Сегодня:

Инвалиды: дорога  без  препятствий  и  опасностей

Не так давно, по улице Московская, на квартале между ул. Горбатая и пр. Платовский коляска с инвалидом, подскочив на кочке, потеряла управление и стала заваливаться на бок. Все произошло настолько внезапно, что женщине, проходящей мимо, удалось лишь затормозить падение. А потом вместе еще с двумя прохожими они подняли коляску и помогли мужчине добраться до относительно ровного тротуара… 5,127

В другой момент и в другом месте слишком близко подъехавший к пешеходному переходу огромный джип едва не наехал на инвалида, которого водитель не заметил из-за высокой «морды» своей машины…

Так уж происходит, что жизнь инвалидов сопряжена не только с неудобствами, но и с постоянной угрозой получения травм. Эти реалии жизни могли стать поводом для негативной статьи в нашей газете или даже ряда статей, но администрация Новочеркасска не дала нам повода для полного пессимизма.

1 июля состоялось расширенное заседание координационного совета при администрации города по делам инвалидов под председательством заместителя мэра Новочеркасска Елизаветы Жирковой. На заседании присутствовали предприниматели, представители организаций инвалидов и других общественных организаций, а также депутат Законодательного собрания Дона Сергей Подуст и главный архитектор города Василий Кузьменко. Тема обсуждения – начало большой и кропотливой работы по обеспечению в Новочеркасске так называемой зоны равных возможностей. Иными словами, обеспечить доступность социально значимых объектов для инвалидов и категорий граждан, которые временно к ним приравниваются. Особенно это касается центральной части города, ул. Московской и пр. Платовского.

Нельзя замолчать те трудности, которые нас ждут на пути обустройства центра Новочеркасска. Пожалуй, основные из них — это недостаточное финансирование и сама архитектура зданий, не рассчитанная на «колясочников» без сопровождения. Это и узкие дверные проемы, и высокие пороги, и крутые лестницы. Опять же, невозможно перенаправить бюджетные деньги на замену обычной тротуарной плитки на специальную тактильную, оставив другие статьи расходов без финансирования. Поисками выходов из такого положения и занимается координационный совет. Раз невозможно сделать все – нужно сделать максимум того, что необходимо в первую очередь. Какие трудности испытывают инвалиды чаще всего? На что нужно сделать упор сегодня, сейчас? Вот основные темы, которые рассматривал КС. А так как в его работе участвовали и сами инвалиды, то анализ ситуации был более чем продуктивен.

Итак, основными, наименее защищенными группами людей с ограниченной мобильностью являются, безусловно, люди, на всю жизнь вынужденные передвигаться в коляске, и люди с ограниченным зрением. Так же, как и все остальные, они ходят по магазинам, посещают парикмахерские, больницы и даже библиотеки. Разработан целый ряд мер, которые облегчат им жизнь, и все представители малого и среднего бизнеса должны произвести совсем немного малозатратных действий для выполнения определенных требований, которые позволят существенно повысить комфорт данных категорий граждан.

На первом этапе модернизация коснется сферы торговли и обслуживания населения. Магазины и другие объекты будут оборудоваться специальной аппаратурой, издающей звуковые сигналы, обозначающими места входа. На двери будут наноситься определенные знаки для слабовидящих (яркие желтые круги). Пороги и лестницы магазинов оснастят стационарными или переносными пандусами для удобного проезда коляски. В тех местах, где даже временная установка пандуса невозможна или не поможет человеку на коляске посетить учреждение из-за особенностей архитектуры здания или ширины тротуара, предложено установить специальные кнопки со звуковым сигналом для вызова работника предприятия.

Наш Казачий драматический театр и ряд библиотек также станут более удобны для посещения людей с ограниченной мобильностью.

Своим ходом идет и подготовка центральных улиц к реализации программы «Равные возможности». Главный архитектор города Василий Кузьменко предоставил предварительные проекты преобразований на пр. Платовском в рамках данной программы. В первую очередь будут восстанавливаться или строиться новые съезды для инвалидов на перекрестках, возможно изменение сложного рельефа тротуаров. В некоторых местах могут появиться дополнительные поручни и ограждения. Этот проект пройдет не только экспертизу в соответствующих органах надзора. Один из известных предпринимателей города Михаил Васильев предложил привлечь к подготовке рекомендаций по данной программе учащихся Новочеркасского техникума-интерната и других членов обществ инвалидов, что позволит составить план работ с участием людей, знающих проблему изнутри, а значит достигнуть самых эффективных практических результатов.

Также свое видение и пожелания высказали председатель новочеркасской организации Всероссийского общества инвалидов Виталий Коротких и председатель новочеркасской организации Всероссийского общества слепых Антонина Цветова. Особую озабоченность вызывают те «колясочники», которые живут в многоэтажных домах, не оснащенных лифтами или другими приспособлениями для спуска и подъема тяжелых колясок. Одни лишь аккумуляторы и двигатель этого средства передвижения весят более пятидесяти (!) килограммов. То есть получение инвалидом коляски еще не решает проблему его передвижения по городу.

Идеалом, к которому надо стремиться, показан город Сочи периода проведения последних Олимпийских игр, но, так как в Новочеркасске, к сожалению, очередная Олимпиада не запланирована, то и финансирование ожидается более скромное. Тем не менее работа в данном направлении уже ведется и наращивает темпы.

— Как мне кажется – говорит Елизавета Жиркова, — наше общество оценит эту работу по достоинству. Ну не может быть, чтобы такой объем работ оказался не замечен нашими горожанами. Тема создания доступной среды настолько актуальна, что не нуждается в особой мотивации. У нас в Новочеркасске 25% населения по тем или иным причинам относится к маломобильным группам. Вдумайтесь в эту цифру! Только 13 тысяч человек, официально признанных инвалидами, а есть еще и пенсионеры, и временно нетрудоспособные из-за каких-либо травм. Мы будем привлекать все возможные ресурсы, в том числе  малый и средний бизнес для того, чтобы создать комфортную среду для этих категорий граждан.

Что ж, дело серьезное, нужное, крайне необходимое. Наверное, каждый из горожан сможет внести свою лепту в создание доступной среды для окружающих. А нужно для этого совсем не много, вернее много, но не денег. Нужно много сердца и хоть чуть-чуть разума. Взять хотя бы водителей. Ведь не стоит большого труда останавливаться на перекрестке так, чтобы видеть всех, кто переходит дорогу. И уж не требуется особых усилий для того, чтобы не занимать на стоянках возле магазинов места, предназначенные для инвалидов. Как правило, там, где они находятся, самое удобное, а, порой, и единственное место, где инвалид сможет спокойно выйти из машины и отправиться за покупками.

Для строителей и предпринимателей тоже не составит труда не «залазить» на тротуары порожками своих строений, ведь это может привести не только к падению человека, но и к получению серьезных травм. Особенно возле такой лестницы, расположенной по ул. Просвещения, рядом с Домом работников просвещения, как показано на фото. Удивительно, как управление архитектуры вообще дало разрешение на такое, ведь там, в сумерках, не только слабовидящий, но и обычный человек может получить увечья.

Да и всем остальным людям не стоит оставаться в стороне от этих проблем, особенно в местах общего пользования и в общественном транспорте, где инвалид наименее защищен.

 Виктор Жженов.