Сегодня:

«Закрыто, закрыто! – поспешно крикнул Остап. — Заготовка копыт временно прекращена!».

И. Ильф, Е. Петров.

«Золотой теленок».

 Конечно же, речь в этой статье пойдет не о захватывающих дух прыжках экстремалов на грешную землю с борта самолета. Мы сегодня – о страховке для туристов, рискующих отправиться на отдых за рубеж.

Но вначале – печальный список турфирм, приостановивших за последние несколько месяцев свою деятельность.

 

16 июля – “Фирма Нева”;

25 июля — «Роза ветров Мир»;

30 июля — “ЭКСПО-ТУР”;

2 августа — “Лабиринт”;

5 августа — “ИнтАэр”;

6 августа — «НОРДИК СТАР»;

14 августа — “Ветер странствий”;

20 августа — “Санта Люция”;

22 августа — “Атлас”;

29 августа — “Авиачартер-ДВ”;

8 сентября — «Солвекс-Турне;

10 сентября — “Южный Крест Трэвел”;

12 сентября — «Море Солнца».

Эксперты прогнозируют дальнейшее пополнение этого списка, объясняя банкротство российских туроператоров разными – объективными и субъективными — причинами. Но туристов, не уехавших в турне или уехавших и застрявших в чужой стране, изгнанных из отеля, вряд ли это волнует. Им бы домой добраться да деньги вернуть.

К сожалению, от банкротства в туристическом бизнесе не застрахован никто. Но все-таки специалисты советуют любителям, прежде всего, зарубежного отдыха, при выборе туроператора соблюдать определенные меры предосторожности. Настоятельно они рекомендуют обращать внимание не только на навязчиво-красочную рекламу, но и на такие моменты, как:

— известность компании на рынке услуг и её репутацию;

— продолжительность деятельности;

— наличие страховщика.

Начнем с последнего. Приобретая путевку, поинтересуйтесь у сотрудника туристической компании: а кто ваш страховщик? Это, как правило, страховая фирма, зарегистрированная в РФ и обладающая правом выплаты страхового возмещения в случае ненадлежащего оказания услуг туроператором.

Если услуги были оказаны ненадлежащего качества и/или турфирма нарушила свои договорные обязательства в отношении клиента, то ее клиенты получают право на возмещение ущерба страховщиком или гарантом, которым, кроме страховой организации, может выступать банк или кредитная организация.

В случае банкротства туроператора клиент вправе требовать от страховщика:

— выплаты страхового возмещения;

— возмещения упущенной выгоды;

— компенсации морального вреда.

Сумма минимальной финансовой гарантии для туроператора, занимающегося выездным туризмом, на начало 2014 года составляет 30 миллионов рублей для туроператоров с выручкой до 250 миллионов рублей. Если сумма выручки более 250 млн руб., то компания должна быть застрахована на сумму, равную 12% от полученной выручки.

Проверить, имеет ли туроператор финансовое обеспечение (договор страхования или банковскую гарантию) и каково оно, можно на сайте: http://reestr.russiatourism.ru/

Там находится Единый федеральный реестр туроператоров (ЕФРТ). Зайдите на сайт и для поиска укажите название организации, с которой вы – в буквальном смысле – хотите связать свою судьбу, или ее реестровый номер (если вы его знаете).

Можно пойти от противного: поискать себе туроператора с размером солидного финансового обеспечения. Здесь, на сайте, есть список туроператоров, имеющих финансовое обеспечение в размере 100 и более млн. рублей; … в размере 60 млн. рублей; … 30 млн. рублей; … 10 млн. рублей; … от 550 тыс. до 1 млн. 500 тыс. рублей; … 500 тыс. рублей – последнее уже как-то совсем не серьезно.

Знать вам не мешает: удовлетворить требование о выплате страхового возмещения (уплате денежной суммы по банковской гарантии) страховщик (или гарант) обязан не позднее 30 календарных дней после дня получения им требования. Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено: если страховой суммы компании страховщика (гаранта) не хватает для выплат компенсаций всем клиентам, то страховые выплаты делятся пропорционально между пострадавшими клиентами. Понятно, что если клиентов много, то достаться вам может копеечка: «мы делили апельсин: много нас, а он один»…

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Еще до заключения договора клиенту турфирмы необходимо обязательно проверить, входит ли выбранный им туроператор в ЕФРТ – указанный нами выше Единый федеральный реестр туроператоров. Во всех неприятных случаях (банкротство, приостановление деятельности и др.) экстренная помощь будет оказана туристам, купившим путевки только у тех туроператоров, которые являются членами ассоциации «Турпомощь». «Турпомощь» — это объединение туроператоров в сфере выездного туризма, которое действует именно в целях оказания экстренной помощи туристам, попавшим в сложное положение из-за финансовой несостоятельности туроператора. Если туроператор не является членом объединения «Турпомощь», он осуществляет свою деятельность незаконно – помните об этом!

Является ли выбранный вами туроператор членом «Турпомощи», вы можете на сайте: http://www.tourpom.ru/members/

(Мы тоже туда сегодня зашли и в первой десятке участников объединения встретили уже хорошо знакомые «Неву» и «Розу ветров». Вот почему их пострадавших клиентов успешно эвакуировали на Родину).

Будьте предельно внимательны, когда вы заключаете договор с турфирмой!

Проверьте названия и даты, посмотрите, оговорены ли штрафные санкции за нарушение фирмой условий договора. Если что-то вызывает у вас сомнения – спрашивайте, просите уточнить, пользуйтесь интернетом для проверки сведений.

Но что же все-таки делать, если турист, заключив договор, узнал о приостановлении деятельности турфирмы или ее банкротстве? Тут возможны два случая.

Случай первый: турист еще не успел выехать за границу. Тогда ему необходимо:

— обратиться в офис туроператора;

— узнать, осуществляется ли выдача документов и приём претензий;

— забрать паспорта туристов, сданные для оформления визы;

— узнать, будут ли производиться выплаты страховой компанией;

— получить оригинал письма об отказе исполнить обязательства по договору с туристом (с указанием № заявки и фамилии туриста);

— собрать документы для подачи в страховую компанию;

— обратиться в страховую компанию.

Случай второй: турист уже отдыхает за рубежом и о банкротстве туроператора узнал из телевизионных новостей или от администратора отеля, «попросившего» его на улицу.

Здесь алгоритм действия такой: если ваш туроператор является членом ассоциации «Турпомощь», вам необходимо связаться с этой организацией по телефонам: +7 (495) 981-51-49 (круглосуточно), 8-800-100-41-94 (круглосуточно), факс: +7 (495) 981-51-49. Также вы можете воспользоваться сайтом компании: http://www.tourpom.ru/. Последнее очень поможет вам, чтобы вы не отчаивались. Например, 13 сентября на этом сайте можно было прочитать следующую информацию:

— Список на рейс № UN9536 Хайнань (Санья) — Екатеринбург. Оставшиеся пассажиры БУДУТ ЭВАКУИРОВАНЫ в понедельник в Новосибирск.

— ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК туристов “Солвекс-Турне” на рейс №6707 Родос – СПб; — СПИСОК ПАССАЖИРОВ ООО “Солвекс-Турне” на рейс № 6712 15.09.14 в 08:40 Закинтос — СПб. Повторная эвакуация указанных в списке пассажиров не предусмотрена;

— ПОВТОРНО ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ПАССАЖИРОВ г.к. “Южный крест” на рейс UT9026 14.09.2014 в 02:00 Хайнань(Санья) – Тюмень. Группа туристов решила остаться, их места заполнены другими пассажирами из Тюмени;

— СПИСОК ПАССАЖИРОВ г.к. “Южный крест” Римини-Москва — UT9054 13.09.2014…

На что могут рассчитывать те туристы, к которым придет «Турпомощь»? Им будут оказаны следующие услуги:

— перевозка туриста в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами по усмотрению объединения туроператоров (авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом);

— обеспечение размещения туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия,  если период вынужденного ожидания перевозки составляет более 12 часов;

— доставка туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);

— организация питания туриста;

— обеспечение неотложной медицинской и правовой помощи;

— обеспечение хранения багажа.

В общем, выходит уже не «Турпомощь», а «Турспасение»!

Но вот вас уже спасли, привезли домой, или вы не успели никуда (слава Богу!) уехать. Готовьте документы для получения страховой компенсации:

— заявление о выплате страхового возмещения (образец обычно размещается на сайте страховой компании);

— копия паспорта заказчика туристической путевки или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала указанных документов);

— копия договора, заключенного между заказчиком туристической путёвки и турагентом (с предъявлением оригинала);

— чеки, путевки, платежные документы;

— копия договора турагента с туроператором;

— платёжные документы, подтверждающие движение денег от турагента к туроператору по конкретной заявке;

— подтверждение и счёт на оплату с указанием фамилий туристов;

— запрос туроператору о возврате денежных средств;

— нотариально заверенная доверенность от заказчика тура (того, кто указан в договоре и оплачивал тур в агентстве) или иных лиц, которые будут обращаться в страховую компанию.

В каких случаях предусмотрена выплата страховки?

Закон предусматривает возврат денег (выплату страховки) в следующих случаях:

— неоказания турфирмой обещанной услуги или ее ненадлежащее исполнение;

— компенсации прямого ущерба в результате неисполнения турфирмой своих обязательств;

— покрытия издержек из-за вынужденного преждевременного выезда с места отдыха.

Собрав необходимые документы, клиент турфирмы должен обратиться к страховщику. Но это совсем еще не означает, что последний немедленно бросится выплачивать вам суммы, которых вы с нетерпением ждете. Вероятно, вам предстоит добиваться получения выплат через суд: готовить исковое заявление, подтверждать неисполнение турфирмой договорных обязательств. Вы это сможете сделать, представив суду, например, счет по оплате номера в отеле (вам пришлось самостоятельно его оплачивать, чтобы не ночевать на улице), фотографии, аудио- и видеосъемку. Пригласите свидетелей – ваших товарищей по несчастью.

В любом случае настройтесь на длительный и сложный процесс борьбы. И на победу!

 ПОСЛЕСЛОВИЕ:  НУ, ПОЧЕМУ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ?!!

Основной причиной банкротства туристических компаний эксперты называют экономический спад, одновременно с которым началась девальвация российской валюты. Цены на зарубежные путёвки, авиабилеты и гостиницы жёстко привязаны к курсу иностранной валюты — чем выше курс доллара и евро, тем дороже соотечественникам обходится отдых за рубежом. По некоторым оценкам, зарубежный туризм подорожал для россиян на 20–30%, в результате чего наши соотечественники стали экономить на заграничном отдыхе.

Вторая причина – повышение самостоятельности наших туристов. Все большее их число осуществляет поездки без помощи без турфирм: приобретают билеты, бронируют отели через интернет. В основном, это, конечно, молодежь. Но и старшее поколение все больше идет этим путем. В результате турфирмы теряет целые «стороны света»: например, страны Европы как наиболее простые для самостоятельного бронирования. Кроме того, туристы, которые отправляются за рубеж уже не в первый раз, устанавливают свои, прямые связи с хозяевами тех же отелей, значительно экономя на проживании.

По мнению экспертов, критическую роль в финансовой дестабилизации турфирм сыграли также неверные управленческие решения, слабый контроль рисков, негибкость операторов, нежелание замечать нарастающие тенденции. К примеру, рост самостоятельного бронирования отелей и авиабилетов начался еще четыре года назад.  Уже тогда турфирмам нужно было перестраивать работу.

 Елена Надтока.