Сегодня:

Андрей Вячеславович Кураев — протодиакон Русской Православной Церкви; бывший профессор Московской духовной академии, богослов, философ и публицист, автор официального учебника «Основы православной культуры», блоггер. Один из наиболее издаваемых современных российских богословов и философов: его книги изданы суммарным тиражом около 600 тыс. экземпляров. Ведет блог в Живом Журнале, многие его выступления размещаются на YouTube, дал ряд интервью сетевым СМИ.

Был уволен из академии за выступления в блоге, в том числе за разоблачения «голубого лобби» в РПЦ.

Но сегодня наша задача отнюдь не рассказать читателям  о протодиаконе. Зайдите сами в Интернет – прочитайте про него сами. А вот с письмом одного «сельского батюшки», присланным отцу Андрею и размещенным им в «Блоге протодиакона Андрея Кураева» (6 октября 2015г.), мы вас познакомим.

Почему или точнее – зачем? Наверное, чтобы знать, что у церкви те же проблемы, что и у светского общества. Вплоть до коррупции! И сейчас, когда к искренней Вере в Господа (у одних) прибавилась мода (у других), хочется Правды. И еще хочется, чтобы те, кто верует, не утратили этого святого чувства из-за низменных инстинктов отдельных служителей церкви, пусть даже сидящих очень высоко.

«Я боюсь пропаганды. Накушался ее в детстве. Люди знают о наших церковных болячках. А если мы будем их замалчивать и говорить, что все-то у нас хорошо и беспроблемно, то люди сочтут нас именно пропагандистами, причем неумными и нечестными», — сказал как-то Андрей Кураев. Возможно, поэтому «сельский батюшка» и прислал свое письмо именно ему.

 

 

 

“Хочется сказать ему по Станиславскому: Владыка, мы Вам не верим!”

(Убрал все имена, поскольку картинка вовсе не частная: это “норма”.)

Размышления сельского священника

Близится столетний юбилей 17-го года. Какие выводы из него вынесли церковные люди? Наверное, никаких.

Миллион раз правы Шмеман, Кураев, Адельгейм и другие трезвые люди Церкви, что священнослужители заигрались с мнением, дескать, «им все позволено» и они «особо значимы». Во многом этой вакханалии полагают начало архиереи.

Куда девались те благодатные времена, когда епископы, управляя огромными епархиями, были намного скромнее и религиознее нынешних; когда тогдашние мальчишки, пришедшие в храм и прислуживавшие в алтарях, хотели быть похожими на них и на священников старшего поколения; когда эти мальчишки, желая быть полезными Церкви, шли поступать в семинарии.

Сегодня другие епископы и другие «мальчишки». Одни — зарвавшиеся ненасытные нарциссы, другие — неудачники, которым некуда больше идти, как только в бурсу (конечно, это не обо всех).

Мы любим экспериментировать, и не важно, чем закончится этот эксперимент. Главное — его поставить! В Церкви пришло время экспериментов тоже, и ставят их над живыми людьми: священниками и мирянами. И чувствуется, что этот эксперимент подойдет к провальному завершению. Особенно жесткий эксперимент сейчас проходит в *** епархии с приходом митрополита (М).

Когда в Интернете читали о внутреннем «выгорании» священников, всегда относились к этому скептически. Время шло, и когда становилось совсем невмоготу, каждый про себя говорил: «Господи, только не я!».

Понятно, когда молодая епархия начинает обустраиваться, нужны средства: необходимо привести в порядок епархиальное управление, наладить работу отделов, в общем, жить с чистого листа. Служа в небольших провинциальных городках и поселках, понимали это и входили в положение. Надо — значит надо! Но мы еще не знали, что мы должны оплачивать пышные приемы так называемому «начальству», которое поставлено Синодом, чтобы «ближе быть к народу».

Сегодня священники (только про себя) рассуждают о том, останется ли что-либо после правления митрополита, или это будет выжженная пустыня. Когда он прибыл в ***, все сильно обманулись. Отцы подумали, что к ним приехал тот самый иерарх, который описан в книге иеромонаха Тихона «Архиерей». Но как бы не так! Думаем, этот светлый образ архиерея из книги иеромонаха Тихона скоро станет канувшим в лету мифом.

Со временем, наблюдая за нашими восторженными братьями-священниками, стали замечать, что у них появляется внутренняя тревога и сомнения. Сегодня уже над *** епархией нависла обреченность. Митрополит через некоторое время стал превращаться во властного, жестокого и ненасытного феодала, погрузившегося в свой собственный мир, никому неизвестный. Находясь в тепличном вакууме, будучи огороженным ближайшей кликой от реальной жизни обычного священника и обычного мирянина, он не знает всей сложности и всех проблем реальной приходской жизни в сегодняшней российской экономической ситуации. Начнем с того, о чем уже вскользь было сказано выше: его прибытие в соседние епархии митрополии воспринимаются как бедствие. Постоянные угрозы епископам, истерики и недовольства без повода (недостаточно расшаркались ножкой, мало уделили внимания его персоне, не то слово сказали, не те ковры постелили и т. д.), обещания в случае неповиновения писать жалобы Патриарху.

Чрезмерную пышность визитов митрополита можно сравнить с визитами византийских императоров. И хотя он везде подчеркивает, что он помнит, как сам был когда-то священником, думаем, что он лукавит, так как напрочь забыл об этом. Если бы он помнил, то его визиты в приходы, особенно в сельские храмы, не были бы такими многочисленными со стороны сопровождающей свиты и столь дорогостоящими.

Отдельно хочется отметить его пул. Это многочисленные наглые иподиаконы; пресс-служба, которая до абсурда фиксирует каждый его шаг, которая ведет себя по-хозяйски, не останавливаясь на пути ни перед чем, чтобы заполучить информацию о своем высокопреосвященном авве.

Первое, он публично говорил, что будет максимально доступен для общения, и двери его резиденции будут открыты для каждого священнослужителя. В результате, не то что в дом, в епархиальное управление простому клирику попасть невозможно. На входе в управление установлен электронный замок и домофон, у митрополита нет ни дней, ни часов приема! Священники не имеют доступа к «телу» своего духовного отца. Все вопросы должны решаться через сложнейшую систему прошений и рапортов. Причем, настоятель храма любое обращение к архиерею должен письменно согласовывать с благочинным. Таким образом донести смысл реальной проблемы и обсудить ее невозможно, т.к. благочинный может легко не пропустить невыгодный для себя документ. Поэтому у главы митрополии в епархии ВСЁ ХОРОШО!

Если документу удается невероятным способом «просочиться» в епархию, то на страже установленного порядка стоит верный и абсолютно жестокосердный секретарь епархии. Этот иеромонах заслуживает тоже особого внимания. Человек, прибывший вместе с М. в статусе иподиакона, спустя малое время стал «заслуженным и опытным» пастырем нашей епархии. Не имея никакого священнического, настоятельского и житейского опыта, он всегда и везде наставляет священников, имеющих за плечами десятилетия служения Церкви. При этом давая советы, рожденные воспаленным воображением и не имеющие никакого отношения к существующей реальности церковной жизни. Из уст в уста передаются наставления этого «маститого» иеромонаха молодым иереям. Особо стоит отметить и абсурдность явления, когда человек, прослуживший три года, принимает исповедь и присягу у ставленников перед хиротонией. Хотя, ранее это всегда совершал старейший священник – духовник епархии.

Еще одна беда — клан ***. Митрополит окружил себя этими беспринципными и малограмотными людьми, способными делать хорошо только одно — размножаться. Здесь мы можем увидеть прайд, возглавляемый заносчивым чванливым секретарем митрополита, который без стеснения всем говорит о своем особом положении в епархии, влиянии на архиерея и завязками с криминалом. Его брат и сыновья находятся на ключевых постах. Старший сын благочинного — бывший священник, который оставил сан и уже находится то ли в четвертом, то ли в пятом браке; другой неоднократно привлекался за разбой и мошенничество. Проверить несложно: набрать в интернете имя и фамилию. Все это не мешает ему прислуживать папе в алтаре на службах, а также самому главе семейства рассказывать при каждом удобном случае о своем благополучном, дружном и очень благочестивом семействе.

Священники постоянно слышат из уст митрополита: «Денег нет, надо ужиматься!» А чтобы слова с делами не расходились, несколько раз в год поднимают епархиальные взносы и всевозможные поборы. Но вот что интересно. Призыв «ужиматься» не распространяется на самого архиерея. Его ризница ежемесячно пополняется несколькими шикарными облачениями и комплектами панагий, крестов и прочими архиерейскими «радостями». И, видимо, не далек тот час, когда пышностью одежд и блеском украшений он сравняется со Святейшим Патриархом. «Надо ужиматься» не обращено и к монахиням, которые прибыли вместе с ним и живут в его резиденции. Как рассказывают многие жители кафедрального града, среди которых депутаты и предприниматели, они периодически видят в аэропорту следующую картину: представительские авто с личным водителем подвозят «женщин, пожелавших иноческого жития» к аэропорту. Они в светской недешевой брендовой одежде следуют в бизнес-класс, а иногда проходят через депутатский зал. Ну, и летят, конечно, в бизнесе, на удивление предпринимателей, сидящих рядом, к которым, кстати, постоянно обращается митрополит с просьбой жертвовать на собор.

Создана видимость «симфонии» государственной и церковной власти в крае. А на самом деле испорчены отношения с представителями властей всех уровней, потому что митрополит говорит с ними с позиции силы и власти.

Открывается большое количество храмов, которые надо строить несметной армии рукополагаемых священников в возрасте от 20 до 25 лет, многие из которых в отчаянии, так как на дворе кризис. А строить надо, или ты — неэффективный священник и могут услать на край области.

Так в компании один священник когда-то спросил: «Вы наблюдали когда-нибудь, как хищник играет со своей жертвой? Когда он не голоден, то он может позволить жертве «поиграть» с собой. И ей при этом начинает казаться, что страшного уже ничего не случится, теряется бдительность. Вот точно также мы себя чувствуем с ним, ни на мгновение не доверяя обманчивым чувствам».

Также совершенно немыслимы суммы, которые тратятся просто на ветер по его благословению. Для мероприятий закупается все и в больших количествах: ковры, дорожки, чтобы единожды постелить на земле; флористы на сотни тысяч украшают улицы, храмы и подъезды к ним цветами. Все это необходимо лишь для нескольких часов мероприятия! А потом только ветер владеет этим богатством. По любым поводам устраиваются трапезы с изысками, сервировками, европейскими винами, кучей персонала. А ведь это деньги людей, которые жертвуют в храмах на реставрацию, благотворительность, воскресные приходские школы… Да мало ли на что, ведь в приходе всегда есть, на что потратить деньги! Но часто приходится их отдавать в угоду одного человека.

Для запугивания и «контроля» над духовенством создана ревизионная комиссия, приезд которой почти всегда «черная метка» настоятелю. Эти легаты всегда с пристрастием и придирчивостью стараются угодить «пославшему их» и найти как можно больше недостатков в ведении приходских дел. В расчет никогда не берется даже то, что храм сельский и приход очень бедный. Такие проверки всегда большое испытание в жизни приходской общины.

Ярким явлением в жизни епархии стало последнее годовое собрание, на котором митрополит произносил 4-х часовую речь, в которой были сплошные угрозы и запугивания. Подавляющее большинство клириков после такого «духовного» собора пребывало в подавленном состоянии и полном разочаровании. При этом следует учитывать, что все это облекается в изысканные словесные формы.

Почему мы решили написать все это? Потому что нам не все равно, что будет с нашей Церковью. Почему-то нам, решившим положить свою жизнь на алтарь служения Богу и людям, становится неловко за таких священников, как Чаплин или Смирнов, или за того человека, о котором мы осмелились написать.

Оглядываясь назад, вспоминаем епархию с предшественниками митрополита, когда в храмах была приходская жизнь, когда в сослужении с архиереем можно было молиться, а не бояться, и от которого нельзя было услышать, что «приход — не твой, и ты не имеешь к нему никакого отношения, в любой момент готовься к переезду». Сегодня у нас архиерей, который торжественно служит, прекрасно и красноречиво говорит, с чувством здорового юмора, обаятельный и пунктуальный. Но при всем при этом хочется сказать ему по Станиславскому: «ВЛАДЫКА, МЫ ВАМ НЕ ВЕРИМ!»

Сельский батюшка.

КОММЕНТАРИЙ ОТ «ЧЛ». Ходят слухи, что это письмо – про Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского, ставшего недавного Почетным гражданином города Новочеркасска. Слухи комментировать не будем. Но, погрузившись опять в интернет, мы нашли достаточно негатива на нашего Владыку типа «Митрополит Меркурий творит беззакония» (Живой Журнал, 2012г.): «…наводит порядки как ему вздумается, назначая на должности настоятелей храмов молодых недообразованных двадцатилетних юношей, священнический опыт служения которых составляет 2-6 месяцев…».

А вот «Евангелие. Христианский портал»: «О первых шагах молодого митрополита Меркурия по Ростовской кафедре» (http://www.evangelie.ru/forum/t99998.html).  Жалобы ростовчан – «Новый архиерей торгует водопроводной водой (40 рублей за 5 литров) и назначает настоятелями 20-летних пацанов».

Статья в «Московском комсомольце» (http://rostov.mk.ru/) — «Сатана там правит бал» (http://flb.ru/info/23226.html) о пикантных подробностях службы нашего нынешнего метрополита за океаном  — в Нью-Йорке.

Статья Елены Брусиловой «Если это реформа…» — о преобразованиях Меркурия в Высоко-Петровском монастыре: «По наивности я думала, что реформы в Церкви должны проходить не так грубо, как это бывает в гражданских структурах, когда меняется руководство и приходят “новые команды”… <…> Вспоминаются публикации российских СМИ <…>, где рассказывалось о коммерции вокруг чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери в Нью-Йорке, где епископ Меркурий служил управляющим патриаршими приходами в США. Икона хранилась у священника Православной Церкви в Америке в Чикаго, куда была вывезена после Второй мировой войны. Епископ Меркурий убедил старого священника на время передать икону ему, после чего вывесил на сайте собора объявление: молебен у чудотворной стоит всего 100 долларов…».

Владыка, мы вам не верим!..

Но закончить этот обзор СМИ хочется словами автора одной из уже приведенных нами публикаций («Митрополит Меркурий творит беззакония»): «Мы должны понимать, что есть попы, которые пришли заработать (на дворцы, машины и прочее), нажиться на старушках, которые несут копеечку Богу, а есть духовные отцы, которые пришли просветить, научить заповедям Божьим, наставить на истинный, праведный путь. Не будем отчаиваться, потому что есть ещё пастыри добрые! Давайте не будем путать добро и зло, научимся отделять “зерна от плевел”! Храните веру православную!».