Сегодня:

То, что это так, вновь можно было убедиться на XXV музейной конференции, да, уже XXV, которая состоялась 9 апреля в парадном зале Атаманского дворца. Программа была насыщенной, прозвучало 13 интереснейших докладов.

Открывая конференцию, Сединко сказала, что музей – не только выставки, экспозиции, важной, особо значимой составляющей работы этого публичного учреждения, оставленного нам предками, должна быть научная, исследовательская, кропотливая, как правило скрытая для постороннего взгляда, работа. Сегодня треть штата музея научные сотрудники. Просматривая прошлые сборники, видишь и вспоминаешь и тех музейщиков, которых уже нет, но который оставили свой след в истории уникального музея.

Как и обычно, с докладами выступили не только сотрудники нашего музея, но и гости. Скажем вначале о интересных сообщениях сотрудников. Чрезвычайно познавателен был доклад заведующего научно-экспозиционным отделом Д.В.Никитина «Взгляды на задачи Новочеркасского музея в газетных публикациях местной прессы 1868-1945гг». Менялись времена, менялась идеология и менялись взгляды на то, каким должен быть музей. Здесь вспоминается расхожая фраза партийных начальников середины прошлого века: «Газета живет один день». Неправда, газета становится документом, информационным пособием. Бумага хранится пока что дольше, чем сообщение в эфире. Об этом часто забывают и пишущие, и редактора. Важно, что музей воспринимался в рассматриваемые годы как «очаг популярной научной мысли». В любом случае, доклад Никитина, буквально перевернувшего горы газет, заставляет о многом задуматься.

Следующее исследование молодого человека, ученого секретаря музея Е.Г.Шеломанова «Информационно-культурная политика в отношении казачества и музея истории донского казачества в 1945-53гг» как бы продолжило сообщение Никитина. Известно, что казаки проявили чудеса героизма в ходе Великой Отечественной войны, и сегодня мы отдаем дань памяти тем отважным людям. Какую политику проводила компартия в те сталинские годы в отношении казаков? В любом случае сложившиеся мифы не всегда соответствуют истине.

Интересного было много. Как всегда сенсационным были результаты розысков заведующей Атаманским дворцом С.П.Чибисовой  «Загадки кавалерственной дамы». Речь идет о имеющемся в фондах музея портрете аристократки с орденом Святой Екатерины. Это редкая награда была учреждена Петром I. В запасниках музея два почти одинаковых портрета. Не ясно почему два. И неясно почему они в Новочеркасске. Увлеченный розыск, чуть ли не музейный детектив(!), позволил С.П.Чибисовой выдвинуть версию, что изображена сводная сестра графа Орлова-Денисова. Наш музей не только сохраняет свои бесценные сокровища, но и делает их достоянием новых поколений.

Сообщений интересных было много. Словно вращался многогранный кристалл драгоценного камня перед слушателями, поворачивясь то одной, то другой сверкающей гранью. Ну вот, например, Н.В.Кожемяка рассказала о хранящихся в фондах почтовых открытках. А научный сотрудник А.О. Каледина рассказала о мемориальных предметах и наградах участников Великой Отечественной.

Особняком стояли, хотя и в общем русле конференции, доклады гостей. Ученый секретарь Раздорского этнографического музея-заповедника М.П.Мерзляков с редкими историческими фактами в руках поведал о жестоком произволе гитлеровских оккупантов в хуторах и станицах Дона. Что изымали немцы у казаков, кого угнали в Германию, кто ушел с немцами при их отступлении.

Сенсационно-эксклюзивным был доклад профессора ЮРГТУ (НПИ) А.П.Скорика о личности казака Ф.Г.Подтелкова. Автор глубоко изучил мемуарную литературу и газеты того времени, как большевистские, так и белых. Конечно, не забыт был и «Тихий Дон», который все же художественное произведение. Всем интересующимся следует просто-напросто познакомиться с этим исследованием. Если коротко, Подтелков никогда не был большевиком, а был левым эсером, и его судили казаки за убийство казачьего офицера. Свирепствовал «красный террор», деятелем которого был и руководитель «Отряда защиты прав трудового казачества» Подтелков. А остальное — мифы. Этому способствовала необыкновенная харизма Подтелкова, его убежденность в своей правоте, его почти богатырская внешность. Но именно в родной станице его хотели арестовать. И во многом потому, что он осмелился предъявить ультиматум Каледину, которого почитали казаки как «вторую после императора шашку империи». Подтелков, кстати, открывал Первый Съезд Советов. В вину ему ставилось и то, что при аресте у него оказалось по разным источникам 8-12 млн. рублей.

Следует особо подчеркнуть, что ни автор этой статьи, ни автор доклада, ни в коем случае не выступают за снос памятника этому известной личности.

И вновь с ужасающей, абсолютной отчётливостью в ходе конференции стало ясно, что фонды музея неисчерпаемы и давным — давно переполнили это здание, которому около 100 лет. И патриоты города никак не дождутся когда же вырастет и явится наконец тот управитель города, который серьезно займется вопросом новых помещений для музея. В том числе и для Картинной галереи, в которой будут доступны для всеобщего обозрения блистательные работы не только местных, но и известнейших европейских художников. А пока он, такой глава города, похоже, еще и не родился.

Без лести мы, уроженцы Дона, должны глубоко низко поклонится директору музея Светлане Алексеевне Сединко. Именно благодаря ее настойчивым, подчас яростным, усилиям проведена уже XXV научно-практическая конференция, раскрывающая все грани богатого собрания фондов. Как обычно по материалам прозвучавших докладов будет выпущен сборник. Меняются выставки музея, которые можно обозревать, а рассказ о многом, что скрыто от глаз посетителей теперь уже традиционно сохраняется в выпусках материалов конференций.

Павел Захаров