Сегодня:

Мы все привыкли отмечать 1 апреля День смеха. Но что это за праздник, как он возник и какое отношение имеет к русскому народу, мы не  задумывались.

Недавно мы выполняли очень интересную заявку по истории русской бани. И, конечно, просматривали всю литературу по этнографии. Нашли и про баню, но, самое интересное, нашли материалы о праздниках, отмечаемых в середине ХIХ века в Российской Империи. В том числе, и 1 апреля. Честно говоря, никто не ожидал такую древнюю историю этого праздника.

Источник – трехтомник А. Терещенко «Быт русского народа» (Санкт- Петербург. 1848, часть 6). Я никак не буду комментировать текст, просто предлагаю его нашим читателям. Как всегда, стилевые обороты мною сохранены.

«Это не есть народный праздник, а один веселый обычай — обманывать людей в первый день апреля. На Востоке и в древней Европе он  составлял часть языческого  празднества. У нас на Руси он никогда не был в числе празднеств; ныне же он служит к неистощимым забавам и шуткам.

Первое апреля обязано своим происхождением востоку. В глубокой древности праздновали Индийцы, и ныне празднуют в это время рождение бога Шивы и его праздник  называется Гули или Голака. В честь его представляют разные игры, сопровождаемые обманами.

У Римлян первое апреля посвящалось божеству смеха и составляло народное празднество. Смеялись, шутили, выдумывали обманы, переодевались и наряжались для обмана.

Евреи, предвидя Воскресение Иисуса Христа, распустили в народе ложную молву, что Спаситель не воскреснет, раз тело Его похитят ученики. Когда божественное Воскрешение совершилось, тогда ученики провозглашали с торжеством: Христос воскрес.

Неверовавшие в воскресение отвечали «не правда». Но так как воскресение случилось Первого апреля, то первое число этого месяца сделалось предметом посмеяния над евреями, разглашавшими повсюду неправду о не воскресении Христовом.

Иудеи думали, что обманывая себя, обманут весь свет.

Со временем этот обман превратился в шуточный и доселе господствует по всей Европе.

У нас, особенно в Петербурге, непостоянная апрельская погода применима к непостоянству самих женщин. Прекрасный пол привык к этому сравнению. Любовные проказы, супружеские измены, обыкновенные во всей подлунной, оправдываются в столице непостоянством апрельским. А если уже большие грехи, то годичным непостоянством климата. «Так должно быть!», говорят обманываемые в свое утешение. Нигде первое апреля так некстати, как в Петербурге.

Обманутый первого апреля называется дураком. У англичан, шотландцев, датчан, шведов, норвежцев и немцев этот день называется днем всех дураков.

Во Франции апрельская шутка называется апрельской рыбою, означая этим, что людей так легко обманывать, как немых рыб. В это время там, и в некоторых местах Германии говорят еще: «посылать от Пилата к Ироду». Т.е., когда дело во всем чистое, посылают вновь на суд. Выражение это вошло в употребление с тех пор, конечно, когда водили Спасителя от Пилата к Ироду.

Чехи и словаки употребляют выражение: «послати кого с апрелем».

Обычай обманывать первого апреля занесен в Россию иностранцами, нет сомнения, до времен Петра Первого. В 1700 г., явившаяся в Москве на площади труппа немецких комедиантов, объявила всенародно, что первого апреля, в день представления разных забавных и невиданных штук, содержатель их, немец, покажет на себе чудо из чудес: он влезет в обыкновенную бутылку.

Когда народ собрался и долго ожидал с нетерпением, тогда открылся занавес и на освещенном огнями театре явилась бутылка, с белой надписью на стене: апреля, первое число.

Государь, присутствовавший при этом представлении, остался недовольным шуткою, но не обнаруживая гнева, он сказал с усмешкой: вот вольность актеров.  С временем первоапрельские забавы распространились у нас повсюду».

Ирина Касаркина, зав. Центром по работе

с книжными памятниками.

P.S. Всех, кого заинтересовал это материал, приглашаем к нам в Центр по работе с книжными памятниками ЦБС г. Новочеркасска: ул. Буденновская, 141, тел. 24-34-90.