Сегодня: 19 апреля 6093, Воскресенье

27 мая завершилась выставка современного искусства в Доме-музее М.Б. Грекова.  Провинциальное небытие, как всегда, вяло поглотило этот культурный всплеск. Инициатором проведения  выставки был В.И. Шкуропадский. Своей активной деятельностью Владимир Иванович пытается приучить местного зрителя к восприятию  авангарда.  В России вообще отношение к передовому искусству в лучшем случае настороженное, если не враждебное. В Ростове-на-Дону среди уличных художников существует примета: если никто из прохожих возмущенно не спросил о «Черном квадрате» Малевича, то день не задался.

Все знают, что в этом году вековой юбилей начала Первой мировой войны, но мало кому известно, что в 2015 году исполняется 100 лет произведению Малевича. Споры о нем не утихают до сих пор. Многие не догадываются о влиянии русского авангарда на мировую архитектуру и все виды дизайна. Вся материальная среда современного  города  оформлена по архитектонам Малевича. Европа и Запад вообще воспринимает Россию только через авангард. Как сказал Андрей Дмитриевич Сарабьянов: «Русский авангард  — это бренд во всем мире, только не в самой России». Наконец выходит его четырехтомник «Энциклопедия русского авангарда». Это десятилетний труд многих ученых и исследователей.  Надеюсь, он станет путеводителем  всем любителям искусства. Но теперь вернемся к нашей выставке.

Участники экспозиции — в основном молодежь.  Преобладания особого каких-то чисто актуальных направлений нет. Много графики и достаточно реалистических работ. Наталья Беляева представлена  своими калейдоскопическими фейерверками.  «Плач невидимки» минорный по названию и очищающий по воздействию.   Африканский цикл Валерии Амелиной ближе к интерьерной декоративной живописи, написанной с долей юмора. У Владимира Шкуропадского в «Искушении цветом» тюбик с бикфордовым шнуром, который  через минуту разорвется  на нетронутой палитре. Людмила Олейник пользуется  подбором необычных материалов. Ее композиции не имеют объемного звучания, решения плоскостные, но подборки пятен гармоничны и уравновешенны.

На открытии выставки присутствовали  художники из Шахт, которые вместе с «мишкинцами» осваивали пленэр. Они очень тепло отозвались о выставке. Глава новочеркасского клуба художников Константин Сиденин пожелал всем участникам выставки не останавливаться на достигнутом. Он сказал: «Успех в творчестве зависит от вложения ресурсо-часов в труд. Сколько вы внимания уделите ему, столько признания и внимания зрителя получите».  Не будем вспоминать пушкинских героев, где спор трудяги Сальери и праздного гуляки Моцарта не очень хорошо закончился.  Как говорил Сальвадор Дали: «Научитесь писать, как старые мастера, а потом пишите, как хотите». Некоторые действуют от обратного.

Но смотрим работы дальше. Вполне традиционен парный портрет Игоря Конова. На фоне холодноватой набережной Невы парень и девушка созерцают архитектурные мотивы культурной столицы. Возможно, художественный опыт автора не обошелся без фотофиксации. Портреты — дефицит на новочеркасских выставках, поэтому портрет не с натуры или даже портретная композиция достойны признания.

Графические композиции Ксении и Дианы Бабенко вполне могут служить книжными иллюстрациями по стилю и подходу.

Особо мне хотелось отметить графику Евгении Канунниковой. В ее работах ощущается влияние швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера (две недели назад его не стало). Евгения дает каждому своему графическому опусу авторский комментарий в поэтической форме. Но самое главное — это подача и оформление. Не являясь поклонником деструктивизма и биомеханического восприятия, я восхищен безупречным авторским оформлением графики. Чаще живописцам не хватает последнего усилия в подборе рамки, света, не говоря уже об оформлении среды экспонирования. Хотя это должны делать галерейщики, но у нас пока самообслуживание. От подачи тоже многое зависит.1022

Желаем всем молодым художникам вдохновения, активности в современной культурной практике. Организаторам пожелал бы соблюдать чистоту жанра, т.е. меньше предаваться устным рассуждениям. Все-таки картины должны больше говорить за художника, а не он о них.  Тогда живопись становится фоном, декорацией, и начинается театр, если преобладает разговорный жанр.

 Сергей Шабанов, искусствовед.