Сегодня: 18 ноября 2019, Понедельник

Эта ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ родилась у участников проекта, в том числе – работающих в Детской психолого-юридической консультации. И сейчас, когда проект заканчивается, мы дарим ее мамам и папам нашего города – во благо их детям, их семьям, их судьбам. Это такая шпаргалка, которой не только разрешается, но и рекомендуется пользоваться!

Уважаемые родители! Каждый из нас может попасть в трудную жизненную ситуацию. Взрослые люди по разному реагируют на неприятности и беды в своей жизни: кто-то впадает в депрессию, кто-то становится раздражительным или, еще хуже, старается уйти от неприятностей через пристрастия, которые разрушают не только здоровье, но и отношения с близкими.

Если рядом с вами ребенок, помните, что он, как маленький барометр, сразу покажет, что в семье творится неладное. Ребенок в силу своего возраста не может рассказать о своих переживаниях, он по-своему посылает взрослым сигналы о том, что заставляет его страдать, и в чем он отчаянно нуждается. Надеемся, что эта шпаргалка станет вам полезным как родителю и поможет сделать детство вашего ребенка счастливым.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей непростой жизни:

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не смейтесь над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: “Что будет, если..?”.
  13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна:

— Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

— Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

— Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

— Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

— Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

— Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

  1. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
  2. Не идите на компромиссы со своей совестью. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

Внимательно изучите виды нарушений в поведении ребенка, как они проявляются, и причины их появления. А приведенные в шпаргалке воспитательные методы и приемы дадут вам возможность помочь своему ребенку улучшить свое эмоциональное состояние, и результат обязательно порадует вас!

Главное,  запаситесь терпением и помните: кем и каким станет ваш ребенок,  во многом зависит только от вас.

НЕПОСЛУШАНИЕ — отказ слушаться кого-нибудь (отца, мать, других членов семьи).

Проявление: невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки.

Причины:

  • Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
  • Нарушение этики общения (неосторожно сказанное слово) и норм поведения.
  • Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
  • Непедагогичные методы воспитания.
  • Недостаток родительского внимания.
  • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
  • Преобладание наказаний над поощрениями.

Воспитательные методы и приемы:

  • Не ругать, не читать нотаций часто.
  • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
  • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
  • Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
  • Проявлять любовь и внимание.

АГРЕССИВНОСТЬ – действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим.

Проявление: гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи.

Причины:

  • Авторитарный стиль воспитания.
  • Деформация системы ценностей членов семьи.
  • Упущения в нравственном воспитании детей.
  • Подражание героям кино- и видеофильмов.
  • Чувства голода и усталости.
  • Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку.
  • Стремление самоутвердиться.

Воспитательные методы и приемы

  • Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения.
  • Вовлекать в межличностные отношения.
  • Учить понимать переживания других; отождествлять себя с другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма.
  • Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
  • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
  • Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
  • Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,
  • Проявлять любовь.

 

УПРЯМСТВО — неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу.

Проявление: сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку.

Причины:

  • Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком.
  • Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
  • Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
  • Утверждение родительского авторитета силой.

Воспитательные методы и приемы:

  • Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
  • Не унижать ребенка.
  • Не применять принуждения.
  • Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время.
  • Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
  • Контролировать себя и свои действия.

КАПРИЗ – прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения.

Проявление: бурное проявление гнева, плача, крика; топанье ногами, катание по полу, попытки укусить, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью.

Причины:

  • Неосторожно сказанные слова членов семьи.
  • Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
  • Отрицательная реакция родителей на капризы.
  • Болезненное состояние.
  • Чрезмерная родительская любовь.
  • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
  • Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.
  • Перевозбуждение нервной системы ребенка.

Воспитательные методы и приемы:

  • Разумно организовать режим дня ребенка.
  • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.
  • Проявлять умеренную требовательность.
  • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей.
  • Соблюдать режим сна, питания и т.д.
  • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
  • Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
  • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
  • Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
  • Проявлять любовь.

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ  — непроизвольные движения при нарушении нервной системы.

Проявление: чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет).

Причины:

  • Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности.
  • Осложнение беременности и родов.
  • Соматические заболевания в раннем детстве.
  • Физические и психические травмы.
  • Нарушения центральной нервной системы.
  • Стрессы и переутомление матери. Воспитательные методы и приемы:
  • Разумно организовать распорядок дня.
  • Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок.
  • Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.
  • Упреждать конфликтные ситуации.
  • Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений.
  • Поддерживать малейшие проявления позитивного поведения.
  • Избегать частых наказаний.

ЗАМКНУТОСТЬ — скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность.

Проявление: неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность.

Причины:

  • Авторитарный стиль семейного воспитания.
  • Индивидуально-психологические и половозрастные особенности.
  • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сад, школа-интернат).
  • Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых.

Воспитательные методы и приемы:

  • Проявлять терпение и тактичность в игре и общении с детьми.
  • Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга.
  • Включать ребенка в различные коллективные дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли).
  • Проявлять ласку и любовь.

ГНЕВ — чувство сильного возмущения, негодования.

Проявление: агрессивность, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственные действия по отношению к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений.

Причины:

  • Неудовлетворение потребностей ребенка.
  • Оскорбление.
  • Применение принуждений и наказаний.
  • Нарушение этики взаимоотношений и общения.
  • Несправедливое отношение к ребенку.
  • Состояние болезни.

Воспитательные методы и приемы:

  • Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.
  • Не наказывать.
  • Оставлять на время в покое.
  • Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева.

ДРАЧЛИВОСТЬ — склонность ребенка к физическим столкновениям, драке.

Проявление: насильственные действия по отношению к младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе.

Причины:

  • Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
  • Соперничество между детьми.
  • Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.
  • Отсутствие справедливости в семье по отношению к детям.
  • Отсутствие контроля за соблюдением дисциплины и порядка в семье.

Воспитательные методы и приемы:

  • Выяснить причины драки.
  • Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.
  • Лишать на время телевизора, компьютера.
  • Давать поручения по дому.
  • Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
  • Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
  • Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
  • Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей.

ВОРОВСТВО — склонность воровать чужие вещи и деньги.

Проявление: в зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов.

Причины:

  • Мечта ребенка иметь заветную вещь.
  • Желание сделать подарки друзьям.
  • Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников.
  • Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.
  • Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении.
  • Способ самоутверждения в жизни.

Воспитательные методы и приемы:

  • Выполнение требований взрослых.
  • Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.
  • Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.
  • Не вешать ребенку ярлык “вор”, тем самым унижая его достоинство.
  • Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.
  • Не предрекать будущее.
  • Не применять физическое наказание.

ЛОЖЬ (ЛЖИВОСТЬ) —  намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности.

Проявление: в зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин.

Причины:

  • Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.
  • Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.
  • Желание доказать свое превосходство над кем-то.
  • Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.
  • Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.
  • Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.
  • Чрезмерная строгость и дисциплина в семье, основанная на страхе.
  • Приспособление.
  • Симуляция болезни.

Воспитательные методы и приемы:

  • Избегать запретов и наказаний.
  • Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.
  • Исключать из методов семейного воспитания запугивание.
  • Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.
  • Не лгать самим.

СКОРБЬ — глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты.

Проявление: замкнутость, тревожность, раздражительность, беспокойство во сне. Состояние шока, отчаяния, гнева, тревоги, страха, проявление чувства вины.

Причины:

  • Потеря любимой игрушки, вещи, животного.
  • Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.
  • Смерть родителя (родителей), других членов семьи.

Воспитательные методы и приемы:

  • Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.
  • В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.
  • Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины.

В СЕМЬЕ РАСТЕТ СЫН: Шпаргалка для   пап

  • Мальчик хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают слова! Воспитывайте делом и личным примером!
  • Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.
  • Мальчику необходим опыт успеха. Приобрести его он может с вашей помощью. Создавайте, придумывайте ситуации для сына, где он добьется успеха. Замечайте успех сына, хвалите за это.
  • Если вы хотите чего-то добиться от своего сына, надо ему это привить, а значит, лучше всего «заразить» своим делом. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
  • Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать подростка по плечу, побороться, потолкаться с ним. Дети, которые регулярно видели проявления любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
  • У отца с сыном должны быть свои секреты. Совместные продукты, увлечения дают почувствовать сыну, что он «свой парень».

В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДОЧЬ: шпаргалка для мам

  • Обращайтесь с девочками без нравоучений и упреков.
  • Не говорите в присутствии знакомых или друзей о достоинствах и недостатках ребенка.
  • Приучение — это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.
  • Умейте помолчать. Иногда молчание — поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия, чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.
  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день», «распекать». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в  общении.
  • Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с нею. Не бойтесь, когда надо сказать «Извини!».
  • С взрослеющей дочерью говорите, как с взрослой женщиной.

РОДИТЕЛЯМ И ДЕВОЧЕК, И МАЛЬЧИКОВ!

Как поощрять своего ребенка:

* Хвалить

* Говорить ласковые слова

* Играть вместе

* Ходить на прогулку

* Восхищаться его достижениями

* Проявлять уважение как к взрослому человеку

 

Что сказать ребенку, если он вас приятно удивил:

* Хорошо!

* Как в сказке!

* Ты просто чудо!

* У тебя здорово получилось!

* Я сама не смогла бы сделать лучше!

* Я тобой горжусь!

* Это как раз то, что нужно!

* Здорово!

* Тут мне было без тебя не обойтись!

 

Комментарии (0)

Добавить комментарий