Сегодня: 20 апреля 9977, Среда

На Всероссийском конкурсе библиотекарь из Новочеркасска попала в двадцатку лучших в стране! Заведующая отделом библиотечной рекламы и дизайна центральной библиотеки им. А.С. Пушкина Ирина Войнова вышла в финал всероссийского конкурса «Библиотекарь года – 2014».

Для того, чтобы выйти в финал, понадобилось написать эссе на тему «Я – библиотекарь». Эссе привлекло внимание жюри, и позади осталось более трехсот соперников…

«Ты библиотекарь? Да нет, ты шутишь. Этого не может быть!». Сколько раз я слышала эти слова… Далее обязательно следует вопрос: «А в библиотеку что, еще ходят?»

Да, дорогие мои. Ходят. И библиотекари сейчас выглядят совсем по-другому. Прощай стереотип женщины неопределенного возраста с пучком на голове и шалью на плечах. Зайдите в любую библиотеку, оглянитесь вокруг. Наверняка уютно, может, не совсем современно, но комфортно и мило.

Тишина должна быть в библиотеке? Да кто такое сказал? Прощай, тишина. Здравствуй, шум, действие, динамичность! Какой век на дворе? Правильно. Сменилось время, поменялись людские потребности, иной стала функция библиотек. И библиотекарь уже не тот. Не успеваешь за временем – все, поезд ушел, ты остался на перроне. Новые технологии, новые возможности, новые книги, авторы… Как все не упустить? Работать в

библиотеке сейчас очень интересно: библиотекарь ведь и тонкий психолог, и организатор, и экскурсовод, и учитель, и сценарист, и даже дизайнер. Все эти навыки хороши, но, в первую очередь, библиотекарь, любящий свою работу, любящий людей, литературу, несомненно, состоится в профессии.

Любите ли вы книги, как люблю их я? Книга – единственное развлечение, заставляющее думать, она воспитывает мышление, фантазию. Поэтому не очень люблю экранизации произведений, редко совпадают они с моим миром фантазий. Новая книга, как новое знакомство: понравится ли, станем друзьями или сроднимся навек, а может так и останемся друг для друга чужими. Поэтому и испытываешь трепет, взяв в руки новую книгу…12,138

Разве могла я подумать в далеком 93–м, что, переступив порог библиотеки, не просто останусь в ней работать, а задержусь на долгие 20 лет. Прошли тяжелые девяностые, пролетали сумасшедшие двухтысячные. И предположить не могла я тогда, несмышленая девочка, когда и компьютеров-то не было в библиотеке, что буду заниматься контент-менеджментом. Сказать проще – наполнением сайта библиотеки. Сейчас я – ответственная за развитие библиотечного веб-ресурса. Почти любому сайту нужен специалист по его поддержке и развитию. А это, скажу я вам, очень увлекательное занятие. Оно всегда держит в тонусе. Помимо внесения и редактирования информации на сайт, знания графических редакторов и умения обрабатывать картинки для сайта, нужны навыки и понимание принципов поисковой оптимизации, знание систем статистики.

«Прикипела душой к бездушной машине», — смеется муж. Согласна, машина-тобездушная, но с ее помощью столько живых эмоций увидят люди. Уже четвертый год в библиотеке новое структурное подразделение – отдел библиотечной рекламы и дизайна. Сколько споров и волнений было с его открытием. Нужен ли? Приживется и будет ли актуальным? Прошло время, и сейчас невозможно и подумать, как без него жили. По счастливому стечению обстоятельств четыре года назад я стала его заведующей. Отдел взял на себя функции дизайна и контент-менеджмента. Как же интересно стало работать! Коллеги кипят идеями: сегодня флеш-моб, завтра — акция в поддержку чтения, затем Пушкинский бал, литературный салон, и так каждый день. А как горожане узнают о библиотечных мероприятиях? Конечно, с помощью рекламы. Вот тут-то мы и нужны. На плечах нашего отдела информационная, полиграфическая, рекламная поддержка. Сотни плакатов сделаны за четыре года, баннеры, вывески, листовки, флаеры, сувениры. Сколько графических программ самостоятельно освоено, сколько книг на тему рекламы перечитано, сколько библиотечных сайтов и блогов пересмотрено… А сколько еще впереди…

А впереди большое будущее, именно сейчас меняются технологии обслуживания. У пользователей появился выбор: прийти в библиотеку за книгой, или самостоятельно поискать ее в сети Интернет. Оба способа хороши, и нашей задачей на сегодняшний момент становится возможность уравнять в правах удаленного пользователя и физически приходящего, дать ему как можно больше релевантной информации, а каким способом это будет сделано — с помощью ли библиотечного сайта или непосредственного контакта — не важно. Главное — достичь цели: полностью удовлетворить запросы наших читателей. А запросы, скажу я вам, непростые, поэтому и учимся сами… Кому хочется в глазах людей

выглядеть некомпетентными? То-то же…

Мое стойкое убеждение — библиотеки будут жить, если будут меняться. В той форме, в которой они существовали, существование больше невозможно. Наверное, сейчас уже не часто можно увидеть читающего книгу в читальном зале или, более того, переписывающего что-то к себе в тетрадь. Разбаловали нас современные технологии…

Нет, это не плохо. Это по-другому. Король умер, да здравствует король! Библиотеки перестали быть эксклюзивом, перестали иметь то, что больше нигде не получить. Информации море: бери, только руку протяни. И библиотеки потихоньку находят себя в ином ракурсе. Теперь это своеобразные социокультурные центры, более современные, более открытые и ориентированные на наши с вами потребности.

Каждое утро, спеша на работу, продумываю план на сегодняшний день: многое нужно успеть, многое сделать. Вчера прошло крупное мероприятие, обязательно информацию о нем нужно выставить утром на сайт, обработать фото, проверить почту, просмотреть план подачи материалов на сайт (вдруг кто позабыл пополнить доверенную ему рубрику), поставить анонсы, проверить, нет ли виртуальных справок, виртуально продлить книги.

Затем фотосъемка, в течение дня много мероприятий, особенно любят фотографироваться дети, обязательно даем адрес сайта — посмотрите на себя. Затем время дизайна. На повестке дня афиши мероприятий, заголовки к выставкам, наглядное оформление библиотеки. Тут уж фантазия — вперед. И откуда она берется, порой сама удивляюсь. «Когда б вы знали, из какого сора….» Ах, Анна Андреевна, все верно.

Недавно освоили изготовление буктрейлеров. Маленький фильм о книге, небольшая ее презентация. Идет всего несколько минут, но можно так заинтересовать пользователя, что разберут рекламируемую книгу на месяц вперед. Теперь в планах изготовление фильмов о любимых книгах.

Столько новых идей, сколькому еще предстоит научиться, освоить новые программы, поучаствовать в проектах, придумать новые акции, жизнь не стоит на месте, а вместе с ней меняются наши потребности, меняемся мы сами. И моя задача — двигаться вперед, собирая в свою профессиональную копилку все накопленные знания, все лучшее, чему смогла научиться, чтобы потом в свое время поделиться ими. «Найди работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Как же прав оказался Конфуций.

 

Ирина Войнова.

 

От «ЧЛ». Такое вот эссе – как признание в любви своей профессии. Остается добавить, что соревнования в библиотечной профессии проводятся во второй раз, и вызывают  интерес как самих библиотечных работников, так и широкой публики – читателей библиотек. Основной особенностью  конкурса является то, что он открытый, за результатами можно проследить на сайте РБА (Российская Библиотечная Ассоциация) в разделе «конкурсы». Уже во второй раз главного библиотекаря страны выбирают читатели библиотек и просто любители книги.

Чтобы помочь Ирине Войновой победить, нужно онлайн проголосовать за нее в разделе «финалисты». http://www.rba.ru/site/tender/bibgoda/2014/voter

Мы желаем успеха нашей землячке!

 Татьяна Владимирова и все

«частные лавочники».