Сегодня:

«Созвучие»:  крепкая  семья  —  творческая

Мы уже писали о том, что 14 ноября в Новочеркасске пройдет Межмуниципальный форум «Роль НКО в профилактике социального сиротства, поддержке материнства и детства». Проект, разработанный Региональной общественной организацией психологов и социальных педагогов «Анима», получил поддержку Администрации Ростовской области, Администрации и Общественной палатой города Новочеркасска.

Форум будет способствовать формированию круга социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые обладают профессиональными навыками и другими ресурсами для эффективной деятельности в сфере профилактики социального сиротства.6,142

Сейчас, при подготовке к форуму, в общую копилку собирается информация о положительном практическом опыте всех, кто работает в данном направлении, а распространение лучших практик станет, безусловно, одним из самых эффективных способов, которые позволит добиться снижения уровня сиротства.

Мы познакомим наших читателей с некоторыми из хороших наработок самых различных организаций.

 

Инновационный проект «Созвучие» — как форма построения пространства социокультурной преемственности.

 

Социокультурные потрясения, переживаемые современным обществом, нарушили основной механизм исторического процесса смены поколений, который обеспечивал развитие и воспроизводство культуры, а также  развитие личности как субъекта культуры и собственной жизни. В результате произошло отчуждение традиций от современности, ребёнка от культуры. Эти проблемы привели к кризису семьи и семейных ценностей.

Семья является важнейшим базовым социально–воспитательным  институтом, от состояния которого, нравственно–психологического климата в нём, во многом зависит формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни. В ХХ столетии семейные традиции в воспитании значительно утратили свой авторитет, обесценились. В соответствии с идеологической концепцией советского общества, семье отводилась роль дополнительного социального института, который должен был содействовать решению основной задачи – подчинению личности интересам государства. Семья выступала в роли как бы стороннего наблюдателя, в то время как иные государственные институты стремились вносить главный вклад в воспитание детей, подготовку их к самостоятельной жизни.

 

В начале XXI-го столетия утверждается новая педагогическая концепция. Суть её в том, что ребёнок не должен быть только средством поставленной государством цели, он – самоценная личность, а семья рассматривается как первый и в идеале последний рубеж защиты детей, любви к ним. В процессе социализации семья должна сохранить всё то ценное, что накоплено опытом человеческих отношений.

Принимаемые в последнее время государством меры по укреплению семьи являются актуальными и своевременными, но без тесного взаимодействия образовательных институтов с семьёй кризис не может быть преодолён. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно это касается детей младшего школьного возраста. Результат взаимодействия будет наиболее продуктивен, если между родителями и учителями установятся доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие все стороны обучения и воспитания детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей, укрепляющие семью.

МАОУ ДОД ЦЭВД г. Новочеркасска в рамках областной инновационной площадки реализует проект «Созвучие», направленный на работу с семьями обучающихся.

По опросам родителей выявлены базовые ценности, которые они стараются воспитывать у своих детей: уважение к старшим, послушание, умение постоять за себя, чувство собственного достоинства, уважение к людям, вера в Бога. Родители обеспокоены тем, что не сумеют воспитать детей по своему образу и подобию, не сохранят и не смогут создать семейные воспитательные традиции, не смогут удержать детей в семье. Сожалеют о том, что не могут отвлечь детей от увлечения рок-музыкой, поп–артом, компьютерными играми, секс–продукцией, наркотиками. Родителей беспокоит, что дети могут быть вовлечены в деятельность различных молодёжных движений с асоциальной направленностью, религиозные секты.

По результатам диагностики была определена цель проекта «Созвучие» – укрепление института семьи,  укрепление межпоколенческих связей, передача опыта старших младшим посредством осуществления совместной художественной творческой  деятельности.

Оригинальность проекта «Созвучие» определяется выбором музыкальной культуры как средства общения, художественного языка построения партнёрских взаимоотношений. Музыку  называют языком чувств. Воспитание чувств – основа воспитания нравственной культуры личности. Основа российской ментальности – союз Добра (нравственности) и Красоты (эстетики).  Россия всегда славилась своей музыкальной культурой, народной, светской, церковной. Традиционно начальное музыкальное образование востребовано в обществе как одна из составляющих классического образования ребёнка.  Педагоги — участники проекта выяснили, что особенностью родительского социального заказа на современном этапе является не столько  обучение музыкальному ремеслу (овладение игрой на инструменте), сколько желание дать ребёнку музыкально–эстетическое развитие как основу духовно–нравственного становления личности, как своеобразную культурную прививку, которая сможет уберечь его от соблазнов современного общества.

Собрав впервые семьи учащихся в «Семейной гостиной», мы пели любимые песни разных поколений. Пели бабушки с дедушками, мамы и папы, ребята, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах. Так состоялся наш первый социокультурный диалог на языке музыки о Доброй Красоте…

За время реализации проекта мы провели целый ряд «Семейных гостиных» разнообразных по тематике, количеству и составу участников. Это позволило создать тёплую непринуждённую обстановку домашнего музицирования, включить в творческий процесс семью воспитанника (игры, конкурсы, пение и инструментальное исполнение музыкальных произведений всеми членами семьи). Установился хороший диалог между семьями разного социального положения и разных национальностей. Мероприятия способствовали развитию культуры речи и творческой фантазии воспитанников. Партнерские отношения установились между педагогами и родителями, формируется единая воспитательная среда…

Рост числа семей, желающих принять участие в семейных гостиных, повышение профессиональной компетенции педагогов, привлечение новых партнёров позволило нам перейти к более сложной и интересной форме социокультурного диалога –  «Семейным балам».

Началось всё с семейной гостиной «Вы поедете на бал?». Семьи наших учащихся ответили дружным «Да»! Большое количество участников (более 100 человек) едва вмещал паркетный зал Центра эстетического воспитания. В программе – увлекательный рассказ в стихах о бальной культуре прошлого и настоящего. Концертные номера состояли из старинных и современных танцев, исполняемых солистами и танцевальными коллективами. Звучали голоса клавесина и фортепиано, ригодон сменял менуэт, вальс —  польку. Как и полагается на бале, Золушка танцевала в хрустальных туфельках, менуэт–дефиле позволил всем желающим продемонстрировать бальные наряды. Мастер–класс современного бального танца убедил всех в необходимости учиться танцам, и все жаждущие учиться получили первый урок в виде забавного конкурса с призами.

Бал продолжили семейные вокальные дуэты. Полька на музыку И. Штрауса была очаровательно исполнена мамами и дочками,  русский лирический собрал в общий круг, внучек, дочек, бабушек, мам, а папа грациозно и очень нежно вёл в танце светившуюся от счастья дочку…

Как и полагается, бал закончился общим танцем «Гросфатер», который можно было танцевать, даже не вставая со стула. Вот уж было веселье, когда рядом с дедушкой,  сидя на стуле, радостно хлопал и задорно топал в такт его шестилетний внук!

Привлечение новых партнёров, таких, как Центральная детская библиотека им. Гайдара, некоммерческая общественная организация «Анима», а также работа с семьями учащихся позволили увеличить количество семей, участников семейных балов, а также сменить место их проведения. Новый семейный бал «Зимние забавы»  был посвящён традициям Рождества. Он проходил в историческом зале бывшего Офицерского собрания г. Новочеркасска (ныне зал принадлежит городской Центральной библиотеке). Специально отпечатанные пригласительные билеты и программки бала, атмосфера зала, бальные платья разных эпох, ёлочки, украшенные самодельными игрушками в русском стиле, рассказ о праздничных традициях, музыка – все это способствовало воссозданию атмосферы великолепного прошлого, так живо и непосредственно принятого настоящим.

Сколько было радости, когда игрушки, украшавшие рождественские ёлочки в качестве памятных сувениров, были розданы всем участникам бала!

 

Продолжая работу над совершенствованием технологии создания творческой площадки, мы определили уровни вовлечения семей в совместную деятельность:

начальный — посетили бал как зрители; средний — участвовали в подготовке сувениров, костюмов, элементов сценария и т.д.; высокий — стали непосредственными участниками, т.е. танцевали, принимали участие в играх и конкурсах.

После Рождественского бала мы выявили следующее соотношение уровней участия семей: начальный – 48%; средний – 26%; высокий – 26%. Задачей  следующего  этапа стало увеличение числа семей с высоким уровнем участников.

Начиная подготовку к следующему балу, посвящённому Дню матери, мы пригласили семьи на танцевальную подготовку под руководством танцмейстера.  Педагоги, включённые в инновационную деятельность, подготовили к балу инструментальные и вокальные семейные дуэты. Дальнейшее совершенствование программы балов позволило включить в сценарий музыкальные игры, участвовать в которых могли все желающие и без танцевальной подготовки. Проделанная работа увеличила процент семей с высокой степенью участия до 85%.

Всего семейные балы собирают около 240 человек.  Во время подготовки к балу было проведено родительское собрание с привлечением научного руководителя экспериментальной площадки кандидата педагогических наук Т.С. Есаян на тему «Воспитательное значение семьи в современном обществе. Семейные традиции и  воспитание». Консультации психолога получили все нуждающиеся в этом семьи.

В результате инновационной деятельности по построению единого пространства социокультурной преемственности (семейные гостиные и семейные балы) были созданы предпосылки для образования городского семейного клуба. Инициативная группа, включающая 23 семьи и педагоги – участники эксперимента, готовы продолжать деятельность по организации творческого досуга, укреплению внутрисемейного диалога и сотрудничества, межпоколенческих связей, сохранению традиций культуры.

 Марина Некрасова, педагог дополнительного образования.