Сегодня:

Зачем идет зритель в театр? За новым сюжетом? Как сказать. За модным покроем платья? Вряд ли. Может, других посмотреть и себя показать? Ну, не без этого, конечно. Но, все же, прежде всего зритель в сем храме Мельпомены жаждет встречи с живой эмоцией. Той самой, что рождается здесь и сейчас, от которой его закостенелое, давно не реагирующее на страсти телесериального «мыла» сердце вдруг сожмется искренним сочувствием на переживания актера или актрисы, а из глаз совершенно непроизвольно выжмется слеза вослед тем светлым слезинкам, что только что скатились по щеке героини.

8 ноября в день 150-летия великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской, «чайки русской сцены», как писали о ней при ее жизни, и чье вот уже полвека носит наш Новочеркасский театр драмы и комедии, публику ждала двойная порция эмоций. Здесь, где на подмостках  новочеркасской сцены  некогда начала свою блистательную театральную карьеру выдающаяся дебютантка, давали премьерную постановку  знаменитой пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». А роль Ларисы Огудаловой стала знаковой в исполнении Веры Федоровны.  Стоит ли удивляться, что в честь ее юбилейного дня рождения театр поставил ту же пьесу? Идея выбора «Бесприданницы», безусловно, лежала на поверхности. И промаха не случилось. Театр выстрелил «в десятку», попав в яблочко зрительских сердец. Прошел уже пятый премьерный показ, а залы полны, как в первый раз, и публика вновь роняет слезы, сопереживая истории Ларисы Огудаловой, которая любила, но не вышла замуж.

Говорят, дорога ложка к обеду, а статья о премьере – сразу же после оной. Но жизнь спектакля, начавшись премьерным показом, затем продолжается. Спектакль, как говорят на театре, постепенно набирает, а актеры совершенствуют свои роли. Режиссерский рисунок еще предстоит наполнить живой кровью чувств и эмоций, что-то проверить на публике – принимается или нет. Что-то смикшируется, уйдет, что-то неожиданно прибавится, и спектакль, скажем, пятый будет заметно отличаться от первого. Так что не поздно и теперь порассуждать и поделиться впечатлениями на тему «Бесприданницы» в столице донского казачества.

Уже купленная перед спектаклем программка настраивала на нужный лад. Изображенная на ней романтического вида девица конца XIX века витала в своих солнечных мечтах, не замечая собирающихся над нею тягучих темных туч. И глубины волн под нею тоже не сулили ничего хорошего в девичьей судьбе. Как и тот бумажный кораблик с надписью «Ласточка», уплывающий вдаль. Вот она – доля бесприданницы, как бы говорил нам дизайн программки.

Сценографическое решение спектакля также отражало идею постановки (художник-постановщик Степан Зограбян). В центре сцены располагалось огромное колесо-помост, колесо-причал, колесо – высокий береговой откос, с которого так любит Лариса смотреть за Волгу. И оно же – колесо судьбы, которое движется и влево, и вправо, примеряясь, чтобы раздавить вскоре жизнь Ларисы. Именно у его подножия ставит режиссер финальную сцену с выстрелом Карандышева. А верх колеса украшает надпись «Парадизъ», что значит «рай». Но не всем, далеко не всем в этом раю купцов и судохозяев уготовано место. Жалких чиновников, бесприданниц и ничтожных актеров здесь не жалуют. А если и принимают, то для собственного развлечения, не считаясь с их чувствами. Замечательный пример тому – история провинциального актера Робинзона (отличная  сценическая работа  Олега Хаустова).

Спектакль выстроен режиссером-постановщиком Игорем Черкашиным по классической схеме, никакого андеграунда и наворотов, никакого минимализма. А.Н. Островский, надо полагать, остался  бы доволен. Правда, с припрыгивающими отчего-то парочками прогуливающихся горожан и неожиданными подскоками Кнурова и Вожеватова, купцов, себя уважающих, можно поспорить – столь ли они необходимы? Впрочем, каждый  режиссер имеет право на свой взгляд, свою трактовку и на изюминку в ней. Так, может, эти загадочные телодвижения и есть сия изюминка? Да вот еще не совсем вяжется с образом важного самодовольного купца Кнурова – хозяина здешней жизни то, что он вдруг ни с того ни с сего в доме Огудаловых в присутствии хозяйки плюхается на диванчик, оборачиваясь к ней и залу пятой точкой. Конечно, актер (засл. артист  РФ Александр Коняхин) тотчас отыгрывает ситуацию, оправдывая поступок своего персонажа, мол, в запале это я,  так, нашло, мол, что-то…  И хозяйка Харита Игнатьевна (засл. артистка РФ И.Шатохина) принимает как должное столь странный финт.

Интересно выстроен свет в спектакле (художник по свету Ирина Вторникова).

В теплой, сливочно-песочно-золотистой цветовой гамме решены костюмы персонажей пьесы. Но этот светлый беж купеческих брючных пар, сюртуки цвета кофе с молоком, бронзовые оттенки юбок Хариты Огудаловой и белые изящные одежды ее дочери только еще сильнее контрастируют с той трагедией чувств и судьбы героини спектакля (художник по костюмам Наталья Земалиндинова).

Конечно, наполняет  ткань спектакля особым содержанием музыка, воздействуя на подсознание, вытягивая какие-то новые смыслы. Грустит на волжском берегу Лариса, и мелодия столь же нежна и печальна. Разрывает камерную атмосферу   рьяный пляс цыган, осчастливленных приездом «тароватого» барина. И это оправдано. Вместо классического, вписанного в текст пьесы самим автором  цыганского романса «Не искушай», композитор выбирает для Ларисы романс «Ночь светла», который звучит в устах бесприданницы как предчувствие, что эта прекрасная ночь – ее последняя ночь счастья. Утро же принесет ужасное отрезвление и боль. А в финале воспоют, покрывая звук зловещего выстрела, радостные детские голоса, своим светлым беспечальным «ля-ля-ля» покрывая свершившееся, подчеркивая непоправимость его и унося душу бедной мученицы в горние выси вечной любви. Ее путь на земле пройден. (Удачное музыкальное решение композитора из Тюмени Игоря Лебедева).

Обычно на театре как? Есть в труппе актер, которому по силам роль Принца Датского, значит, будет в репертуаре «Гамлет». Есть исполнительница на роль Ларисы Огудаловой, появится на подмостках «Бесприданница». В нашем театре играть эту классическую роль режиссер доверил сразу двум актрисам – в очередь. Кроме того, есть дублеры на роли Паратова, маменьки Огудаловой, тетки Карандышева, слуги Ивана. Я видела оба состава, расскажу о наиболее запомнившихся.

Как-то так сложилось, что мы привыкли жалеть бедную бесприданницу, любовь и жизнь которой разбиты из-за отсутствия денег. Но так  ли уж достойна она нашей жалости? Мы узнаем, что она, понуждаемая матерью, ищущей выгодного замужества дочке, любезничала с недостойными кандидатами в женихи, потом полюбила всем сердцем «мудреного» Паратова, найдя в нем идеал мужчины, и была им через два месяца брошена. Но глаза ее на всю скверность и даже подлость его поступка так и не открылись. Решившись выйти за бедного нелюбимого чиновника, Лариса Елены Тоцкой не смирилась, она только ломает себя, чтобы оправдать в глазах других свой жалкий выбор. А внутри нее бушуют страсти. Но и повторно и уже окончательно кинутая вернувшимся  всего на один день Паратовым, Лариса Тоцкой не бросается от обиды и унижения в Волгу, как она только что возвышенно вещала Паратову. Нет, она не ищет смерти. Она  сама так же жестока со своей «соломинкой» — Карандышевым, любящим ее искренне и вновь протягивающим ей руку поддержки. Оскорбляя и унижая презрением несостоявшегося жениха, достойная дочь своей купеческой, торгашеской по сути семьи, Лариса и в, казалось бы, неизбывном своем горе успевает увидеть и понять свою выгоду и готова идти в богатые содержанки к Кнурову. «Я любви искала и не нашла. Так буду искать золота», — бросает она тому, кто любит ее самозабвенно. Но не эта, не такая любовь нужна нашей бесприданнице. Так стоит ли жалеть, что возмездием за торгашеский выбор станет ей смертельный выстрел? Но если веришь, что Лариса в исполнении Тоцкой готова кинуться в золотую клетку содержанки, то Лариса в исполнении Виктории Шатохиной, хоть и кричит об этом Карандышеву в отчаянии своего оскорбления, но она скорее рванется сейчас с обрыва и разобьется, утонет, чем  продаст и осквернит себя. Убивать себя богатством и мучиться сытостью она точно не будет. Эту Ларису как-то более жаль. И выстрел ей – награда, а не возмездие. Лариса В. Шатохиной более резкая, более пылкая и смятенная, плохо скрываемые чувства обиды сжигают ее. Но и она жалеет только себя. И если с Сергеем Сергеичем она еще пытается сохранять оскорбленное достоинство: «Подите, я сама об себе подумаю»,  хотя любимый ею человек бесстыдно бросил ее из-за миллионной невесты, то жалость нелюбимого Карандышева оскорбительна для гордыни Огудаловой, нестерпима до какого-то звериного рева и рыка. Даже оторопь берет – ужели такова могла быть бедняжка бесприданница?! Однако и такая трактовка роли имеет право на существование.

Мы не видели и никогда не увидим, как играла эту роль великая Комиссаржевская. Письменные свидетельства современников и театральных критиков всегда субъективны и не заменят собственного впечатления. Но к иным мнениям стоит прислушаться. Поэт Александр Блок, видевший Веру Федоровну в роли Ларисы Огудаловой, написал: «Она была вся мятеж и вся весна». Новое время диктует новым актрисам возможно иной взгляд на эту классическую роль. Но к блоковской чеканной формулировке образа бесприданницы, думаю, стоит стремиться. Чтобы достойно провести ее между Сциллой и Харибдой крайностей – прожженной акулы наживы и бестелесной голубой героини.

Не могу не сказать хотя бы немного о других персонажах трагикомедии. Разоряющийся купец Паратов в исполнении Эдуарда Мурушкина фатоват, мужланист. Да, он живет с шиком, мотоват, как узнаем мы о нем со слов Кнурова и Вожеватова, но модам Сергей Сергеич не внемлет, не фасонит – заправил брючины белого шикарного костюма в голенища рыжих сапог и комфортно себя чувствует. Внешне Паратов (Мурушкин) вполне тривиален. У него нет восхитительных михалковских усов, разящих наповал любое женское сердце, нет манер местного казановы. Энергия, темперамент, даже гонор – вот  козыри его обаяния. Но для Ларисы он стал идеалом мужчины. И с этим убеждением она готова умереть. Что примиряет с ним, так это его мнение о себе: «Врожденного торгашества во мне нет». Значит, подспудно понимает, что сие качество дурно. Но все же устоять перед выбором – любовь к бесприданнице или золотая, хоть и нелюбимая, невеста, не сможет и он, продаст себя с потрохами-уж больно велико искушение. Мурушкин играет Паратова напористо, сочно. Веришь – такого полюбить еще как можно. И даже первую измену ему простить. Но вот вторую, окончательную?..

Любит ли он Ларису? И да, и нет. Любовь его самолюбива. Узнав, что брошенная им девушка выходит замуж за другого, он не может скрыть, что его чувство собственника уязвлено, и лишь одно волнует – осталась ли сердцем верна ему Лариса. «Ишь, заметался, — удовлетворенно заметила сидящая сзади меня зрительница. – Зацепило…». Паратов  Мурушкина негодует, ревнует, мечется до тех пор, пока не узнает – любит его Лариса, все простила и готова за ним хоть на край света. Самолюбие купца удовлетворено. И тотчас же звучит отповедь бесприданнице: «В любви равных нет». Ей бы прислушаться, понять. Но не судьба. Лариса, «словно бабочка к огню», летит навстречу своей гибели.

Еще один, несомненно, главный герой пьесы – Юлий Капитонович Карандышев, жених Ларисы – именно так играет своего героя актер Игорь Лебедев. Его Карандышев не глуп, однако, понимая, что Лариса не любит его, старается всех, а главное – себя, убедить в обратном.

(Окончание на стр. 10).

(Окончание. Начало на стр. 9).

 

 

Хлопоты со званым обедом, приглашение именитых гостей и самодовольное пускание пыли в глаза – и мы, де, не лыком шиты – смешны и жалки в исполнении Лебедева. Но нет-нет, да и прорвется хорошо скрываемая боль понимания – она не любит. И вряд ли сможет его полюбить. Когда же невеста сбегает прямо из дома несостоявшегося жениха  с  другим, какая пылающая жаровня чувств вдруг обнаруживается в сердце страдающего ничтожного человечка. Какая гамма переживаний раздирает сердце его и зрительские, сочувствием откликнувшиеся души. Игорь Лебедев, актер милостью Божьей открывается нам с совершенно неожиданной стороны. И я совершенно согласна с той юной чернявой студенточкой, сказавшей после премьеры своей подружке: «Лебедев вообще выше всяких похвал!». Ларису Е. Тоцкой   Карандышев-  Лебедев несомненно переиграл. Лариса В. Шатохиной затмить себя не дала.

Рядом с ним отличная актерская команда. Убедителен в роли купчика Вожеватова Алексей Ситников. Его Василий Данилыч – пока попросту еще для той же Ларисы «Вася», улыбчив, контактен, где-то и развязен, даже легковесен – до определенных границ. Когда же дело коснется выгоды – он своего не упустит. А как в пору войдет, по словам содержателя кофейни Гаврилы (засл. артист РФ Александр Иванков) да заматереет, такой же идол станет, как самодур — богатей Кнуров. Пока же Василий Данилыч  только разминает свои потребности в помыкании людьми, только примеряется – сколько дать, чтобы не передать. «Каждому товару – своя цена», — в этом он уверен. Вожеватов  Ситникова обаятелен во всем – играючи унижает он заштатного актера Робинзона, пользуясь его слабостью к «зеленому змию». Охотно участвует в мести Паратова Карандышеву. Легко разыгрывает Ларису в орлянку, хотя эта девушка, вне сомнения, ему весьма нравится. Но сердце его молчит, слышен только голос наживы.

Купец Кнуров в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Коняхина будто только что сошел со страниц пьесы Островского. Да и кому же было сыграть его на новочеркассской сцене, как не этому матерому Актеру Актерычу? Коняхин верен себе, и потому его Кнуров в меру гордый и самодовольный купец и в меру сладострастный немолодой господин, для которого «невозможного  мало». Его сцена с маменькой Ларисы смотрится на одном дыхании. Каждый  хочет поиметь с другого по полной: купец – купить, пусть и бесстыдно, мать – продать, закрывая глаза на будущий грех дочки. Он не на шутку увлечен молодой бесприданницей и готов сделать все, чтобы ее заполучить. Однако недолго стоит он над телом убитой Карандышевым  Ларисы. Девицу не вернуть, значит, нечего терять время, оно — дорого. И впереди еще много таких же легкокрылых ларис, которые будут готовы залететь в его сети.

Тетка Карандышева Ефросинья Потаповна, сыгранная всегда интересной мне актрисой Ольгой Барковой, естественна, простодушна и доверчиво делится с дамами Огудаловыми — уже как с родными – тем, что не может ее не занимать — подсчетами о дороговизне заданного племянником обеда — не по средствам, мол. Но с каким надменным пренебрежением слушает ее старшая Огудалова (И. Шатохина), как язвит ее за эту кажущуюся ей ничтожной мелочность. Сама–то она в отличие от Карандышевых платит за даваемые обеды не собственными деньгами, а легкими, получаемыми от Кнуровых – Вожеватовых. Тетка (О. Баркова) волнуется за своего племянника, а узнав о бесстыжем бегстве его невесты прямо от стола с соблазнителем, искренне, хоть и безмолвно переживает этот свалившийся на них неслыханный позор. Тетка же в исполнении Ольги Ситниковой  навязчиво суетлива и прямо  таки карикатурна, а в своем неосознанном  стремлении потянуть одеяло зрительского внимания на себя выбивается из общей тональности единого актерского ансамбля.

Мать бесприданницы также играют две исполнительницы. Харита Игнатьевна заслуженной артистки РФ Валентины Иванковой попроще будет. Жизнь ее уже помяла, побила. Безденежье и постоянные ловкие хитрости, чтобы добыть средства к существованию, утомили. Потому и готова ее Харита, дама из «порядочной купеческой семьи» буквально опуститься на колени перед вознегодовавшим на жениха Ларисы богатым Паратовым – лишь бы избежать скандала, сохранить хоть такого жениха. В этом видит она свой материнский долг. А вот Огудалова в исполнении заслуженной артистки РФ Ирины Шатохиной совсем иная. Эта – себе на уме: она и гранд-кокет, и предупредительна с  сильными мира сего, если от них  ждет выгоду, и наив разыграет – дорого не возьмет. Эта маменька только на словах  готова  на колени кинуться перед Паратовым, а на деле достоинства купеческого не уронит. Хотя и учит дочь, что надо не бояться унизиться смолоду, чтобы затем пожить  «по-человечески», то бишь  сладко. Желает ли она добра дочке? Безусловно. Только сегодня она видит его в том, чтобы слушать прямые намеки Кнурова на грядущую судьбу Ларисы, как его содержанки. А назавтра — в том, чтобы отпустить дочь в ночь с кажущимся более выгодным кандидатом в мужья Паратовым. Потому в финале и остается она да еще бессчастный Карандышев у тела бездыханной Ларисы, когда все участники трагикомедии, сбежавшиеся на выстрел, увидев, что все кончено, расходятся. Интерес их удовлетворен, а мертвая бесприданница еще менее нужна кому бы то ни было. Только тем, кто любил ее, пусть и не безупречно, но искренне – несостоявшемуся жениху и матери. Они — последние, кого видит зритель перед закрытием занавеса. Грустный «Парадизъ». Финал. Аплодисменты и возгласы «Браво». Спектакль более чем достойный.

Вообще, я люблю послушать, что говорит публика, покидая зрительный зал после успешного спектакля. Вот три дамы в возрасте воодушевленно обсуждают увиденное. «Ну что она все время с надрывом таким играет? Это неестественно. Коробит. (Речь об одной из исполнительниц роли Ларисы). – Вот другая мягче, приглушеннее, а забирает больше». И становится понятно, что театралки сходили на «Бесприданницу» дважды, чтобы, как минимум, сравнить игру обеих молодых актрис, как максимум – еще раз приобщиться к искусству театра. Или вот пожилой мужчина, ровесник сценическому Кнурову, отвечает на вопрос дочери – как ему постановка: «Нда, человеческие страсти…  Вон еще когда написано. И сыграно с чувством».

И, добавлю я, по-прежнему актуально и свежо это повествование, как и почти полтора века назад. И так же трогает наши сердца.

Лариса Лиховидова, член Союза журналистов России.