Сегодня:

Ушел из жизни большой, хороший, красивый человек Виктор Иванович Емяшев, который «упрямо верил, что наша жизнь поддается изменению, и помогал делать ее человечней». «Многие верили и надеялись на Емяшева, а это дорогого стоит…» «Уход людей такого масштаба всегда бывает болезненным и знаменует окончание целой эпохи…»

Помнят о нем люди. С этой потерей трудно смириться семье, друзьям, коллегам, ученикам и просто горожанам. Помнят молодым и здоровым. Он сам говорил о себе: «У меня здоровья на всех хватит!» И играл в гандбол до шестидесяти двух лет. На вопрос журналиста о цели в жизни Виктор Емяшев однажды ответил: «Выразить себя до конца, полностью себя осуществить». Он был тогда еще студентом. С тех пор прошла целая жизнь; времени не хватило.

Виктор Емяшев

Виктор Емяшев

«Всего в жизни он добился сам, своим трудом и упорством. Сам занимался своим образованием и воспитанием», — написала о нем Жена. Получилось с большой буквы, а исправлять не стала. Потому что это правильно.

«Как непросто было его замечательной жене Оле, которой поневоле приходилось вникать в нескончаемые проблемы…» — вспоминали друзья.

Как непросто ей сейчас…

Во время интервью по лицу Ольги Георгиевны слезы текли потоком. Время ничего не излечило и даже не обезболило.

«Как бы ни было трудно, я постараюсь справиться со своей бедой. Я обещала тебе быть для наших внучек и дедушкой, и бабушкой. Но тебя заменить невозможно!»

«ТЕБЯ  ЗАМЕНИТЬ  НЕВОЗМОЖНО!»

Они были первой любовью друг друга, и, как бывает только в идеале и в сказке, единственной на всю жизнь. Полюбили друг друга еще в школе, в восьмом классе, прожили вместе счастливо сорок четыре года, обвенчались десять лет назад.

Ольга Емяшева, жена:

«Однажды, когда Витя был командиром стройотряда, он приехал в город на один день и привез мне целое ведро роз. На следующий день уехал, а я пошла на работу. В середине дня вызывает меня вахтер на проходную и вручает огромный букет гвоздик. Голубые, розовые — букет необыкновенный. И говорит, что «военный» принес. Среди кавалеров моей молодости  четверо стали военными. Я перебрала все варианты, кто бы мог узнать, где я живу и работаю. Но терпения вахтера и коллег хватило ненадолго. Через час я уже знала, что и эти цветы от Вити. Упреки по поводу розыгрыша пришлось отложить до его следующего приезда. А когда он приехал, все упреки уже улетучились, а Витя радовался: «Зато я вернул тебя в юность, когда у тебя было столько поклонников, а ты выбрала меня!»

«Когда мы вселились в кооперативную квартиру, Витя уехал со студентами в Семикаракорск, а я решила привести в порядок хотя бы спальню. Приподняла тяжелую кровать и почувствовала резкую боль в спине. Легла, а когда поднялась, поняла, что ни идти, ни сесть, ни лечь я уже не смогу. А потом – три месяца неподвижности  и жуткая боль. А мне всего 38 лет. Как жить дальше? Витя носил меня по квартире на руках. Каких только врачей ни привозил ко мне, каких лекарств ни доставал, ничего не помогало. А однажды муж отнес меня в машину и повез в Аксай к  «мануальщику». Обратно я пришла уже своими ногами».

на заседании горДумы

на заседании горДумы

МГНОВЕНЬЯ  СЧАСТЬЯ

«Однажды Виктор вернулся домой из командировки за 15 минут до Нового года. Три дня была нелетная погода. В московском аэропорту негде было даже присесть. Мы почти потеряли надежду, и я сказала дочке: «Давай поужинаем и ляжем спать». Но Вика, ей было шесть лет, вытащила белую скатерть, накрыла красиво стол, и в этот самый момент в дверь позвонил наш папа – уставший, с грязной, помятой коробкой в руках. Это была детская игра, о которой Вика давно мечтала, и которую помнит до сих пор…»

«Когда родилась дочка, а это было в Ессентуках, Виктор приехал из Новочеркасска на машине с друзьями прямо в роддом. Бросали в окна цветы, пили шампанское…А на кафедре он организовал конкурс на лучшее имя. Выиграло имя «Виктория Викторовна».

«Двойная победа». Школа — с золотой медалью, институт — с Красным дипломом. Муж, о котором говорит теща: «Не у всех такой сын, как у меня зять!»

«Виктор очень любил своего зятя. Они были друзьями и всегда поддерживали друг друга».

«Внучек, Оленьку и Машеньку, Виктор Иванович любил очень нежно. Старшая учится в двух вузах на 3-ем курсе, кругом отличница, занималась синхронным плаванием. Младшая, тоже отличница, любит шахматы, занимается гимнастикой, танцами и английским языком».

ЛЮБВИ  ПРЕКРАСНЫЕ  МОМЕНТЫ

«Витя любил стихи – Евтушенко, Фета, Омара Хайяма, Ахматовой, Ибн Сина, Фурката, лирику Вагантов, Шекспира, стихи народов Кавказа. Ему дарили свои сборники многие новочеркасские поэты. Одна из книг была подписана: «Другу моему Емяшеву Виктору Ивановичу, у которого слово и дело – монолит». В гараже на полке я увидела сборник стихов о Родине, в котором было выделено стихотворение Добролюбова, написанное в 1861 году: «Милый друг, я умираю, оттого, что был я честен, но зато родному краю, верно, буду я известен…»

«В молодости  Витя очень любил играть в шахматы. Мы жили в общежитии, у каждой семьи было по комнате, и чтобы не мешать детям спать, они с Толиком Тимофеевым могли полночи просидеть в коридоре за шахматной доской.

Осталось очень много книг по шахматам. Теперь они у младшей  внучки, Машеньки, которая тоже увлеклась шахматами. На зимних каникулах в начале 2013 года был назначен турнир по шахматам. А в этот день выпало очень много снега, дороги завалило. Дедушка повез ее в школу, тащил на себе через сугробы. И она оказалась единственным игроком, а Виктор Иванович – единственным болельщиком: никто больше не решился пробираться с детьми сквозь непогоду. Но для Вити спорт и соревнования всегда были превыше всего. И шестилетняя его внучка рвалась на турнир».

«Я любила работать рядом с Витей. Он возится с газоном или обрезает виноград — и я возле него. Даже когда он мыл машину, я находила себе занятие на улице, чтобы быть вместе. Любую работу он делал основательно. С чувством. Однажды мыл посуду, а я ему сказала: «Как долго ты моешь, я бы уже давно вымыла!» А он ответил: «Ты просто моешь, а я вкладываю душу…»

ВЫРАСТИЛ  ДОЧЬ,  ПОСТРОИЛ  ДОМ…

«Как я была благодарна Вите, что он построил дом с верандой и камином. Пусть самый простой и небольшой, но вокруг земля, а на ней мои розы, клематисы и любимые ирисы. Витя обрезал деревья, опрыскивал мои цветы, подвязывал и обрезал виноград. Дом – это был подарок к нашему 55-летию. У нас разница в возрасте ровно десять дней. Мы с Витей любили принимать гостей в нашем доме. На Новый год обязательно устанавливали две сосны – в комнате и на веранде. Витя с внучками любил наряжать сосны, это был обязательный ритуал еще с детства нашей дочери. А потом мы зажигали камин, включали огоньки на соснах…Очень жалко, что судьба отпустила нам так мало лет жизни в нашем доме. Теперь я одна, но в каждой детали дома, в каждой вещи, в каждом дереве остался мой Витя…»

«А жили мы и на съемной квартире в ветхом сарае, и в общежитии, и в малосемейке, и в аспирантских домах. Кооперативную квартиру строили девять лет и отметили в ней пятнадцатилетие свадьбы. И только последние двенадцать лет прожили в доме «на земле».

ПРОФЕССИЯ  ВЫБРАЛА  ЕГО  САМА

В старших классах увлекся наукой, влюбился в химию и среди выпускников шести классов школы № 1 в Ессентуках был лучшим учеником по химии. Поэтому перед ним не стояла проблема выбора профессии. Когда Виктор Емяшев заканчивал химико-технологический факультет НПИ, завкафедрой «Технология пластмасс» доктор химических наук профессор Смирнов предложил ему остаться на кафедре и работать над синтезом новых полимеров. Вскоре Виктор поступил в целевую аспирантуру при НПИ. Ему не было еще и тридцати трех лет, когда он блестяще защитил кандидатскую диссертацию в Ленинграде в Охтинском НПО «Пластполимер». Причем требования к соискателям степени кандидата химических наук в научно-производственном объединении предъявлялись очень высокие, и «единогласных» защит там еще не бывало. И вдруг Ученый совет принимает решение: единогласно – «за»! Соискателю из Новочеркасска рекомендовали довести материал кандидатской до уровня докторской и снова приехать к ним. После защиты Виктор работал старшим научным сотрудником в опытно-экспериментальной лаборатории ХТФ НПИ и над докторской диссертацией, но работу лаборатории посчитали особо опасной и свернули, а докторская не была доведена до защиты. А у Емяшева, талантливого химика, уже было четырнадцать изобретений, из них три засекречены и внедрены в производство.

КАК  ОДИН  СПОРТСМЕН  ЧЕТЫРЕХ  ТРЕНЕРОВ  ПОССОРИЛ

Это вольный пересказ воспоминаний Анатолия Тимофеева.

В Ессентуках, откуда Виктор Емяшев родом, он занимался  баскетболом и играл в баскетбол за сборную Ставропольского края. А за свою школу выступал как легкоатлет. Когда  поступил  в НПИ, стал играть за сборную института в баскетбол. После перелома ноги восстанавливался на стадионе НПИ с помощью легкой атлетики. Там его заметил молодой преподаватель, сам замечательный спортсмен и тренер сборной НПИ по легкой атлетике Анатолий Тимофеев, и хотя сам во всех легкоатлетических дисциплинах показывал высокий результат, достижения Емяшева поражали его воображение. И Тимофеев предложил Виктору тренироваться вместе с ним и выступить в соревнованиях в беге на сто метров. Но тренер баскетбольной сборной  НПИ Семынин отругал Тимофеева за то, что он переманивает у него баскетболиста. В конфликт вмешался руководитель спортклуба НПИ Королев и подлил масла в огонь: включил Емяшева в эстафету «4 по 100 метров».  Соревнования проходили  в один день. Нагрузка немалая. В беге на 100 метров победил Емяшев. После 60 метров он был впереди больше чем на метр, и чемпион Европы, его главный соперник, не смог приблизиться к нему ни на сантиметр, и просто бросил бежать, а Виктор финишировал в гордом одиночестве и с отличным результатом. Эстафету тоже выиграли с преимуществом в пять метров. Старший тренер сборной области включил Виктора в команду для участия в Спартакиаде народов СССР и поздравил Тимофеева с талантливым учеником. А тренер Семынин перестал с Тимофеевым разговаривать, потому что тот «увел» у него отличного баскетболиста. Анатолий Васильевич понял его, когда тренер сборной команды НПИ по ручному мячу Малышев точно так же «увел» Емяшева  у самого Тимофеева. Емяшев попал на тренировку гандболистов случайно и играючи сделал несколько бросков по воротам. То, что это самый быстрый спринтер на Дону, Малышев знал. Но чтобы он умел так бросать по воротам, не ожидал. Тренер сам стал в ворота и попросил Емяшева пробить три пенальти. «Два забьешь – беру в команду». Первый бросок был очень мощным, мяч ударил в перекладину и отлетел почти к противоположным воротам, а два других — такими же мощными, к тому же и точными. Тренер подошел к Емяшеву, пожал ему руку и сказал: «Завтра играем в Ростове». Но тут опять вмешался Королев. Через два дня в Ростове должна была состояться Спартакиада вузов по ГТО, а Емяшев не только входил в сборную НПИ, но и был ее капитаном. Тогда завкафедрой физвоспитания НПИ Скобцов нашел компромисс. Он предложил: «Емяшев поедет на соревнования в Ростов, а потом сам решит, каким видом спорта ему заниматься».

Многоборье ГТО – это вообще был вид спорта для Емяшева. В стометровке ему не было равных. В метании гранаты коридор заканчивался на отметке «60 метров», а Емяшев метал ее на 70 метров. Плавание на 100 метров – это был тоже его вид спорта. Самым слабым местом была стрельба, но и тут он показал отличный результат – 86 из 100. В результате многоборья Виктор победил с большим преимуществом. Ректор Фролов долго жал руку Емяшеву и напоследок спросил, какой вид спорта он выбирает. Было еще несколько видов спорта, где Виктор мог бы добиться успеха. Например, настольный теннис и шахматы.

На тренировку Емяшев пришел к Малышеву. Это был его выбор. И тренеры забыли все обиды. В Спартакиаде института за свой химфак он бегал, плавал, играл в баскетбол, стрелял и играл в шахматы. А в гандболе прошел путь — от игрока до играющего тренера, просто тренера, ветерана  — длиной в 45 лет.

ОН  БЫЛ  СЧАСТЛИВ  ВО  МНОГИХ  ВЕЩАХ

Иван Чамлай, ученик, друг и почти родственник Виктора Емяшева:

«Я знаю Виктора Ивановича Емяшева с 1979 года, когда я поступил в НПИ, а Виктор уже тренировал сборную по гандболу и работал доцентом на химфаке. Я тоже занимался ручным мячом. Играл с Виктором Ивановичем в одной команде. С первых дней знакомства у нас сложились дружеские отношения. Когда я закончил институт, он предложил мне остаться на кафедре физвоспитания, и с 1985 года я тренировал команду по гандболу и работал на кафедре физвоспитания. А наши отношения переросли в близкие, родственные. Виктор Иванович стал крестным моего сына Васи, его жена Ольга Георгиевна – крестной моей дочки Маши, а моя мама – крестной Виктора Ивановича.

Всю жизнь на кафедре прожили вместе и ушли с кафедры вместе. Виделись чуть ли не каждый день. Он был требовательным, любил дисциплину, исполнение поставленной цели. Но был и чутким очень, откликался на все жизненные проблемы. Это его и привело к депутатской деятельности в 2001 году. С этого же времени я был его помощником. Свободное время Виктор Иванович проводил в основном с друзьями. Это было дружеское общение. Играли в шахматы. Виктор не был заядлым охотником или рыбаком, но иногда мы и рыбачили, и охотились. Он был общительным человеком. Было очень много друзей везде – и где рос, и где учился, и где работал. В компании Виктор Иванович был душа, тамада, задавал тон встрече. Всегда был в центре внимания. У него были глубокие познания, его слушали с интересом, с ним было весело и приятно, и шутки его были уместные и добрые. Был ли он счастливым человеком? Да, да, да! Он был счастлив во многих вещах. Главное для него была семья. Это был приоритет. Ради семьи он разбивался в лепешку. Счастлив был в семье, любил безумно своих девочек – жену, дочку, внучек. Счастлив был в общении с друзьями, коллегами. Ему бы поберечься, уделить себе внимание, но это не стиль Виктора Ивановича. Не мог себе позволить, не выносил свои личные проблемы за пределы семьи. Если бы он занимался только своими делами, может быть, прожил бы подольше. Емяшев стоял на позиции справедливости и отстаивал свою точку зрения и интересы граждан, что шло во вред лично ему, но он не мог поступить не по совести».

ПЕРЕДРЯГИ  ВСЕГО  ГОРОДА  ПРОПУСКАЛ  ЧЕРЕЗ  СЕБЯ

Александр Венедиктов, друг:

«Наша дружба длилась больше двух десятилетий. И я, и он окончили НПИ. Всегда находили общий язык, как это бывает среди нормальных людей, а Виктор был не просто нормальным, а очень хорошим человеком. Это не только мои слова. Даже жулики, которых он клеймил позором, в глубине души понимали, что он прав. Редко кто мог задавать неудобные вопросы, а он мог. И поэтому он был в опале. Нормальные люди его понимали, НПИ-шники его очень любили. Это не так часто происходит в отношении депутатов. Никогда не был ни ручным депутатом, ни статистом. Если имел возможность, помогал. Передряги всего города пропускал через себя. Никогда не был равнодушным. Мы удивлялись: Виктор за все хватался. И то, что горожане хотят сделать его почетным гражданином города, это абсолютно правильно, заслужил. Жалко только, что не при жизни. Его семье льгот никаких не надо, а память о нем должна остаться. Хороший был человек во всех отношениях. Интересный рассказчик, знал много историй. Дочку, внучек любил. Не курил. Вел аскетический образ жизни. Любил борьбу, не пасовал перед трудностями. А своей прямотой был неудобен».

ПРИНИМАЛ  УДАР  НА  СЕБЯ

Спустя десятилетия становится понятно, как много сделал для развития гандбола в Новочеркасске Виктор Иванович Емяшев. Это вообще тема для отдельной статьи в профессиональном спортивном журнале. Емяшева называют «отцом новочеркасского гандбола».

В середине жизненного пути он поменял профессию, вернее, сделал  профессией свое увлечение, свою страсть. Перешел на кафедру физвоспитания и закончил факультет физвоспитания Ростовского пединститута. В гандбол играл сорок пять лет. Его энергия и напор заводили всю команду. Мог сыграть хорошо везде, в любом амплуа. Последние годы был играющим тренером. Любил руководить, требуя сыграть ту или иную комбинацию. У него была травма плеча правой руки, он не мог сделать сильный бросок. Поэтому был линейным игроком. Ставил противнику заслон и принимал удар на себя, чтобы дать возможность атаковать товарищам. Это очень тяжелая работа – быть всегда в соприкосновении с противником, среди соперников, во вражеском стане. Зато дает возможность товарищам выйти на удобную позицию для результативного броска. А если вдруг соперник успевает помешать, игрок линейки выбирает позицию, удобную для броска, нападающий передает мяч ему, и он с линейки атакует ворота противника. Вот что такое линейный игрок, рассказал Иван Чамлай.

Поэты посвящали Емяшеву стихи. Депутату. Обычно поэтов не вдохновляют депутаты, при всем уважении и к тем, и к другим. Стихотворение  В. Рыжкова называется «Неручной «ручник». Там есть такие строчки: «Ручным он не был никогда». А его друг  Осадчий писал о нем: «Любят его в нашем городе люди. Он прикоснулся ко множеству судеб…»

Марина КОРВЯКОВА