Сегодня:

Как ведут себя люди, когда им угрожает опасность? Они громко, почти криком обращаются к присутствующим, чтобы привлечь внимание к угрозе. И торопятся, говорят скороговоркой. Все это, как я понимаю, относится к возрожденному уникальному спектаклю нашего театра по сценарию Василия Пучеглазова «Семь казачьих распевов». Это замечательный режиссерский ход. Зритель не успевает опомниться за полтора часа действия, находясь в напряженном постоянном внимании.

Пьеса написана по мотивам произведений Михаила Шолохова. Премьера состоялась 10 лет назад и была также приурочена к юбилею – тогда 100-летию со дня рождения Шолохова. Поставил тот спектакль незабвенный Леонид Иванович Шатохин. Признаюсь, тогда спектакль не произвел на меня особо сильного впечатления. Собственно, потому, что любой образованный человек, особенно на Дону, знаком с произведениями земляка. И можно ли превзойти тот гениальный, неподражаемый текст? А сокращенный пересказ проигрывает оригиналу. Но в данном случае найден очень интересный ход.1221

Вот время преподнесло нам неприятный сюрприз – братоубийственную войну на Донбассе. И пьеса зазвучала по-иному. Как предупреждение, как громкий, отчаянный крик боли. Сын против отца, отец против сына… гибель мужей, жен, детей. Со сцены звучит: «В этой войне ни братов, ни сватов нету – враги!». Разве это не ужасно, не противоестественно?

Выросло не одно поколение, либо ничего не знающее, либо слабо представляющее реалии Первой мировой и гражданской войн. На сцене настоящие, живые казаки и казачки. И про них не скажешь, что они ряженные. В них сконцентрирована мощь многих поколений предков. Все эти характеры, эти речи, эти песни – бальзам для тех, кому дорог наш край. А кто не здесь вырос, прикоснутся к самобытным обычаям, культуре, нравам. Именно этого хотел Леонид Иванович Шатохин. Так и дохнуло со сцены запахом взмыленного коня, запахом неукротимой воли, пряным запахом донской степи. Колоритная родная речь, неподражаемые характеры земляков. Любовь и труд. Радость спокойной обычной жизни. И неизбежные утраты.

В какой-то трагический момент мирная обувка меняется на военные сапоги – и это символ. «Сердце не впитывает жалость!». Разве от этого не становится жутко? Опьянение азартом, навязанной идеей, опьянение пущенным в действие оружием. И жеребенок – символ нови, одновременно и безвинная жертва.

Спектакль бережно, филигранно восстановлен Игорем Лебедевым, убедительно исполняющим одновременно роль Григория Мелехова. Это был драгоценный подарок ко Дню города.

На сцене действовал слаженный ансамбль артистов. Сегодня этот спектакль звучит, кроме всего прочего, не только как эпос прошлой казачьей жизни, но и актуальным предупреждением против повторения трагедии Украины.

И напоследок хочется обязательно сказать, что благодаря усилиям дирекции театра в фойе были выставлены работы городских художников — живописные пейзажи наших мест, а ансамбль «Донские узоры» из станицы Заплавской создавал настроение, предвкушение чего-то очень дорогого и родного, исполняя казачьи песни, знакомые с детства.

Павел Захаров.