Сегодня: 20 апреля 1485, Понедельник

 «Россия и Дон на сломе эпох. 1914-1924»

Солидным проектом встретил музей истории донского казачества 100-летний юбилей Первой мировой войны. В канун ее начала в учреждении открылась выставка «Россия и Дон на сломе эпох. 1914-1924». Участников мероприятия приветствовали директор музея С.А. Сединко, заместитель главы администрации Е.Ю. Жиркова, заместитель председателя городской Думы А.Г. Карабедов, атаман Новочеркасского казачьего округа  А.В. Демченко, протоиерей благочинный Новочеркасска О. Добринский.

В эти дни внимание общественности страны приковано к событию ХХ века мирового значения — самой масштабной войне в истории человечества. Из-за политических и экономических амбиций и противоречий между государствами двух военно-политических блоков — Антанты и  Тройственного союза — в междоусобицу был втянуты 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Донские казаки, принимавшие самое активное участие во всех сражениях, показывали примеры  мужества и героизма, были отмечены многими наградами.

О том, как  появился и реализовывался данный проект, с нами поделились  директор музея Светлана Алексеевна Сединко и автор идеи заведующий научно-экспозиционным отделом Дмитрий Владимирович Никитин.

Сединко: — Наш музей не впервые обращается к этой теме. В 1994 году мы сделали первую попытку рассказать об участии донских казаков в этом грандиозном событии. Но вот такую большую выставку делаем впервые. В Первой мировой донские казаки участвовали большим составом — более 100 тысяч. Никогда еще Дон не выставлял такую большую армию, как в эту войну. В истории России осталось много ярких памятных имен. И мы имеем счастье на этой выставке рассказать об этих людях, их делах.

Кстати, в эти дни на Дону откроется шесть выставок, посвященных памятному событию. Но, пожалуй, ни в одном из музеев донского региона не найдете в экспозиции таких значимых подлинников того времени, как в нашем музее. Мы открыли наши запасники, наши фонды и представили на суд публики то, что долгими поколениями музейщиков сохранялось трепетно и ответственно.

Корр.: — Выставка, в первую очередь, привлекает внимание своим оформлением.

Сединко: — Ее дизайнерский проект разработан ростовской студией  “Зеергутдизайн” .  И он трогает глаз. Пригласительный билет, баннер на входе в музей и оформление самой выставки “Россия на сломе эпох. 1914-1924” — все это сделано в одном ключе. В Год культуры проект осуществлен при поддержке регионального  министерства культуры. А вот реализовывала его рабочая группа из 4-х человек. Это наш художник-оформитель Александр Михайлович Голдабин, младший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Александра Олеговна Каледина, ученый секретарь Евгений Геннадьевич Шеломанов и автор выставки заведующий научно-экспозиционным отделом Дмитрий Владимирович Никитин.

Никитин: — Оформление, действительно, обращает на себя внимание, как только посетители входят в зал, где расположилась выставка. Замечу, все оно выполнено только экспонатами из собственных фондов музея. Здесь нет ни одной фотографии, пришедшей из интернета, других музеев или архивных организаций. У нас хранится большая коллекция раритетов, всю ее выставить невозможно. В экспозиции размещено лишь 20 процентов военных фотографий и около половины лубочных картинок времен Первой мировой. Да и награды мы демонстрируем далеко не все.

Корр.: — Тема Первой мировой войны была закрыта для широкой публики, о ней мало писалось, не случайно же называли ее “забытой войной”. В чем заключался главный замысел вашего проекта?

 

Никитин: — Главной идеей проекта было не ограничиться начальной точкой отчета Первой мировой. Решили взять десятилетний период, потому что в истории нашей страны такого больше не было. За время с 1914 до 1924 годы изменилось практически все. Мировая война изменила и политическую, и экономическую карты. Рухнули четыре империи, в том числе и российская. За войной последовали две революции, гражданская война, послевоенное восстановление. Крупномасштабные события, которые произошли в сравнительно небольшие временные отрезки. Хотелось показать эти глобальные перипетии, как фон для жизни простого человека, который, может быть, сам в войне не участвовал, но воспринимал ее по газетам, по рассказам, по фотографиям. И как на основе всего этого изменилась жизнь его самого. А менялась она очень быстро!

Если коротко, то выставка построена по хронологии, отсчет идет с 1914-го года.  Начинается она с интерьера жилища, таким был приблизительно мир жизни человека среднего достатка. Кстати, стол в этой экспозиции принадлежал известному донскому писателю Федору Крюкову. Реализации замыслов, как и положено в музеях, помогают их коллекции. Завершает выставку тоже интерьер жилища, но уже претерпевшего колоссальное изменение, как и сама жизнь людей.

 

Корр.: — Вы в разговоре упомянули, что в экспозициях немало фондовых раритетов…

 

Никитин: — На выставке, действительно, много интересных экспонатов. Есть трофеи: германские и австрийские шлемы, германские пики и сабли. Причем эти сабли взяты скорее всего в начале войны в Восточной Пруссии, потому что в дальнейшем такие образцы просто исчезли из обращения.  Представлено немало наград ряда знаменитых участников. Прежде всего, командующего 8-й армией Юго-Западного фронта генерала Каледина, героя Луцкого прорыва. Посетители увидят золотые без звезд погоны генерала от кавалерии. Здесь и две шашки Алексея Максимовича. Одна из них постоянно находится в нашей экспозиции, а другую выставляли очень давно.

Впервые можно увидеть и саблю генерала Мамонтова. Она была выполнена по дизайну знаменитого английского платовского оружия и вручена ему в подарок от Войска донского за рейды по тылам красных войск. Выставлено и персональное золотое георгиевское оружие еще одного из героев того времени есаула Чернецова. Но он больше известен как командир партизан.

Интересен будет большой раздел об участниках Каменского съезда, после революции переставших признавать власть избранного атамана Каледина. Здесь находится куртка, вещи, пояс одного из них — Сидорова,  который был в числе тех, кто стоял у истоков донской советской республики. И еще много чего другого…

 

Корр. — Словом, каждый экспонат в состоянии рассказать нам большую или маленькую историю, показать историческую картинку разной величины?

 

Никитин: — Причем,  событий, действительно, разных: больших и маленьких, политических и бытовых… Если 1914 год был для наших воинов успешным, то 1915 год  — великое отступление русской армии, когда она отходит с большими потерями, оставляя большие территории. В казачьей столице открывается немало госпиталей. Чтобы это было легче представить, скажу, что в небольшом Новочеркасске разместилось 35 госпиталей, рассчитанных на 4 тысячи больных и раненых. Побывал в них лично и сам император Николай II в декабре 14 года. На Дон хлынул поток беженцев. Трагичность ситуации помогают оценить и небольшие объявления из газет того времени: родственники разыскивают своих отцов и сыновей. Население города очень увеличилось в годы мировой войны, чуть позднее, когда началась гражданская война, в нем находилось до 200 тысяч человек. Такого пика население города  больше никогда не достигало.

 

Корр.: — А чем известен, скажем,  1916 год?

 

Никитин: — Прежде всего Луцким прорывом, так как эта победа стала крупнейшей за всю войну. А начинается год с поздравления, опубликованного в донской газете. В нем — пожелания победы над тремя врагами. Над внешними — Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией. Над русскими немцами в России — это пятая колонна, как нынче ее величают. И третий обозначенный враг, который в итоге оказался самым опасным, — дороговизна. Дороговизна  и отсутствие припасов в итоге привели в краху. Сначала в Петербурге-Петрограде, а затем и по стране.

Война шла, но ведь и мирная жизнь никуда не девалась. Она продолжалась, несмотря на проблемы разного характера. Вот на блюде разложены обертки от шоколадки “Военная жизнь”. Понимаете, шоколадки и те заворачивали в обертки с сюжетами на темы войны. И открытки не избежали этой участи. Те, на которых размещали военные сцены, распространялись сотрудниками Красного Креста, а доходы от них шли на закупку противогазов для армии. А вот замечательная трость с колбой внутри. В 14-м году среди прочего в России вводится сухой закон, который держится все это десятилетие. Поэтому для любителей принять на грудь появляются такие вот трости, куда можно было залить спиртное. Хотя страна уже идет к февральской революции: на юге пшеничный хлеб дают только раненым, все остальные довольствуются ржаным. На севере, в Петрограде — скверные дела, хлеба нет.6-DSCN5828

О выставке можно рассказывать многое, но лучше это делать в музее, когда  передаваемая информация подкрепляется конкретными экспонатами. Все это очень важно для понимания и осознания происшедшего: историческим атерфактам веришь…

6-DSCN5819Сединко: — События февральской и октябрьской революций, установившаяся советская власть изменили лозунг “За веру, царя и Отечество”, который сплачивал русское общество, на другую формулировку — “Превратим войну империалистическую в гражданскую”. И Первая мировая,  и ее герои ушли в забытье. Но остались факты и свидетельства истории. Возвращаться к ним необходимо для того, чтобы вспомнить имена  героев, отдавших свои жизни за мир и свободу, отдать им дань памяти, и для того, чтобы понять, что он, этот мир очень хрупок. Может разбиться в любую минуту, даже от одного неосторожного слова. Нужно беречь мир всем вместе.

 Виктория Хлебникова.

Фото автора.

На фото: экспозиция выставки; выставка открыта; один из флагов ударных батальонов; рабочая группа исполнителей (слева направо): Е.Шеломанов, О. Каледина, Д. Никитин; письменный стол писателя Ф. Крюкова; экскурсию проводит Д.В. Никитин; военные трофеи; разные денежные знаки — приметы военного времени; сабля генерала Мамонтова; есаул Чернецов — герой 1-й мировой (с обложки пригласительного билета)