Сегодня: 19 апреля 1088, Четверг

Нашим постоянным читателям, как взрослым, так и совсем юным, известно, что с 1 сентября 2014 года в рамках проекта «Права ребенка — от осознания к реальной защите», реализуемого при поддержке Президента РФ В.В. Путина, работает Детская юридическая консультация. Такие мероприятия, как выездные беседы со школьниками, устное и письменное консультирование детей и взрослых проводят адвокаты Новочеркасского филиала № 2 Ростовской областной коллегии адвокатов № 2 Наталья Ивановна Плахова и Лариса Николаевна Соломенникова.

Мы встретились с ними и попросили рассказать о результатах  работы ДЮКа, успехах и трудностях в работе с детьми. Вот что у нас получилось.

— Каковы общие результаты работы ДЮК за сентябрь-январь? Сколько встреч было в школах и библиотеке? Сколько людей пришло на консультацию?

Л.Н. Соломенникова:

Лариса Соломенникова

Лариса Соломенникова

— За этот период нами было проведено в общей сложности 14 выездных мероприятий в форме беседы и игровой форме с учениками городских школ №№ 1, 5, 9, 12, 15, 24, 20, школы-интерната № 28. В основном беседы проводились в самих школах, а также на базе  Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара, которой мы очень благодарны за долговременное и успешное сотрудничество и большой энтузиазм.

На выездных мероприятиях нами предлагаются к обсуждению различные темы, такие как «Основные права и обязанности», «Мои права в семье. Ответственность родителей и детей», «Могу ли я работать, где и сколько», «Защита прав ребенка и обеспечение безопасности в школе, дома и на улице» (в форме ситуационной игры), «Преступление и наказание. За что я в ответе» с демонстрацией фильма «Клетка» о жизни подростков в исправительной колонии, а также освещаем другие темы и вопросы, которые волнуют нынешнюю молодежь.

Важно отметить, что нами разработана очень интересная новая форма общения с детьми и подростками. Это так называемые конфиденциальные консультации через систему «почтовых ящиков», установленных в библиотеке им А. Гайдара. Как они работают? Любой ребенок, да и взрослый, при желании, может оставить свой письменный вопрос, опустив его в ящик для вопросов, и через некоторое время получить письменный ответ на него от юриста в запечатанном конверте из другого почтового ящика для ответов. По такому же принципу мы работаем и с письменными вопросами детей, полученных на выездных встречах. Использование этого метода общения с детьми позволяет добиться наибольшей искренности в вопросах, получить именно те вопросы, которые действительно волнуют конкретного ребенка. Ведь в аудитории он может постесняться задать тот или иной вопрос, боясь насмешек, придирок сверстников, а может, в некоторых случаях, и учителей. Мы надеемся, что такая форма индивидуальных консультаций приведет к хорошему результату.

За 5 месяцев работы ДЮКа нами подготовлено 67 письменных ответа и 2 ответа по е-mail . Основные вопросы касаются прав ребенка в семье, ответственности родителей за детей, трудовых прав несовершеннолетних, ответственности за преступления, ответственности учителей за грубое отношение к ученикам, обязательности ношения школьной формы,  прав ребенка по распоряжению имуществом, приобретенным родителями, законов, которые  необходимо знать.

Кроме того, по пятницам с 10 до 14 часов мы ведем прием в редакции газеты «Частная лавочка». На прием могут прийти как ребята, так и их родители, учителя, все желающие получить бесплатную юридическую консультацию по «детскому» вопросу, а также по вопросам, касающимся проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За период работы Детской юридической консультации юристами проекта принято 17 человек  (взрослых) по таким вопросам, как  алиментные обязательства супругов, детей, определения места жительства ребенка, изменения фамилии, имени и отчества ребенка, льгот малообеспеченным семьям, уголовной ответственности в отношении  ребенка, лишения  родительских прав, гарантий родителям, воспитывающим детей, при увольнении в связи с ликвидацией предприятия, определения порядка пользования жилым помещением и др.

—  Какие основные вопросы задают ребята? Можно ли их как-то разделить по возрастам (например, 5-классников волнует то-то, а старших школьников — то-то)?

Л.Н. Соломенникова:

— Ребята задают очень разные вопросы, затрагивающие практически все отрасли права. И о наследстве тоже спрашивают. И очень часто.

Да, наверное, можно сгруппировать вопросы по возрастным категориям. Младшеклассников волнует общая несправедливость, если можно так выразиться. Запрет на использование стадиона для занятия спортом, например; наличие на улицах бездомных людей и т.п. От учеников 5-8 классов больше всего поступает вопросов об отношениях «ученик-учитель». Здесь очень настораживает увеличивающаяся тенденция в количестве вопросов, связанных с оскорблением учеников учителями и применением к ним физической силы в той или иной степени. Например, в одной из городских школ уборщица помещений выражается в отношении учеников нецензурной бранью, а администрация на жалобы учеников сообщает, что уволить ее не может, так как некому будет убирать школу.

Ребята открыто говорят о своих проблемах, видят ответные реакции взрослых людей и не всегда их понимают и соглашаются с ними. Также подростков в этом возрасте очень волнуют отношения с родителями.

Н.И. Плахова:

— Недавно в одной из школ у нас произошла любопытнейшая дискуссия на тему «Родительский контроль или забота». Такой невинный вопрос о том, что мама каждое утро заставляет тебя надевать шапку, чтобы ты не замерз и не заболел, а ты ее снимаешь, как только исчезаешь из поля зрения родительницы, вызвал бурную реакцию мальчишек в классе. Они считают, что это не материнская забота, а именно родительский контроль. Так что пришлось потрудиться, чтобы привести все доводы об обратном. До сих пор не знаю, кто из нас победил.

Наталья Плахова

Наталья Плахова

Старших школьников, естественно, больше всего интересуют вопросы сдачи ЕГЭ, дальнейшего обучения и трудоустройства. Приходишь к ним на беседу с заготовленной темой, а в результате все плавно перетекает в дискуссию об востребованных профессиях, уровне заработных плат и перспективах развития рынка труда.

Да, надо сказать, что все вопросы и ответы на них, которые печатаются в Вестнике Детской юридической консультации «ЮНГА»  — абсолютно живые, правдивые и реально заданные детьми. Ни один из вопросов не был придуман юристами специально для проекта. Рекомендую родителям посмотреть все вопросы, увидеть, наконец-то, что их дети не просто «дети», как многие думают, а ДЕТИ со своим мнением и взрослым отношением к жизни.

—  Легко или трудно работать профессиональным адвокатам с детской аудиторией? Приходится ли как-то подстраиваться, перестраиваться?

Н.И. Плахова:

— Ой, нет, мне очень комфортно общаться  с ребятами, даже порой легче, чем со взрослыми — их законными представителями. Несмотря на засилие всякого рода гаджетов, Интернета и других «железных мозгов» дети остались такими же, как были 12 лет назад, когда мы только придумывали ДЮКа. Ничего не изменилось. Хотя в одном классе после того, как я представилась и рассказала о характере своего визита, молодой человек заявил: «А зачем вы пришли? Вы мне неинтересны. У меня есть интернет, и больше мне никто не нужен. Ни учителя, ни вы. Если у меня возникнет какой-нибудь юридический вопрос, я посмотрю ответ на него в Интернете». Вот такое мнение.  И удручающе небезопасное влияние паутины на нашу жизнь.

—  Можно ли по вопросам ребят определить, что они не просто интересуются чем-то, а то, что эти вопросы вызваны неблагополучным положением в семьях?

Н.И. Плахова:

— Конечно. Именно в вопросах и просматриваются те болевые точки, которые волнуют детей. Сравните два вопроса: «Могу ли я носить в школу вместо черных брюк красные шорты?» и «Как сделать так, чтобы мама не уходила и не бросала нашу семью?». Второй, конечно же, говорит о неблагополучии в семье.

— Были ли вопросы или ситуации, вызывающие тревогу за семьи и детей? Как вы поступали или будете поступать, когда задают такие вопросы?

Н.И. Плахова:

— Да, такие вопросы встречаются. Мы передаем их психологам проекта для дальнейшей работы с этими детьми или их семьями. Ведь мы принимаем участие в большом общем проекте, который связывает несколько некоммерческих организаций и направлен на оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 Интервью взяла

Татьяна Владимирова.

  Встреча с воспитанниками в школе-интернате № 28.