Сегодня: 18 апреля 0605, Четверг

В мемориальном Доме-музее Митрофана Борисовича Грекова развернута экспозиция, посвященная морской тематике. Вниманию публики предстают 53 работы из фондов музея истории донского казачества. 17 имен авторов говорят о многом! В их числе корифеи донской живописи — Иван Крылов, Николай Дубовской, Николай Овечкин, Митрофан Греков…   Среди работ и произведения Ивана Айвазовского, Василия Поленова. Выставка привлечет внимание и изысканной публики, и новичков.1135

— Рождению темы выставок помогает работа с фондовыми коллекциями, — рассказывает заведующая домом-музеем Вера Николаевна Лиховидова. — Ни одна из них не появляется спонтанно. Автором “водной идеи” стала главный хранитель музея истории донского казачества Виктория Владимировна Науменко. И когда мы приступили к работе, то поняли, что  выставка получится очень  познавательной.

Морская тема интересовала многих пейзажистов. Она их вдохновляла к поискам световых и цветовых решений; умением передать движение воды, ее “живость” обладал далеко не каждый мастер.

Николай Никанорович Дубовской часто черпал вдохновение в морских пейзажах. “Чайки над морем”, “Цитадель на море”, “Утренний бриз” — очень разные. Но везде интересное цветовое решение катящихся волн, вызванных ветром, белых чайки над поверхностью необозримой морской пучины, прибрежных камней, залитых солнцем. По этому поводу  Иван Константинович Айвазовский, чья  картина “Маяк” также украшает выставку, писал, что движение живых стихий неуловимо для кисти:  молнии, порывы ветра, всплеск волны писать с натур немыслимо. И художнику помогает, прежде всего, его воображение.

Другими глазами начинаешь смотреть на Ивана Ивановича Крылова. Этот живописец известен большинству  людей как классный пейзажист, певец донских степей. Но на выставке 24 его работы разных размеров морской тематики! И мы вдруг открываем для себя не менее классного художника-мариниста. Иван Иванович мастерски владел кистью, его ювелирная работа — мелкие прописанные детали — делают почерк хорошо узнаваемым.  Все произведения очень образны, передают емкую гамму чувств автора. Непросто отдать предпочтение какой-то картине. Прибой”, “Море при луне”, “На берегу. Симеиз”, “Облака над морем” — все они хороши впечатляют. Можно просто стоять и любоваться, не отводя глаз от впечатляющих видов природы.

Несколько работ Митрофана Борисовича Грекова. И если крыловский почерк характерен прописью мелких деталей, то Греков, напротив, работает эскизно, крупными мазками. “Раздорский восход”, “В лодке”, “Ранней весной на Тузлове” позволяют судить о том, что не только батальная живопись была  ипостасью художника.

Картины современных авторов: “Переправа” первого директора первой художественной школы  Н.Я. Лисименко, “Дон у станицы “Раздорской” заслуженного работника культуры РФ В.И. Кулишова, “На морском берегу” народного художника СССР Н.В. Овечкина, работы других донских художников А.М. Зыкова, В.Л. Маркина, А.А. Редичкина — очень гармонично вписываются во все творческое наследие, представленное на выставке.

Не могу не назвать еще несколько авторов. В фондах хранится немало сокровищ. Например, показан “Морской пейзаж” А.С. Чиненова. Имя известного русского художника и пейзажиста очень символично для донского края. Вместе с женой  Марией Михайловной он открыл на Дону в 1895 году первые  художественные классы, которые позднее, в 20-е годы ХХ века, получили статус первой советской художественной школы. А на ее основе затем было создано художественное училище им. Грекова. Одна из ростовских художественных школ носит имя Андрея Семеновича.

Можно увидеть работу “Вода” художника-передвижника академика Киселева. Александр Александрович жил и творил во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Несколько его произведений хранятся в Третьяковской галерее. При всей повествовательности пейзажи отличаются  тщательно выписанными деталями.

Выставка произведениями авторов рассказывает нам о них, об их настроениях, таких же разнообразных чувствах, как море в штиль или бурю, об умении выхватить яркий момент и запечатлеть его на холсте, поделившись своими эмоциями с другими.

Все работы попали в музей разными путями. Одни приобретены, другие подарены авторами. Но, так или иначе, спустя много лет мы имеем возможность видеть творчество художников разных поколений и направлений, времен и эпох. Выставка, разместившаяся в двух залах, раскрывает лишь пятую часть фондовой коллекции. А это значит, что многие интересные встречи у нас еще впереди.

 Женета Гридасова.

 Фото автора.