Сегодня:

Не погрешу против истины, если скажу, что самыми уважаемыми людьми в России сейчас являются ветераны Великой Отечественной. И с недавнего времени люди, имеющие статус «Дети войны». Раньше не меньшим почетом были окружены и передовики производств, но после того как труд уступил свое «первенство» успешности в бизнесе, остались только ветераны, труженики тыла и дети ВОВ. Поэтому особенно дико смотрятся происшествия по отношению к людям, пережившим самую страшную катастрофу двадцатого века. Не прошло и пары месяцев, как мы стали свидетелями чудовищной истории, произошедшей в далеком питерском магазине сети «Магнит» с восьмидесятилетней блокадницей и последовавшим за этим «масляным» протестом возмущенных граждан. И вдруг тут, в нашем старинном казачьем городе, где уважение к старшим должно быть впитано каждым «с молоком матери», нам поведали историю, которая ввергла в ступор даже самых бывалых из нас, журналистов. Впрочем, все по порядку.

Новочеркасские дворы, особенно в центральной части города, похожи на лоскутные одеяла. Множество хозяев в домах подразумевает не меньшее количество участков земли в их собственности. И, как следствие, выделяется часть дворовой территории в категорию «общее пользование», чтобы каждый владелец мог попасть на свой участок. Хорошо, если эта земля – простой огородик, а если на ней находится дворовой, простите, туалет? Не секрет, что у нас даже в центральной части города не все дворы обеспечены центральной канализацией. Что будет, если перекрыть жильцам такого двора доступ к туалету? В нашей истории в такую деликатную ситуацию совсем не деликатно вовлекли  семидесятипятилетнюю пенсионерку, имеющую статус «Ребенок ВОВ». Чем больше обстоятельств дела мы узнавали, тем сильнее не давал покоя вопрос: когда именно и под действием чего у некоторых из хомо сапиенс стали атрофироваться чувства? Как глубоко вошла в нашу жизнь эта… уж не знаю как назвать… наверно, дабы удержаться от  оскорбления чести и достоинства, назову это болезнью, хотя хочется охарактеризовать по-другому. Вопросы, хоть и искренние, но скорее, риторические, а вот вполне конкретные вопросы мы обозначим в ходе нашего журналистского расследования.

Итак, небольшой дворик по адресу ул. Фрунзе, 57 жил своей неспешной жизнью. А в этом дворике, той же неспешной жизнью жила дочь погибшего на войне солдата, как ее называют соседи, баба Валя. К сожалению, маленькая жилплощадь не позволяет пенсионерке установить санузел в квартире, но она никогда не жаловалась. Более того, к своему земельному участку, на котором установлен дворовой туалет, она собственноручно выложила дорожку из красного кирпича, по которой и ходила мимо соседских заборов. Нужно особо отметить, что пожилой женщине принадлежал кусок земли в самом дальнем конце двора, а дорожка располагалась на территории общего пользования.

Все было бы хорошо, если бы одной из соседок (довольно успешному бизнесмену) не показался бы тесным тот кусок земли, которым она владела. Новые мечты «новых людей» не подразумевают строительство счастливого будущего для всех, а ограничиваются индивидуальными удобствами. Видимо по этой причине как-то раз и исчез забор, отделявший землю бизнесменши от земли общего пользования. Однако люди старшего поколения не привыкли ожидать угроз от ближних своих и не придали этому исчезновению никакого значения. И, как оказалось, зря! Ведь через некоторое время успешная бизнесвумен пошла по соседям подписывать разрешение на строительство жилого дома на своей территории. Однако соседи справедливо заметили, что строительство не вписывается в рамки определенного участка и идет явный прихват земли общего пользования. К тому же, проезжая часть двора не предназначена для проезда грузового транспорта, используемого в строительных работах. Любой крупный автомобиль способен не только разрушить отмостку возле имеющихся построек, но и повредить их стены. В общем, в разрешении было отказано. К тому же, в летний период, успешная соседка устанавливала бассейн и пускала в него воду «на проток», что снижало водоснабжение других квартир почти до нуля. Естественно, это обстоятельство не добавляло тепла и взаимопонимания в отношения предпринимательницы. Ее рейтинг в глазах соседей стремительно катился вниз.

 

Ну, баба Валя, погоди!

 

Вот с этого периода мы и начнем искать признаки болезни и пораженные ею органы.

Внезапно в двух квартирах, одна из которых принадлежит пенсионерке и, напомню, «ребенку войны», а в другой проживает семья с несовершеннолетним ребенком, исчезает вода. Оказалось, что водопроводная разводка проходит через квартиру успешной соседки, которая спокойно, без предупреждения остальных, обрезала «лишние» трубы. В это же время появляется акт службы Водоканала, в котором говорится об утечках на данных трубах. Правда, составлен этот акт без участия жильцов, владельцев трубопровода. Появление данного акта вообще странно само по себе, ведь трубопровод находится в частной собственности. Попробуй любой другой человек (если он не очень крупный чиновник) вызвать специалистов нашего Водоканала для составления акта о состоянии сетей, которые им не принадлежат, да еще такой, с которым можно идти в суд, то ему (человеку) просто отказали бы. А тут… Не берусь ставить диагноз, но явные признаки… чего-то странного налицо.

Далее идет месяц борьбы за воду. Все это время баба Валя и соседи с ребенком снабжаются водой, как Одесса во время осады – короткими вылазками к действующим источникам. В юбилейный год празднования Великой Победы вполне естественно, что история, приключившаяся с человеком, потерявшим на войне отца и с младенчества претерпевшим тяготы военного лихолетья, вызывает ассоциации с тем временем —  блокады и оккупации. Наконец, кольцо блокады было прорвано и от общего колодца проложен новый трубопровод! У людей появилась возможность помыться по- человечески. В очередной раз бизнесвумен в строительстве дома было отказано.

И тут начинается новый период противостояния! В одночасье вырастает новый забор, отделяющий участок земли общего пользования вместе с участком успешной соседки от всего остального двора. В заборе устанавливается металлическая калитка без ручек, открыть которую, хоть и с трудом, сможет только боец Красной армии образца 1943-го года. Заодно уничтожается кирпичная дорожка, по которой баба Валя ходила в «санузел». Забегая вперед, скажу, что сейчас там непролазная грязь. Таким образом, женщина остается фактически отрезанной от собственного туалета. Четыре дня доступа к удобствам не было совсем по причине замка на калитке. Потом, при помощи работников полиции, замок удалось убрать, однако, дальше этого дело не пошло. Работники полиции не усмотрели в действиях успешной соседки уголовного преступления, а участковый… участковый вообще не упоминается ни в заявлениях, ни в разговорах с жителями двора о противостоянии. Ну а раз не упоминается, то и очередные симптомы болезни в этом направлении мы искать не будем. Поищем их в другом месте. Уважаемые читатели, как вы думаете, если обратиться в предприятие «Новочеркасскгоргаз» с заявлением о том, что вам не нравится, как проходит соседский газопровод по земле общего пользования, согласно утвержденного проекта, что они вам ответят? Представили? Понятно, что подавляющему большинству людей они ответят именно так, как вы подумали. Но не всем! И одной из «не всех» оказалась наша успешная соседка-застройщица. В один из октябрьских дней, уже после начала отопительного сезона, когда текущие и капитальные ремонты трубопроводов закончены, баба Валя не смогла зажечь ни отопительный прибор, ни печку  для приготовления пищи. Без всякого предупреждения, без заявки со стороны жильца, к которому идет газопровод, газовая служба перекрыла газоснабжение ее жилья и обрезало трубу. Зачем? Да затем, чтобы, по заявлению бизнесвумэн, провести трубопровод иначе, — так, чтобы он не мешал проезду большегрузных машин вглубь двора. Очень интересно поразмышлять о мотивации тех, кто пошел навстречу боевой предпринимательнице.  Напомним, кстати, что разрешение на строительство дома еще не получено и далеко не факт, что будет получено.

 

Да здравствует…самый гуманный суд в мире…

 

В это же время предприимчивая дама к борьбе за материальные блага, которыми, несомненно, является постройка дома, подключает Новочеркасский городской суд. Она на основании акта Водоканала подает иск к соседям на сумму более шестидесяти тысяч рублей за, якобы, причиненный ее квартире ущерб утечками из их трубопроводов. Снова невольно возникает вопрос о силе мотивации водоснабжающей организации… Также дама подает второй иск на получение разрешения на строительство, без разрешения соседей. В это же время оставшаяся без удобств пенсионерка также подает в суд на бизнесвумэн за уничтоженную дорожку и препятствие ее проходу к собственному участку (читай туалету). Суд рассматривает дело и… отказывает пенсионерке! И тут обязательно нужно изучить причины отказа подробнее, чтобы охватить масштабы… эпидемии «неизвестной болезни».

Сделаю небольшое отступление. Надеюсь, ни у кого не возникает сомнений в том, что воины, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны, защищали именно нашу страну, нашу Родину, какое бы название она не носила. Тогда она была Союзом Советских Социалистических Республик, сейчас стала Российской Федерацией, но сути это не изменило. Это дает мне возможность с горькой иронией заметить, что пенсионерке бабе Вале было отказано в свободном пользовании своей землей и, простите, справлении естественных надобностей в полагающемся и единственно возможном (!!!) для этого месте. И отказано было именем той страны, за которую сражался и погиб ее отец…

Итак, решение суда! Основание для иска: уничтожение дорожки по причине того, что строительство дома будет идти с захватом данной территории. Иного подхода к участку у пенсионерки нет. Равно как и нет другой возможности воспользоваться туалетом. Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, не нашел основания для удовлетворения исковых требований. Причиной отказа явились несколько статей ГК РФ, ГПК РФ и даже (!) Конституция Российской Федерации. Ответчице удалось убедить суд в том, что непролазная грязь – это твердое покрытие дорожки, а неоткрывающаяся калитка – не препятствие. Кроме того, по мнению судьи, пенсионерка не предоставила доказательства того, что утратила возможность пользоваться дорожкой. Дотошный читатель может удивиться – как же так?! Как можно воспользоваться тем, что уничтожено?! Но наши судьи не зря получают деньги (имеется в виду заработная плата, а не то, что мог подумать читатель)! Особо подчеркнуто, что пенсионеркой не предоставлено доказательств, что снятие кирпичного покрытия ухудшило условия пользования дорожкой и тем самым нарушило ее права. Впору конкурс объявлять на версии: каковы должны быть доказательства того, что человек потерял возможность пользоваться туалетом??!!  Вот так-то. Кстати, отличный прием для чиновников! К примеру, граждане, докажите сначала, что разбитый тротуар ухудшил условия прохода и нарушил ваши права, а потом мы посмотрим, стоит ли его ремонтировать или лучше вообще снять остатки асфальта.

 

Ждите ответа, ждите ответа…

 

У любого другого горожанина давно бы опустились руки, но дети войны – люди «из другого теста». Они пережили бомбежки в детстве, учились читать и писать в период разрухи и работали во время восстановления и подъема страны. Они трудились не покладая рук на благо страны, в которой рождались, росли и учились (чему?..) такие вот бизнесвумен, которые теперь, судя по всему, «кумовья королям и сваты министрам».  Но вера наших баб-Валь в высшую справедливость непоколебима. По крайней мере, пока… Передо мной килограммы бумаг: тут и переписка с полицией, и заявления в Водоканал и Горгаз, и… заявление в Администрацию города с прилагаемым ответом. Однако, несмотря на все попытки прожить «счастливую старость», пока не удается урезонить людей без сердца. Вернее, с сердцем, как органом качающим кровь, но с атрофированной способностью сопереживать ближнему.

Вернемся к нашей «болезни». Думаю, читатель уже составил представление об одной из причин и области распространения этого «вируса». Теперь посмотрим на вторую причину. Характеристику ей даст также сам читатель.

Для начала приведу выдержки из двух документов. Заявление заместителю главного инженера ОАО «Новочеркасскгоргаз» от пенсионерки: «…Согласно проекта газификации жилого дома по ул.Фрунзе 57, утвержденному 1976 года, была проведена газовая труба в мою квартиру «…» 27 октября 2014 года газовики приехали проводить обрезку моей трубы без всякого предупреждения «…» верните мне прежнюю высоту трубы. При подключении газа мою оставшуюся часть трубы они согнули. Прошу дать ответ…». Заявление Прокурору г. Новочеркасска, старшему советнику юстиции: «…27 октября 2014 года по адресу: г.Новочеркасск, ул. Фрунзе 57 были проведены работы на газовой линии «…» самовольно, без каких-либо причин обрезала водопровод (подачу воды) в квартиры 4 и 5. Водопровод до сегодняшнего дня не восстановлен. Без водоснабжения вынуждена проживать женщина в квартире №5, в №4 – ребенок 12 лет «…» Просим провести проверку по доводам нашего заявления и при наличии оснований принять меры «…» Так же просим прекратить творимый беспредел в наш адрес…». К сожалению, удобоваримые ответы на этот крик души, если они и есть, то находятся где-то в недосягаемом для нас месте.

А теперь, что касается заявления в Администрацию города, в котором перечислены все этапы и бои этой истории. На данное заявление ответ, подписанный заместителем главы администрации Ларисой Конюшинской, получен. Причем ответ, мягко говоря, обычный. Дана характеристика двора, описание долей собственников, мотивации газовиков (как основание для работ указан ГОСТ Р 54983-2012), совет взять в Водоканале новые техусловия на проведение воды (за свой счет, естественно). Пенсионерке и другим жителям двора порекомендовали обратиться в суд. Оказалось, что для захвата земли и лишения пенсионерки возможности пользоваться туалетом, сложились очень благоприятные условия: общий водопровод двора оказался в частной собственности и на балансе Водоканала не числится (что хотите, то и делайте), а индивидуальный газопровод, наоборот, оказался принадлежащим городской газовой службе! Иными словами, городские власти к этой проблеме никакого отношения не имеют. Разве что распоряжаются налогом, который платит пенсионерка за свою квартирку и землю, на которую не может пройти.

Итог этой истории еще подводить рано. Еще идут и будут идти суды, еще жива, несмотря на проклятия бизнеследи, «дитя войны» баба Валя, еще есть надежда, что в стране существует власть, способная и ОБЯЗАННАЯ защитить права граждан. Мы пойдем искать защиту вместе с пенсионеркой и ее соседями. Следующая статья будет именно об этом.

Петр Иванов.