Сегодня:

В прошлом номере «ЧЛ» мы рассказали о некоторых наиболее популярных «черных» избирательных технологиях, с помощью которых умные политтехнологи дурят доверчивых избирателей. Сегодня мы продолжаем наш разговор.

Итак, о бытовых «черных» технологиях вы уже знаете. А есть еще административные и пиар-технологии.

Административные – ну, это очень просто. Например, местная власть понятно и убедительно объясняет председателям и членам избирательных комиссий, что у нас, конечно, свободное волеизъявление и они, избиркомовцы, должны его людям обеспечить. Но им, избиркомовцам, здесь потом жить…  И они берутся за дело. Способов манипулировать с, например, бюллетенями, множество. Взятые избирателями, но не опущенные в урну бюллетени. «Нестыковка» данных в территориальных комиссиях… В общем, типа «партия велела – комсомол ответил: «Есть!».

Популярно «Голосование строем». Оно характерно не только для армии, но и для городов, где имеется крупное градообразующее предприятие, обеспечивающие работой кучу народа, а за компанию еще и поставляющее жителями горячую воду, электроэнергию. Тут уж как-то даже неудобно не проголосовать за кандидата, который трудится на таком предприятии!

Пиар-технологии. Это взаимное запугивание кандидатов с помощью контролируемых рейтингов. Провоцирование преждевременного пика популярности оппонента: предстартовая лихорадка приводит к перегоранию еще до старта. Усиление оппонента №2 для ослабления оппонента №1 – самого перспективного и имеющего наибольшие шансы на  победу. Перебор позитивной информации — доведение его до абсурда (избиратели, оскорбленные нескромностью кандидата, разрекламированной, на самом деле, его оппонентами, проваливают его в день выборов).

Следующий прием, применяемый политтехнологами, направлен на нейтрализацию компромата, имеющегося на их кандидата. Они сами выливают в СМИ или листовки поток сомнительной и легко опровергаемой негативной информации о своем кандидате. «Поток» занимает первый план, а действительно опасные факты из биографии прячутся в тени.

Ложные сторонники кандидата (провокаторы, играющие роль полномочных представителей избирательного штаба кандидата) – еще одна «черная технология».

Получил распространение и такой прием: некто распространяет (например, по электронной почте) негатив от имени оппонента. Например: «Мы построили жилой комплекс на территории Детского парка». Понятно, народ негодует! А если кандидат действительно по профессии строитель, то он уже никогда не убедит электорат, что он этого не говорил…

В целом же искажения свободного волеизъявления граждан (понятно, в «нужную» сторону») можно добиться:

— обещаниями получения материальной и (или) иной выгоды в случае избрания (не избрания) того или иного лица;

— подкупом;

— угрозами (запугиванием);

— нарушением свободы агитации;

— дезинформацией;

— фальсификацией волеизъявления граждан (та же пресловутая «карусель»);

— фальсификацией результатов голосования.

Видите, какие силы брошены в битву за наши с вами голоса? Будьте бдительны! А мы еще расскажем вам, как избежать обмана при голосовании.

Татьяна Владимирова.