Сегодня: 20 апреля 6723, Пятница

Восьмого августа открылась выставка М.Э. и К.Е. Сидениных «Мастер и Маргарита» в Доме-музее им. М.Б. Грекова. Сейчас стены этого уютного дома украшает другая замечательная выставка — «Донская марина». Мы не предполагали, что читатели после краткого анонса в газете ждут с нетерпением развернутой рецензии на выставку Сидениных. Приносим свои извинения художникам и читателям «Частной лавочки» за задержку с публикацией и с удовольствием печатаем свой отклик, хоть и с опозданием.

Само название выставки символично. Для поколения восьмидесятых булгаковский роман был откровением. Его зачитывали до дыр. В то время атеистическая пропаганда изменила сознание нескольких поколений, Ветхий и Новый завет невозможно было купить даже в церкви. Чудом цензура пропустила поэтический роман к печати. Порой это был единственный текст, где можно было узнать об отношениях художника и Бога, о роли женщины в творческом процессе, получить хоть какое-то представление о мистицизме. Но вернемся к выставке, название которой, конечно же, не случайно.

Константин экспозиционируется вместе со своей супругой, тоже художником. На такое редко кто осмеливается. Человеку свойственно сравнивать все, что можно. Зритель — не исключение, ему решать, кто впереди.

Константин на центральной стене разместил портрет Маргариты перед зеркалом. Он кажется одним из самых интересных портретов на этой выставке. Его делают центральным в экспозиции. Здесь, что преподнести главным, решают авторы. Отражение анфас направлено на зрителя. Сама модель в профиль. Своеобразное «отражение в отражении». Маргарита примеряет темно-синюю шляпку, подняв левую руку вверх, а правую держит на талии. Может показаться, что присутствуют две совершенно разные женщины, только в одинаковой одежде. Блузка — целый калейдоскоп из светло-фиолетовых, розоватых холодных полутонов. Она в цветовом контрасте с теплым, ярким желтым фоном.

Константин пишет плоскостями, он не лессирует и не лепит мазком. Но в пейзаже он как раз увлечен деталями. Например, его весенний мотив в мельчайших подробностях теней от веток раскрывает пробуждающееся состояние природы. Весенний Старочеркасск — удивительная по колориту и настроению работа.

Сиденины чередуют графику с живописью. Маргарита Эдуардовна закончила РХУ им. Грекова отделение «Театральный и современный костюм». Она представила графические листы с эскизами костюмов. Маслом исполнен только натюрморт с колючими ветками в классической манере. Вполне удачна ее беспредметная композиция.

Неожиданно я открыл для себя книжную графику Константина.

Портрет В.Н. Репникова кисти К.Е. Сиденина настраивает на минорный лад. Почти год с нами нет Владимира Никифоровича. С каким упоением он рассказывал о достопримечательностях Новочеркасска! Он любил этот город и знал историю каждого здания, улицы и переулка. Надеемся, и город его не забудет.

Небольшое полотно «За компьютером» обжигает своим розово-красным колоритом. Такое ощущение, что художник не отрывал кисть от полотна и не касался палитры. Прямо сарьяновская алла-прима.

Константин и Маргарита — состоявшиеся художники. Чувствуется взаимовлияние в их творчестве. Константин — опытный мастер. Он не окунается в мир образов идеализированного прошлого, его интересует настоящее, едва уловимое здесь и сейчас. «Войти во вчера» — не его путь.

Маргарита — прекрасный график и модельер одежды. Дуэт в булгаковском ритме настраивает на оптимистический лад.

Сама выставка была организована спонтанно. Должны были выставиться: Сергей Москвин, Игорь Шепель, Игорь Кот. Они в 1984 г. защитили с Константином Сидениным дипломы в РХУ им. Грекова И выставкой собирались отметить совместный тридцатилетний юбилей выпуска.

Но свои коррективы внесла война на Украине. Один из художников срочно уехал под Киев…

Нынешний год объявлен годом культуры. Когда-то мы пережили чудовищный дефицит необходимых вещей, но гордились перед всем миром своей культурой. Сейчас переизбыток вещей, но истинное творчество, увы, становится редкостью. И каждая встреча с настоящим Искусством – это счастье.

 Сергей Шабанов,

искусствовед.