Сегодня: 19 апреля 0960, Суббота

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши невероятной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табака.

                               Василий Шукшин.

Последние восемь лет я живу на своей малой Родине – в Новочеркасске, в большом пятиэтажном доме с полупроходным двором, хорошо ухоженным, зеленым, с зонами для отдыха и детской площадкой, на которую прибегает детвора из соседних домов. Я люблю детей. Мне интересно с ними беседовать, особенно со школьниками. К сожалению, эти беседы доставляют много тревог и беспокойства: 10-11-летние дети ничего не знают о Советском Союзе, о том, с кем была война и кто победил в этой войне. Один мальчик десяти лет, желая ответить, наморщил лобик и изрек: «Наверно, американцы, они в кино так здорово лупили русских!». (Стоп, приехали – не «наших», а «русских». Радуйтесь, дяди и тети, любители «свободы слова» и «вашей правды». Радуйтесь все антисоветчики – докритиковались, дообливались грязью всего и вся?! Ваша критика направлена на разрушение. Созидать вы не умеете).

Еще пример из беседы с детьми. Одно юное создание лет 13, из тех, что «хочу все сразу и сейчас», заявило мне: «А я вам не верю, что мальчики из 9-х и 10-х классов бегали в военкоматы и просились на войну! Они что, дураки? На войне же убивают! А еще моя бабушка говорит, что американцы добрые люди, что во время войны они присылали вкусную свиную тушенку и колбасу в железных банках»…

Да, присылали и тушенку, и консервированную колбасу, и автомобили, и самолеты, и еще много-много разного оружия, только за все это наше государство расплачивалось с США золотым запасом страны. Ты девочка большая, найди со своей бабушкой в справочнике источник слова «ленд-лиз» и тебе станет понятно, что американское правительство не «добренькие дядюшки», а обыкновенные капиталисты, которые ничего бесплатно не дают, а за все требуют плату.

От таких бесед становится так тяжело, так горько на душе. Я глубоко уверена, что в нашей России надо менять, исправлять обучение в школах, а работникам культуры критически подойти к своей деятельности, скорректировать «телеящик» на созидание, на труд. Нам не нужно поколение «потребителей», о котором с таким восторгом кричат так называемые «либералы». России нужны патриоты, знающие историю своей Родины, умельцы, труженики, чтоб не получить такой же хаос и трагедию, какая творится на Украине. И прекратить плевать в советское прошлое нашей Родины, в наших замечательных тружеников и честных заботливых руководителей, в героические подвиги советских людей, победивших германский фашизм.

Почти в каждой советской семье были свои дорогие фронтовики. У нас это отец и брат. Отец, Семен Емельянович Бурдюгов, 1901 года рождения, из казаков-хлеборобов, в 1922 году добровольно вступил в ряды Красной армии, стал кадровым военным. В 1923-24 годах воевал с басмачами в Восточной Бухаре. В Великую Отечественную войну в действующей армии находился с июля 1941 года по май 1945.

Брат, Виктор Семенович, 1928 года рождения, год не призывной. Но в 1944 году, учась в 9-м классе школы № 1, заявил матери и мне, что ему стыдно сидеть за партой, когда гибнут на фронте его ровесники. Уехал к отцу под Минск, стал «сыном полка», освоил вождение американского «студебеккера», подвозил грузы на передовую, забирал раненых — и людей и лошадей. Лошадей тоже лечили в лазаретах и отправляли в освобожденные районы, где старики, женщины и дети пахали землю на себе. После войны брат выбрал военную профессию, окончил Ленинградскую автотранспортную академию, был направлен в весьма неспокойный Прикарпатский военный округ, где еще в первой половине 50-х годов стреляли в спину советским людям банды бандеровцев. Брат стал отличным военным инженером, его посылали оказывать техническую помощь в Египет, Алжир, Болгарию, Венгрию. В отставку ушел в чине полковника, вскоре умер, как и отец, в 59 лет.

Из ближайших родственников на войне было 14 человек. Погибло 4 человека.

Мой двоюродный брат Константин Филиппович Бурдюгов погиб в 1941-м году при выходе из окружения, под Брянском. У него осталось трое малолетних детей, проживших очень трудно и во время войны, и после. Два года подряд – 1946 и 1947 – были неурожайными по всей стране.

Другой двоюродный брат и родной брат Кости – Михаил Филиппович Бурдюгов ушел на войну добровольцем в 1941-м, хотя имел бронь, т.к. работал помощником машиниста. Он так и не увидел родившуюся дочь Валю. Погиб в 1943-м году под г. Белая Церковь (Киевская область).

Михаил Кузьмич Щербаков. Это муж моей тети (сестры отца). Он работал до войны и во время войны председателем колхоза им. Горького, что был в хуторе Большой Мишкин. При угрозе оккупации вышло распоряжение вышестоящих органов отогнать колхозный скот в Астрахань. Михаил Кузьмич с колхозниками погнали скот. В степи немцы бомбили и их, и отступающие госпитали. Летчики на бреющем полете расстреливали из пулеметов и людей, и животных. Скот, который удалось довести, сдали в Астрахани, а сам Михаил Кузьмич оказался в военном госпитале в г. Чарджоу. Умер, там и похоронен.

Мой ровесник, двоюродный брат Владимир Михайлович Щербаков учился в Новочеркасском мукомольно-элеваторном техникуме. 13 февраля 1943 года Новочеркасск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Ростов был освобожден 14 февраля, но в непосредственной близости от Ростова  оставался сильно укрепленный рубеж обороны немцев при реке Миус. Миус-фронт. В главной полосе и в глубине обороны было сооружено много железобетонных и дерево-земляных сооружений. Все перекрывалось несколькими рядами проволочных заграждений и минными полями.

В марте-апреле 1943 года в Новочеркасске призвали в Красную Армию ребят 1925-го года рождения. Проучились они две недели на призывном пункте в Хотунке и попали, в основном, на Миус-фронт. Туда же попал и Володя Щербаков. Он написал маме всего четыре красноармейских треугольничка. В последнем — кратко, поспешно химическим карандашом: «Завтра в бой, если останусь жив, напишу»… Не написал. Дата последнего письма – 12 августа 1943 года.

13 августа 1943 года началась Донбасская военная операция, которая продолжалась до 22 сентября 1943 года. Войска Юго-Западного и Южного фронтов совместно с Азовской военной флотилией прорвали оборону немецко-фашистских войск на реке Миус, продвинулись на 300 километров, освободив Донбасс.

В донской степи, где «спят курганы темные», близ красивого шахтерского города Донецка (бывшей Юзовки, бывшего Сталино) расположилось братское кладбище, где похоронены участники этой операции. Их много. В память и благодарность этим солдатам на самой высокой вершине Донецкого кряжа Саур Могиле был воздвигнут мемориальный комплекс, там были перечислены фамилии всех солдат, среди них и Щербаков Владимир Михайлович. Читая поименные скорбные списки, люди не могли сдержать слез. Так велико их горе.

Мемориал был воздвигнут на средства, заработанные на воскресниках комсомольцами трех шахтерских городов: Снежное, Торез и Шахтерск.  В августе 2014 года мемориал, воздвигнутый в память о подвиге советских солдат, был расстрелян из орудий украинскими националистами-бандеровцами, потомками гитлеровских пособников. В августе 2014 года наших 18-летних ребят убили во второй раз. Это невозможно ни забыть, ни простить!

Вечная слава, вечная память солдатам Победы! И низкий поклон до земли!

 

Л. Батина, труженик тыла,

ветеран труда,

выпускница НПИ 1948 г.