Сегодня: 19 апреля 3778, Воскресенье

5 августа состоялось открытие ещё одного памятника казакам — участникам Первой мировой войны. На этот раз — в ближайшей к Новочеркасску станице Кривянской. Долго было неясно, в какой день и час будет произведено это открытие. Наконец, стало известно, что состоится оно 5 августа в 4 часа пополудни.

***

Прибыв к станичному скверу за 10 минут до объявленного времени, автор этих строк понял, что мероприятие начато несколько преждевременно и идёт полным ходом: слово предоставлялось заместителю губернатора Ростовской области С.И. Горбаню. Видно, началось оно сразу же после приезда в станицу представителей областного и районного руководства.

Администрацию Октябрьского (сельского) района, в состав которого входит Кривянская,  представляли его глава Е.П. Луганцев и заведующий сектором по работе с казачеством Г.И. Шкодин. Однако последнего представили как атамана современного Нижнедонского юрта 1-го Донского округа войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское” (ВКО «ВВД»). Причём тут 1-й Донской округ, если станица Кривянская в досоветский период входила в Черкасский округ области войска Донского (ОВД), автор понял лишь после того, как ознакомился с содержанием текста на табличках, размещённых на четырёх установленных у памятника тумбах: на одной из них фигурировали фамилии нескольких георгиевских кавалеров из станиц Заплавской и Бессергеневской, в досоветский период относившихся к 1-му Донскому округу ОВД.

Памятник был уже без полотнища, укрывавшего его до поры до времени. К этому времени завершил свой ритуал и священник рядом стоящего храма во имя святого Тихона Задонского. Памятник представлял собой клон того, что открыли ещё 6 мая в Новочеркасске у Донского императора Александра III кадетского корпуса. Только был на груди скульптурной фигуры казака не “полный бант” знаков отличия военного ордена святого Георгия (Георгиевских крестов), а имелись там лишь один Георгиевский крест и одна Георгиевская медаль.

Невольно возник вопрос: “Зачем же и в наши дни плодить подобные друг другу изваяния и расставлять их поблизости друг от друга — на расстоянии буквально десятка километров?”. Ведь в нескольких десятках метров от этого места уже более полувека стоит типовой бетонный памятник на месте захоронения советских воинов, павших в феврале 1943 года в окрестностях станицы и похороненных в её центре. Понятно, что в то трудное для нашей страны послевоенное время было не до изысков. Другое дело — наши дни! И теперь памятники в каждом селении должны быть оригинальными, а не типовыми. Но стремления к этому, как видим, не наблюдается. Вместо этого множатся клоны одного и того же изваяния. А селяне рады и этому: как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят! Только вот самого коня в композиции памятника нет, а нагайка в правой руке казака почему-то всё же присутствует. Зачем и к чему она у него? Нет на то ответа.

Тем не менее, мероприятие по открытию очередного памятника-близнеца было проведено должным образом и после возложения к его подножию гирлянды из искусственных еловых лап и естественных цветов завершилось аплодисментами всех присутствовавших на нём. После чего высокие гости убыли с места торжества. Лишь после этого участники самодеятельных коллективов, собранных с «ефрейторским» (по времени) запасом с территории Октябрьского района для создания своими яркими костюмами соответствующего антуража и долгое время ждавшие своего часа, смогли отвести душу, исполнив для ещё не разошедшихся по домам станичников частичку своего репертуара.

Высаженная же в этот день к приезду высоких гостей цветущая петунья, преждевременного увядания которой так опасались ответственные за её высадку лица, благополучно пережив полуденную жару, осталась и дальше красоваться в вазонах и на клумбе, разбитой между одним из двух станичных храмов и одним из двух станичных Домов культуры. А нам остаётся лишь напомнить нашим читателям, что столетие такого значимого не только для нашей  страны, но и для всего мирового сообщества события, как начало Первой мировой войны, по нынешнему – Григорианскому — стилю летоисчисления приходится на 28 июля (что соответствует 15 июля по старому – Юлианскому – стилю летоисчисления). А днём памяти этого события объявлен день 1 августа (19 июля по старому стилю), когда Германия объявила войну России, отказавшейся прекратить начатую ею мобилизацию.

 Павел Чернов.