Сегодня:

Не так давно Пингвиненок Проша и его друзья-юристы объявили конкурс для ребят. Они предложили несколько ситуаций, в которых может оказаться юный гражданин, и попросили подумать о том, как бы ребята поступили в конкретном случае.

При подготовке ответов ребятам предлагалось использовать материалы, которые публиковались в выпусках «ЮНГИ» (Конвенция и правах ребенка и другие).

Проша ждал конкурсные работы, и они приходили!

Жюри пришлось нелегко: все работы достойны наград, а позиция их авторов заслуживает уважения за смелость, свободу выражать свои мысли и отстаивать их. Но ближе к итогам. Члены жюри решили выделить несколько, на их взгляд, удачных работ.

2 апреля 2015 года в МБОУ СОШ № 9 состоялось награждение самых-самых достойных.  Так случилось, что они — Алла Старикова (9-А класс) и Дарья Старченко — (6-А класс) учатся в одной школе.

Представитель ДЮКа от имени Пингвиненка Проши и от себя лично торжественно поздравила ребят и вручила им грамоты и подарки. С разрешения победителей мы публикуем их работы и надеемся на то, что участие в наших конкурсах принесет конкурсантам не только много радости, но и немало пользы.

«ПРОБЛЕМЫ  НУЖНО  РЕШАТЬ  РАЗГОВОРАМИ»

АЛЛА СТАРИКОВА рассмотрела все 4 предложенные ситуации.

Ситуация 1: Ты узнал, что твоего друга бьют в семье, что делать?

В данной ситуации мне будет трудно дать объективный ответ, так как в поставленном вопросе не указаны обстоятельства, при которых родители применяют физическую силу к моему другу. Но ему стоит найти подходящее время для разговора с родителями и обсудить с ними эту проблему. Бить ребенка – это значит доказывать свою слабость, доказывать то, что родители не состоялись, не смогли справиться. Я считаю, что все проблемы нужно решать разговорами. Друг должен объяснить своим родителям, что за любую шалость, проступок можно наказать другим способом, не менее эффективным, но зато не унижающим. Если же избиения будут дальше продолжаться, мой друг вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд (ст.56 Семейного кодекса РФ).

Ситуация 2: Что делать, если в школе одноклассники унижают и оскорбляют?

Единственного ответа на данный вопрос не существует. Каждый человек и каждая ситуация уникальна. Но я проанализировала много вариантов решения этой проблемы и пришла к нескольким способам ее искоренения: в первую очередь нужно быть смелее, не поддаваться на провокации одноклассников и игнорировать любые их действия. И самое главное — это не молчать, не думать о себе как о жертве. Стоит поговорить с родителями, с лучшим другом/подругой, в конце концов — с учителем. Они дадут тебе совет и поддержат, ты почувствуешь, что ты не один. Если тебя обижают в школе, не опускай руки, и ты обязательно найдешь хотя бы один вариант, как можно решить проблему или как-нибудь изменить ситуацию.

Ситуация 3: Ты узнал, что твой друг отбирает (вымогает)  деньги в школе у других учеников. Твои действия?

В первую очередь, я обязательно поговорю на эту тему со своим другом и попытаюсь объяснить ему, что вымогательство уголовно наказуемо (ст.163 УК РФ) и предупрежу о реальных последствиях. Если же после нашего разговора друг не прекратит отбирать деньги у других учеников, я буду вынуждена сообщить об этом его родителям, которые, в свою очередь, проведут воспитательную беседу с ним.

Ситуация 4: Учитель ударил ученика в школе за озорство. Это норма? Как ты поступишь, если узнаешь об этом или это случится с тобой?

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, по 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической форме. В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного здоровью ущерба. Если со мной произойдет такой случай, изначально я сообщу о данном происшествии своим родителям, которые, в свою очередь, обратятся к директору с просьбой разрешить данный конфликт. Если преподаватель нанес более серьезные увечья, повлекшие за собой тяжелые травмы, то родители будут в праве обратиться в суд.

«НАДО  НАЙТИ  СОЮЗНИКА»

ДАРЬЯ СТАРЧЕНКО выбрала для анализа первую ситуацию. Напомним ее: Ты узнал, что твоего друга бьют в семье…

Что делать ребенку в такой ситуации? Первым делом надо найти союзника. Если руку на тебя поднимает один из родителей — поговори с другим. Спроси, как мать или отец относятся к тому, что тебя периодически бьет второй родитель. Попроси поговорить с ним. Если тебе ответят (чаще всего такое можно услышать от мамы) что-то вроде: «А что я могу сделать?» или «Нам же некуда идти» или «Нужно потерпеть, мы без него не проживем» — постарайся убедить маму в том, что вам надо обратиться за помощью. Иначе рано или поздно может случиться непоправимое.

Если же твоя мать (или отец, если бьет мама) скажет: «Отец (мать) знает, что делает» или «Сам виноват, не надо хулиганить» — значит, родители заодно и один из них бьет тебя при полном согласии другого. В этом случае ищи помощи у других людей: бабушек и дедушек, дяди или тети, взрослых братьев и сестер. Если их нет или они не хотят вмешиваться — попроси о помощи кого-то из знакомых взрослых: мамы своего друга, любимой учительницы и так далее.

Если ты уже достаточно взрослый, чтобы действовать самостоятельно, можешь сам обратиться в органы опеки, прокуратуру или полицию. А если ты старше 14 лет — написать заявление в суд. Только учти, тебе надо придумать, чем ты сможешь подтвердить свои слова. На языке юристов это называется «собрать доказательства». Если после побоев остались следы – сходи в травмпункт. Доктор осмотрит тебя и выдаст справку, что на твоем теле остались следы ударов. Если кто-то видел или слышал, как тебя бьют, видел следы побоев – попроси их стать твоими свидетелями. Это может быть школьная медсестра, которая обратила внимание на синяки во время медосмотра, соседка, которая слышала твои крики и звуки драки.

Затем тебе надо пойти в отдел опеки и попечительства и написать подробное заявление, в котором ты расскажешь обо всем, что с тобой происходит. Если ты не знаешь, где находится отдел опеки, иди в ближайшее отделение полиции или в прокуратуру. В заявлении укажи, что твои родители жестоко обращаются с тобой, бьют и т.д. Если ты боишься возвращаться домой и хочешь, чтобы тебя поместили в кризисный центр, — также напиши об этом в заявлении.

После того, как ты напишешь заявление, органы опеки и попечительства вместе с полицией займутся устройством твоей дальнейшей судьбы и наказанием твоих родителей. С ними побеседует психолог, который попробует убедить их в том, что детей бить нельзя, и участковый инспектор полиции, который объяснит им, какое наказание может быть назначено родителям, которые бьют ребенка. Если это не поможет — органы опеки подадут иск о лишении или ограничении родительских прав. Это значит, что тебя заберут у родителей и назначат опекунов: например, кого-то из родственников. Также тебя могут отдать в приемную семью или в детский дом. При этом ты не потеряешь своих прав на часть квартиры своих родителей, и когда тебе исполнится 18 лет, сможешь ее разменять и жить отдельно. Если же тебя бьет только один из родителей, то родительских прав лишат только его, и тогда суд может принять решение о том, что он больше не имеет права к тебе подходить и жить в вашей квартире. Это называется «выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если совместное проживание их с детьми, в отношении которых он был лишен родительских прав, невозможно». В крайнем случае, суд даже может привлечь твоих мучителей к уголовной ответственности.

Готовясь  к ответу по данной  проблеме, я обратилась к Конвенции по правам ребенка и Всеобщей Декларации прав человека.10,113

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу  и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 19244 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей  20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах.

«ЮНГА» поздравляет победителей! Выражаем благодарность ООО «Консультант-Информ» за предоставленные призы: диски с правовой информацией «Высшая Школа. В помощь студенту», блокноты.