Сегодня:

Прошел очередной театральный сезон, — насыщенный премьерами и уже давно полюбившимися зрителям работами. Были у нас и гости из Тамбовского драматического театра, горячо принятые новочеркасской публикой. Год выдался у театра непростой, но интересный и вселяющий светлые надежды на будущее. Прежде всего они связаны с тем, что коллектив театра в отличной форме и полон самых смелых планов. Год назад на наших страницах мы представили читателям нового директора театра – Полину Конышеву. Тогда мы много говорили, и тоже о планах. Сегодня, в преддверии юбилейного театрального сезона, Полина Юрьевна снова наша гостья. Ну… если быть абсолютно точным, то это мы в гости напросились. Чайку попить и поговорить по душам о том, чем порадовал год прошедший и что тревожит директора сегодня.

— Полина Юрьевна, невооруженным глазом видно, что за этот год вы стали патриотом нашего театра. Я ведь не ошибся?

— Я и правда стала патриотом не только театра, но и города. Когда я шла работать в наш театр, конечно, я была наслышана о новочеркасском коллективе и работе его художественного руководителя, но прямого контакта еще не было. Уже тут я открыла для себя совершенно удивительную труппу, труппу, не похожую ни на какую другую. Это одна из самых больших достоинств новочеркасского театра и заслуг Леонида Шатохина. Ему удалось собрать и воспитать очень яркий коллектив талантливых актеров, некоторые из них приехали из других городов, чтобы работать здесь, у нас. Кроме того, хочется отметить невероятную трудоспособность коллектива. Далеко не каждый театр может этим похвастаться. Люди работают с большим удовольствием. На последнем собрании коллектива, где подводились итоги прошедшего сезона, было озвучено общее количество выступлений, включая выездные детские, новогодние спектакли. Цифра внушительная – триста девятнадцать спектаклей! Были дни, когда артисты давали до восьми выступлений в день! Конечно, это с учетом выездов, но самое главное, что это одни и те же люди. Некоторым порой вообще приходилось ночевать в театре, потому что выступления в «Кабаре» заканчиваются очень поздно, а рано утром надо уже выезжать в детские учреждения. Работа в таком коллективе, коллективе людей, влюбленных в свою профессию, очень приятна и комфортна. Еще хотелось бы отметить, что те планы, те задачи, которые мы ставили перед собой в начале прошедшего сезона, осуществились. Мы справились. Причем такой спектакль, как «Лев зимой» очень сложен. Времени на раскачку не было. Постановка и репетиции спектакля шли «без отрыва от производства», и тот успех, который принесла нам эта премьера, безусловно, заслуга всего коллектива театра. А ведь это не единственная премьера сезона. Кроме этой драмы, мы представили зрителю еще несколько работ: «Последняя любовь Насреддина», «Очень простая история», детские спектакли «Русалочка» и «Бука». А ведь помимо этого были еще и «Комплимент», и вечер памяти Леонида Шатохина.

— А что вы можете сказать о работе вспомогательных цехов?

— Конечно, театр без артистов – не театр, но обойти стороной работу остальных работников было бы абсолютно неправильно. В Новочеркасске трудится очень сплоченная творческая команда, недооценить которую невозможно. Это и пошивочный, и бутафорский цех, и костюмеры, и гримеры, и монтировщики, другие цеха. Тот большой организм, работа которого вроде не видна на первый взгляд и не всем понятна, но без нее невозможно обойтись. Более того, их не так уж и много, а работа ведется колоссальная, им так же приходится жить в очень напряженном режиме, как и актерам. Благодаря этим людям в том числе нам удалось все задуманное. Взять хотя бы пошивочный цех. Там работают настоящие профессионалы своего дела, большие искусницы, ведь все индивидуальные костюмы героев шьются именно ими. Многие гости нашего театра отмечают высокое качество и наших костюмов, и наших декораций – произведения нашего бутафорского цеха. Я хочу сказать, что у нас в театре работают люди, которые по-настоящему умеют работать и любят свою работу, любят театр.

— Сейчас зрители довольно своеобразны, многие из них не понимают значение живого театрального искусства. Как вы работаете со зрителем? Какие предложения помимо большой сцены разрабатываются для того, чтобы театр опять занял свое заслуженное место в жизни каждого человека?

— Работа со зрителем – это очень емкий вопрос. Конечно, за своего зрителя приходится бороться. В этом году мы пытались расширить работу в этом направлении, особенно в сфере распространения билетов, а это очень не просто, так как «товар» не совсем обычный. То есть мало иметь определенную жилку, нужно еще и знать спектакли, любить театр, любить этот вид искусства, суметь донести эту любовь до зрителей. Во многих случаях для этого приходится воздействовать на психику стандартного мышления, привыкшего к экрану и не понимающего всю глубину живого искусства. В дальнейшем мы собираемся еще более активно развивать это направление, возможно, даже реструктуризировать службу. Особое внимание мы намереваемся обратить на обратную связь – диалог со зрителем. Нам очень важно знать, как он оценивает нашу работу, насколько востребованы спектакли нашего репертуара, чего ждет от нас зритель и в каком направлении нам двигаться.

Кроме этого, мы расширили рекламную деятельность, сделали ее более яркой. У нас много полиграфической продукции, рекламы на радио, в СМИ. В новом сезоне мы рассчитываем запустить новый, более современный удобный и информативный сайт театра. Уже попробовали такой инструмент, как электронная продажа билетов, и будем использовать и совершенствовать его в дальнейшем. Стараемся не стоять на месте, пробовать новые способы общения, развивать и расширять работу с коллективами предприятий и организаций, профсоюзами. Думаю, каждый шаг, каждый нюанс, позволяющий сделать дорогу в театр еще легче, поможет и привлечет нашего зрителя.

— Ну а теперь давайте поговорим о наших самых важных, главных зрителях — о детях. Ведь для них культура должна стать той основой, на которой сформируется их личность, интеллект, характер.

— В этом году мы выпустили спектакль «Русалочка», который очень понравился и взрослым и детям. Да мы и сами им любуемся и гордимся. Более того, наши эксперты из донского театрального сообщества тоже очень высоко оценили эту работу, — как режиссерскую работу, так и оформление спектакля. Если говорить о нем в рамках прошедшего сезона, то это, безусловно, одна из наших побед. Другой спектакль для малышей, который мы вывозили в детские сады, а теперь и в летние лагеря — «Бука» — тоже пользуется большим успехом. Это очень веселая, добрая история о добре и дружбе. Примечательно, что в ней задействованы сами ребята-зрители, они активно принимают участие в “перевоспитании” главного героя.

На достигнутом останавливаться не собираемся. Будем ставить и другие детские спектакли, всегда добрые, веселые, которые так любят наши дети. Причем это будут работы как выездного формата, так и спектакли для большой сцены. И не нужно забывать, что у нас есть своя детская студия, в которой детям преподают основы актерской деятельности. Здесь они получают свои первые навыки игры, первые знания, а после обучения могут поступить и в высшие профильные учебные заведения и продолжить работу в нашей труппе.

Кроме этого, у нас в коллективе есть еще идеи, в том числе по использованию малой сцены. В новом сезоне мы рассчитываем использовать еще один зал для проведения мероприятий для разных возрастных категорий. Условное название формата «Театральная гостиная», где будут проходить и литературные, и драматические, и поэтические вечера. У нас в труппе есть замечательные артисты, прекрасные чтецы, которые, несомненно, могут создать на такой сцене соответствующую атмосферу. Думаю, нам удастся в новом сезоне провести несколько таких вечеров, посвященных творчеству классиков разных времен. Да и не только, ведь следующий год – год юбилея победы в Великой Отечественной войне, год юбилейного сезона нашего театра. Для мероприятий такого плана малая сцена подходит как нельзя лучше, потому что, с одной стороны, это литературная или театральная композиция, с другой, живое обсуждение с участием всех присутствующих.

Кроме того, «Театральная гостиная» может быть интересной не только для взрослых, но и для детей абсолютно разных возрастных категорий, от самых маленьких до учеников старших классов. Ведь можно проводить целые серии мероприятий по произведениям школьной программы. Я думаю, школьникам было бы намного легче и интересней изучать произведения русских классиков, имея такого рода живые иллюстрации в исполнении профессиональных артистов. Это великолепное подспорье и учителям и ученикам. Театр просто необходим юному поколению. Ведь его основная деятельность – именно воспитание. Причем воспитание не только молодого поколения. Сейчас настолько сумасшедший ритм жизни, что многим людям просто необходимо изредка останавливаться для того, чтобы прийти в себя, вспомнить о вечных человеческих ценностях, ощутить природу прекрасного. И театр подходит для этого лучше всего. Очень надеемся на взаимопонимание и сотрудничество с педагогами и управлением образования, ведь наши задачи вполне созвучны с тем, чему, в том числе, призвана служить педагогика.

— Ни для кого не секрет, что постепенно мелеют финансовые потоки, которые государство выделяет на предприятия культуры. В других городах приходят в упадок дома культуры, библиотеки, музыкальные учреждения, театры теряют свой уровень, актеров и, соответственно, зрителей. Как обстоит дело с нашим театром?

— К нашему театру хорошее отношение со стороны критиков, со стороны почитателей театрального искусства, его зрителей. И наша задача, с которой коллектив успешно справляется, — это максимально сохранить все то хорошее, что появлялось в театре с первого дня существования и до нынешнего времени. Ни в коем случае не опускать планку того высокого уровня работ, которыми всегда славился наш театр. А с другой стороны, продолжать развиваться в ключе современных требований зрителя к спектаклям. Качество, которого ждет от нас зритель, непрерывно растет. Этот рост требует дополнительных затрат, и финансовые проблемы, безусловно, существуют.

Если брать зарубежные театры, то огромную роль в финансировании играют крупные компании и бизнесмены. К сожалению, в России сегодня слишком слабо развито меценатство и поддержка театров. И очень жаль, ведь мы можем быть полезны друг другу, и сотрудничество между бизнесом и культурой более чем продуктивно. Конечно, нынешнее время не простое, как для театрального сообщества, так и для бизнесменов, но мы все-таки надеемся на то, что такой союз обязательно возникнет.

Что касается поддержки театра государством, то нужно понять очень серьезную вещь. Театр – это достояние государства. Равно как медицина, образование и так далее. И как всякое достояние, он требует расходов, которые также ложатся бременем на плечи государства. Одно без другого существовать никак не может. Поэтому все очень сильно зависит от того, насколько необходим театр нашему государству. Если завтра прекратится финансирование из бюджета, то тот театр, о котором мы сегодня с вами так много говорили, исчезнет и на его место придет нечто другое, с иными формами и способами выживания. Это нехорошо, так как при более благоприятных условиях возродить былые театральные традиции будет во сто крат сложнее, нежели сохранить сейчас. В моем представлении, такого допустить никак нельзя.

— Прекрасно. Тогда расскажите нам по секрету о том, чем порадуете нас в новом сезоне.

— Это юбилейный, сто девяностый сезон нашего театра, и это год стапятидесятилетия со дня рождения Веры Федоровны Комиссаржевской, имя которой носит наш Новочеркасский театр. Поэтому работа над будущими премьерами уже ведется, мы рассмотрели массу предложений и хотим открыть юбилейный сезон показом постановки «Бесприданница» по А.Н. Островскому. Этот спектакль знаковый, так как роль, сыгранная именно в нем, прославила Веру Федоровну. Она совершенно по-новому показала образ своей героини, и нам кажется, что зрителю будет очень интересна эта постановка. Кроме всего прочего «Бесприданница» относится к классическому жанру, что необходимо нашему театру, и входит в школьную программу. Тем самым мы рассчитываем, что спектакль будет востребован очень большой аудиторией зрителей всех возрастов от любителей творчества Островского до школьников. Постановка обещает быть яркой, интересной. На сегодняшний день уже есть эскизы художника, через несколько дней к нам приезжает режиссер Игорь Черкашин (худрук Орловского драматического театра). Мы постарались задействовать специалистов высокого класса и надеемся, что этот спектакль будет оценен зрителями и займет достойное место в репертуаре нашего театра.

Помимо этого мы продолжим тему классики Островского и собираемся восстановить спектакль «Гроза», который по ряду причин выпал из репертуара и давно не показывался зрителю. Также будем готовить новый полноформатный детский спектакль, новую программу «Кабаре», как уже говорилось, собираемся открывать, «Театральную гостиную» на малой сцене. А об остальных планах пока умолчу, чтобы порадовать наших зрителей приятными сюрпризами.

До открытия юбилейного театрального сезона осталось не так уж много времени, но уже не терпится вновь войти в эти стены, ощутить неповторимый дух зрительного зала и снова принять это ни с чем не сравнимое отдохновение от будничных забот. Как же здорово, что у нас есть наш любимый, замечательный театр, которым мы гордимся по праву.

Александр Попов.