Сегодня: 20 апреля 1146, Суббота

Мы уже писали об этой выставке. Но повторимся – словами искусствоведа: она того стоит!

Итак, выставка семнадцати  известнейших донских художников в Доме-музее им. М.Б. Грекова: все работы объединены одной темой — морским или водным мотивом.

Родоначальниками марины по праву считаются голландцы. Они не только исколесили всю землю, но и пытались перенести впечатления от увиденного на холсты. Марина сформировалась в Нидерландах в 16-м веке. Безбрежное морское пространство было излюбленным мотивом Яна Перселиса. Многие голландские и итальянские художники позже стали выделять море главным в пейзаже. До этого оно было только фоном исторической живописи.

Преемниками голландцев стали английские живописцы, сформировавшие свою отдельную школу морского пейзажа.

Основополагающую роль в формировании жанра в России сыграли С.Ф. Щедрин, М.Н. Воробьев, И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов.

Один из листов графики крупнейшего русского мариниста И.К.  Айвазовского (1817-1900) присутствует на выставке в музее Грекова. Этот мастер достиг виртуозности в изображении природной стихии. Его многочисленные подготовительные рисунки формировали монументальные сложные композиции, известные сейчас во всем мире. Легкость изображения Иваном Константиновичем стихии в любом состоянии достигалась колоссальной трудоспособностью.

Н.Н. Дубовской: для многих приезжих – он всегда открытие. Но узкому кругу специалистов по изображению водной стихии его имя известно по всем справочникам и энциклопедиям как имя художника-мариниста. В экспозиции на данной выставке его две большие работы расположены на центральной стене. Будущий «мирискусник» Бенуа, переписывавший заново историю русского искусства, Дубовскому отводит роль второстепенного салонного живописца. Он, наверно, не видел этих морских пейзажей. И романтическое стихийное начало, и импрессионистическая лепка мазком — сколько  эмоций и выразительности. Рыбацкая лодка кажется игрушечной скорлупкой по сравнению с волнующейся массой водной стихии.

Дубовской  в начале 20-го века становится руководителем-профессором в Высшем художественном училище Академии. Он выступал со своими маринами в Риме, Мюнхене, Дюссельдорфе, в Париже он был членом жюри.

И.И. Крылов: вертикальное полотно с парусником погружает в настроение свежести и легкого ветерка. Этюд «Половодье» более приземлен и суше по колориту, чем предыдущее полотно.

На выставке много современных художников. Они запечатлели на этюдах и станковых полотнах любимые донские мотивы. Эмоционален по звучанию большой этюд Н.В. Овечкина «На морском берегу». Горячие светлые камни контрастируют с плотным, холодным, темно-синим морем.

Все перечисленные и многие другие прекрасные полотна может оценить зритель, посетив эту небольшую, но интересную выставку.

 Сергей Шабанов, искусствовед.