередко случаются интересные  открытия, как, например, получилось в этот раз. Обнаружена тарелка с изображением графского герба Павла Христофоровича Граббе. Это его персональное блюдо,  изготовленное в Англии в знаменитой фирме Веджвуд. Фарфоровые заводы  время от времени меняли свои клейма, благодаря чему можно определить датировку выхода изделий. В частности, наш предмет  сделан в 1860-е годы. Павел Христофорович Граббе стал первым донским атаманом, поселившимся во дворце в 1863 году. Получив графский титул  годом раньше, он и заказал эту тарелку с гербом графов Граббе в Англии. Реликвия семьи осталась в нашем музее.

Имеются и довольно редкие фарфоровые сосуды ХIХ века, в том числе рюмочная чаша.  В выемках её волнистых краёв крепились ножки рюмок, которые подавались на стол в таком виде. По необходимости в ёмкость наливали горячую воду или заполняли льдом – в зависимости употребляемых напитков. Это не изыски, а всего лишь правила подачи и приёма  пищи.

Кроме фарфора, на выставке имеется немало и других ценных вещей. Столовое коллекционное серебро  – предметы из Германии, Западной Европы, российские, но большая часть – из Польши. Именно там находился центр по производству изделий из металла с посеребрением.

Впервые выставлено столовое серебро казачьих дворянских семей, живших в Новочеркасске, которое хранилось в фондах музея. По внешнему виды образцы мало чем отличаются друг от друга. Все эти приборы в большинстве случаев покупались как приданое, а затем на них гравировались инициалы хозяйки. Например,  «Т.С.»  обозначают Татьяна Сучинина. Девушка была выпускницей Донского института благородных девиц и получила такой подарок к своему замужеству.

В экспозиции находятся разнообразные столовые приборы. Все они  носили очень индивидуальный характер. И даже до конца ХIХ века люди часто брали их с собой. В ходу были складные ложки, вилки и ножи. Интересно, что такие  предметы часто декорировались именными вензелями, гравированными инициалами. В коллекции имеется несколько таких  образцов. Например, ложка с гравировкой «П.С.» в виде кактуса.  Всё это говорит о том, что люди любили украшать свои индивидуальные  приборы, ведь пользовался ими тот человек, чьи инициалы на них стояли.

 

Корр.: – Расскажите, как обычно проходило планируемое торжество?

Чибисова С.П.: – Как правило, им был праздничный обед. Он представлял собой целое действо и состоял из трёх этапов. Прибывая на торжество, приглашённые собирались в кабинете подкрепиться, где им накрывался закусочный стол. Тут можно было мужчинам выпить вино или пиво, женщинам – лимонад или ликёры, закусить икрой. Чуть позже гостей приглашали в обеденный зал. Они кушали горячее, поросёнка, осётров и т.д. После этого переходили в гостиную, где пили чай или кофе.

Корр.: – Чайная и кофейная церемонии стали неотъемлемой частью застолий?

Чибисова С.П.: – Кофе вошёл в быт русской аристократии, начиная с Петра I, он его пропагандировал и вводил в жизнь, правда, не очень успешно. Эта традиция приживалась в России очень трудно – стали пить кофе только  в ХIХ веке, но  он по-прежнему  остался напитком аристократии. Причём,  в большей степени эта церемония была принята в Петербурге. Даже существовала такая присказка: «В Петербурге пьют кофий, а в Москве гоняют чаи».

На Нижнем Дону кофе пользовался популярностью. В экспозиции имеются так называемое подносное блюдо для подачи на стол фруктов, каравая, сладостей, посеребренная сухарница, кофейник, сливочник, кофейная пара и многие другие атрибуты кофейной церемонии.

Чаепитие по-русски – совершенно другое, не то, что по-английски. Приглашение на чай  было приглашением на беседу, для общения. За вкушением обычно обсуждали какие-то вопросы, проблемы, решали нужные дела. Выпивали по несколько  чашек. К чаю подавали сладости, пироги, пирожки, плюшки, бутерброды, и он иногда превращался в полноценный обед.

Чайный стол – это прежде всего тульский самовар. В коллекции музея их более 10 видов.  Прекрасно сохранился сервиз – достаточно редкая вещь – одного из самых знаменитых русских частных фарфоровых заводов начала XIX века – братьев Корниловых в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что в России тоже были хорошие фабрики, выпускающие фарфоровую посуду. Есть и другая продукция братьев Корниловых – бульотка-самовар. Это походный вариант, жидкость в нём можно было разогреть с помощью  спиртовки, которая размещалась внизу прибора. Очень интересны подстаканники польского производства. Применять подстаканники начали в XIX веке, обычно ими пользовались в дороге, в трактирах их стали подавать в 20-х годах ХХ века.

В Памятной книжке Войска Донского на 1902 год сообщается, что годичный сбыт чая  фирмой торгово-промышленного казачества  И.Т. Кузнецова – свыше 32 млн рублей. Как видим, напиток на Дону также пользовался популярностью. Кстати, покупателей предостерегали от подделок, напоминая, что подлинны только этикеты с торговым знаком фирмы –  «Два якоря». Что говорить о ХХ веке, если подделки появились ещё в древнем мире!

Вообще в позапрошлом веке в России пили китайский чай, ценя за высокие вкусовые качества. Его привозили часто, благодаря общей границе со страной-производителем. Был момент, когда правительство Китая наложило вето на  импорт чая в Западную Европу. Но России этот запрет не коснулся.

Надо сказать, что с возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики». В  это время  был очень моден так называемый китайский стиль шинуазри. В редких апартаментах или покоях не было китайского уголка, перекрытого китайской ширмой. Есть он и в нашей экспозиции:  панно, состоящее из двух створок, но не деревянных, а вышитых,  китайский столик из бамбука, китайские керамические чайнички, у одного из них с носик в виде ствола и пиала из китайского фарфора.

Как видите, выставка богата разнообразными экспонатами, имеющими  художественную и историческую ценность. И практически за каждой вещью стоит увлекательное повествование. Поскольку хронологически коллекция охватывает период от второй половины XVIII до начала XX века, то посетителей ждёт немало занимательных и  интересных открытий.

Женета Гридасова.

 

Фото автора.