Сегодня:

В выставочном зале Дома-музея И.И. Крылова открылась выставка живописных работ А.А. Глущенко.

В творческой среде художников-новочеркасцев, не один десяток лет работающих в объединившем их в устремлении и познании способов и профессиональных тайн совершенствования далеко нелегкого ремесла живописца Городском клубе художников, Александр Глущенко, безусловно, занимает место одного из тех, кто не остановился на изначальной задаче, взяв за основу метод пленэрной живописи как главную цель в ряду поиска других средств выразительности, необходимых при написании сюжета природного мотива, то есть образа природы. В лучших своих работах Александр Алексеевич сумел преодолеть инерцию этюдизма и выйти на создание конкретной выразительной составляющей завершенного образа произведения. Поэтому в жанре пейзажной живописи ему удалось написать впечатляющий цикл картин природы, опираясь на традиции русской классической линии отечественного искусства, не потеряв при этом лица художника, имеющего собственное ему присущее в творчестве мировосприятие. У Глущенко открытое и ясное представление о природе не только как о материальной среде человеческого бытия, но и как о постоянном ежедневно и ежечасно питающем нас источнике духовно-эстетического характера, дающего творцу простор для созидания и поэтического воображения. И этот мир настолько богат и нескончаем в своем творческом потенциале, что как показывает в своем искусстве художник, не нуждается в искусственном его приукрашивании или формальном переустройстве. Очевидно, именно это он воспринял и усвоил от своего учителя, воспитавшего не одно поколение новочеркасских художников, Владимира Ивановича Кулишова.

Творческий метод Александра включает в себя разные, но вполне естественные приемы в арсенале средств выразительности художника-пейзажиста такие, например, как определение главной композиционной точки или ракурса восприятия природного сюжета, смелое и продуманное сопоставление масштабного сочетания основных изобразительных масс, которое играет весьма значительную роль в том, в какой образной и цветовой тональности будет звучать пейзаж. Иллюстрацией к сказанному, на наш взгляд, могут служить такие полотна как «К вечеру» и «Станица Бессергеневская». В первом удачно найдено и мастерски передано очень подвижное драматичное состояние в небе, тревожно раскинувшимся над венчающим земляной бугор, словно бы притихшим поселком. Второй мотив природы примечателен тем, что мы с одинаковым вниманием можем любоваться как богатством осеннего угасания прибрежных берез у реки переднего плана и в тоже время внимательно рассматривать раскинувшиеся на вершине холма станичные курени.

А вот точно по диагонали спускается с охристо-золотистого холма небольшая церквушка «Станицы Грушевской», здесь же пастозно терпко написанная «Первая зелень. Б. Мишкин», в которой автор неспешно и умело разбирает в цвете и тоне сложное переплетение стволов и ветки деревьев и их отражений в воде. Необходимо отметить очень немаловажную деталь: Александр Глущенко умеет в небольшом фрагменте пейзажа убедить нас, что это неотъемлемая часть значительного мира природы. Это можно отнести к таким произведениям, как «Снег прошел», «Зимняя сказка», «Ковыль», в которых мы можем представить себе, как протяжённы в пространстве эти бесконечные зимние снега и обожженные ветром степи.

В передаче характера натуры, особенно это свойственно крупным планам, пейзажи Глущенко, как правило, написаны ощутимо материально, как бы эквивалентно их состоянию по времени года — то морозно ветрено («Свежий снег»), то прозрачно солнечно («Александровские дали»). И еще одно достоинство возможностей диапазона творчества новочеркасского живописца Александра Алексеевича Глущенко — его способность сформировать выразительный эпический образ природы края, в котором он живет и который, судя по его искусству, боготворит. В этом плане должной степенью обобщенности и собирательности существенного отличаются наполненные искренним авторским восхищением такие именно картины донского степного края, как «Станица Владимирская. Бессмертники», «В пойме», «Утро. Раздоры», «Степняк».

Сегодня минуло 35 лет творческой деятельности, хотя вернее будет сказать не минуло, а настало, состоялось. Так же, как состоялся в своей востребованности во времени донской живописец Александр Алексеевич Глущенко, у которого еще будет много новых творческих поездок по родному краю и далеко за его пределы, которые станут преддверием следующих встреч с людьми и природой — героями его будущих произведений.

 Валерий Рязанов,

искусствовед, заслуженный

работник культуры РФ.