Сегодня:

Отгремел День семьи, любви и верности в России, отмечаемый 8 июля, в день Петра и Февронии. И пока священники рассказывают сиротам истории о святых людях и незыблемых ценностях, пока Президент в красках расписывает важность повышения рождаемости вместо того, чтобы прилагать усилия по снижению смертности, я задумалась… а как у нас вообще в стране дела обстоят с семьёй, любовью и верностью? Есть ли что и кому праздновать? Как оказалось, не зря задумалась.

По статистике ООН, Россия прочно занимает первое место в списке стран с наибольшим количеством разводов, шансы сохранить брак у нас в стране около 35-40%. На людей брачного возраста в среднем приходится 2,5 брака. Причём, увеличение числа разводов началось в 1913 году, а ещё в 1897-м, согласно переписи населения, на 1000 мужчин приходился только один (!) разведённый. Наши ближайшие соседи по печальной статистике — Украина, Белоруссия, Молдова, что как бы намекает на сомнительное наследие СССР, но оставим соседей, со своими бы проблемами разобраться.

Как ни странно, квартирный вопрос не входит в горячую десятку особо распространённых причин для расторжения брака. Лидируют измены, непонимание и эгоизм кого-то из супругов, остывшие чувства, а на четвёртом месте — пагубные пристрастия к алкоголю и наркотикам, за которыми скромно приютились рукоприкладство и насилие в семье. И при этом неуклонно снижается число людей, считающих, что брак надо сохранить любой ценой, что всегда можно разобраться и договориться. Да и зачем? Развестись ведь проще, сейчас не нужно, как при царской России, предоставлять «свидетелей прелюбодеяния» для того, чтобы получить развод от Церкви. Да и в брак вступить стало легче, не ищут уже молодые люди ни родительского благословения, ни твёрдой почвы под ногами, а ребёнок подчас становится не одной из целей создания семьи, а неловкой, но весомой причиной расписаться.

Для сравнения, страной с самым низким уровнем разводов (приблизительно 1%) является Индия, где значительная доля браков заключается по родительской договорённости, а процедура расторжения семейных уз может затянуться на несколько лет, и муж в итоге окажется обязан выплачивать бывшей супруге до 50% доходов, даже если у пары не было детей. Это уж не говоря о том, что разведённые в консервативных регионах считаются чуть ли не прокажёнными. И, естественно, государство всеми силами старается затянуть бракоразводный процесс, поскольку крайне заинтересовано в сохранении семьи.

В России, напротив, стабильно работает принцип трёх месяцев: именно такой срок предлагается на обдумывание решения создать семью, и столько же предоставляют времени перед тем, как этот брак расторгнуть, если один из супругов против такого исхода. При согласии мужа и жены свободу можно получить в течение месяца. И, естественно, никого уже не удивишь ни разводом, ни вторым браком, ни даже третьим. Как говорится, муж может быть один, но лучше не уточнять, какой по счёту.

Так, может быть, правы в чём-то поборники религиозных ценностей? Ведь не зря же Православную Церковь, до абсурда усложнявшую в своё время процедуру расторжения брака, предлагают и как спасение от морального разложения и пагубных привычек, и как национальную идею, которой так не хватает современной России. Возможно, есть смысл в том, чтобы в отношении столь расхоложенного института семьи и брака, каким он стал в нашей стране теперь, вернуть те порядки, которые действовали более ста лет назад? Да, это архаично и уже в конце девятнадцатого века вызывало немало острот и недовольств, но работало. Осмелюсь предположить, усложнение процедур как создания, так и разрушения семьи, придание этому акту не суховато-официального, а священного характера способно привести к тому, что люди начнут искать иные пути решения проблем и конфликтов, начнут разговаривать вместо того, чтобы сразу подавать в суд, или же вовсе не станут вступать в брак, где чувства перегорают за несколько месяцев.

Я не считаю РПЦ панацеей, не одобряю попыток внедрить Церковь в систему образования, привязать к ней национальную идею, передать всю социальную сферу священникам. Нет, я категорически против этого, хотя бы по той простой причине, что РФ — поликонфессиональное государство, гарантирующее свободу религии и вероисповедания, если верить нашей Конституции. Но я и не сторонница семьи и брака, так что не вижу причин не объединить эти чуждые мне культурные явления, дабы сузить влияние одного и укрепить шаткое положение другого. И если на пути у брачующихся встанут не только три месяца от ЗАГСа, но и морализаторские проповеди, и необходимость получить одобрение батюшки, и психическая экспертиза, то настоящие чувства выдержат, и такая лодка уже не разлетится в щепки о причал бытовых дрязг.

А всем счастливым парам, семьям желаю счастья, взаимной любви и долгих лет брака!

 Катарина Рик.