Сегодня:

Вы не были на премьере?

Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской  радует новочеркасскую публику премьерой уже в четвертый раз. До этого труппа театра представила на суд зрителя две совершенно разные по жанру, но одинаково наполненные глубоким смыслом работы. «Лев зимой» Дж. Голдмена и «Очень простая история» М. Ладо пьесы сложные, с широким драматическим диапазоном. Тот самый материал, который дает размах режиссерскому и актерскому творчеству, и зрительским переживаниям. Третьим спектаклем, созданным в этом сезоне, стала красочная и очень необычно выстроенная история о принцессе Русалочке. И вот, в минувшие выходные Новочеркасский драматический давал новую премьеру! На сей раз это был музыкальный спектакль в двух действиях по пьесе В. Константинова и Б. Рацера «Последняя любовь Насреддина». Режиссер-постановщик – главный режиссер из Санкт Петербурга А.Ю. Лебедев. В нашем театре Александр Юрьевич уже ставил спектакль «За двумя зайцами». Художник-постановщик – Александр Лютов, поставивший в разных театрах страны более 70 спектаклей. Один из последних у нас – «Лев зимой». Автор музыки к спектаклю – эпохальный композитор Александр Колкер. Он написал музыку к кинофильмам “Труффальдино из Бергамо”, “Трое в лодке, не считая собаки”, “Волшебная сила искусства” и многим другим.

Надо сказать, что ждали мы «Насреддина» с интересом. Даже с любопытством. Заглянув заранее в саму пьесу, нашли, что она проста, незамысловата и представляет собой материал отнюдь не для гурманов сценического продукта, а, скорее — для спектакля облегченного жанра, который особой пищи для ума не даст, но и о времени проведенном жалеть не станешь – надо же когда-то и отдыхать…

Вы не были на премьере?!

Первый же день премьеры принес оглушительный триумф. Веселая история о мудром и остроумном, легендарном Насреддине – грозе всех эксплуататоров и защитнике всех угнетаемых, пришедшая к нам с Востока, принесла зрителям шквал положительных эмоций. Создателям спектакля удалось превратить эту незатейливую пьесу в зрелищный и запоминающийся симбиоз мюзикла, оперетты и комедии. Вот так у них получилось. Всего за полтора месяца.

О чем эта история? Конечно, о крепкой дружбе, настоящей любви и истинных ценностях. Но это, так сказать, авторами пьесы открытым текстом подано. Новочеркасской публике «Последняя любовь Насреддина» полюбилась, потому что это яркая феерия красок, отличного вокала, хореографии и блистательной игры актеров. Кстати, в музыкальной драматургии общепризнанно главенствует вокал и хореография, особенно в оперетте. С драматической составляющей несколько… тише. И наоборот, как правило, актеры драматические или петь умеют, или двигаться в танце. Три в одном – случаи редкого дара божьего. На сцене нашего тетра публика услышала очень приличный вокал, увидела много красивых танцев (хореография Екатерины Пуличевой и Игоря Вакулы, музыкальное оформление Анатолия Бескостенко), и все это послужило достойной оправой блистательной игре актеров.

На предшествовавшей премьере пресс-конференции художник-постановщик Александр Лютов рассказывал нам, что это его первая профессиональная встреча с Насреддином:

— Мы не ставили себе цели представить на сцене классический Восток. Наш спектакль – это наша фантазия на тему Востока. Так мы его увидели, так мы почувствовали всю эту историю, которая понятна во все времена и всем народам.

Действительно, то, о чем спектакль, не имеет ни национальности, ни географических очертаний. Это сама жизнь, хоть она и меняется со временем. Эта связь времен и культур может быть в чем угодно. Создатели спектакля нашли ее в яркости (почти скоморошьей) красок, символичности предметов и образов. Даже костюмы героев – это «вариация на тему». Повествователи истории по замыслу авторов пьесы – музыканты (они же опахальщики, стражники, носильщики и евнухи): первый, второй и третий (Алексей Ситников, Александр Барков и Артур Исаев, Александр Войнов). По видению режиссера, эта троица предстала пред зрителями в футболках с нашитым порядковым номером, штанах, похожих скорее на спортивное трико, обвязанных на восточный манер платками и с футбольным мячом. Ему режиссером была уготована миссия особая. Вначале он символизировал ароматную дыню – «визитную карточку» всех восточных базаров. А что такое базар? Это торговля. И вся наша жизнь для кого-то – просто место для торга: должностями, положением, свободой, совестью, чувствами, принципами. Вот эта дыня-мяч, открывшая нам иллюзию древней Бухары, по ходу действия приобретала иные смысловые нагрузки. Необычное решение, но оно органично и с другими моментами. Например, с тем, как персонажи древнего Востока чисто по-русски жмут руки, эдак, «даешь пять!», или шутят чисто по-советски: «Думай в столбик!», — повелевает визирю Эмир. Его, жадного и глупого, сотворил на сцене заслуженный артист России Александр Коняхин. Всегда удивлялась, как ему удается годами сохранять отличную спортивную форму, а в тот вечер видела перед собой жирного ленивого обжору и снова удивлялась: а это как ему удается? А любимый ишак Насреддина, он же Молчун (Степан Демаков), танцующий посреди древней Бухары в лучших традициях современных дискотек и ночных клубов! А что? Насреддин – загадка всех времен и народов. С ним все возможно. В общем, диссонанса не ощущалось, скорее наоборот, история стала ближе.

Вы не были на премьере…

Легендарный Насреддин, неуловимый, мистический. Он – герой грез мечтательных девушек и просто герой для всех вольнодумствующих юношей. И гроза всех глупых, жадных,  жестоких и несправедливых богачей. Его оружие – острый ум, его сила – стойкость духа, его бессмертие – народная любовь. Игорь Лебедев, сыгравший эту роль, был не просто убедителен. Казалось, он просто был на сцене самим собой. Несомненно, он – главный герой. Но несколько персонажей в спектакле придали ему особую прелесть. Вновь приятно удивил публику Эдуард Мурушкин. Блистательно сыграл три роли! Все три характера его героев абсолютно разные, просто полярные – Немузыкант (подмастерье, инструмент для музыкантов-рассказчиков), он же дряхлый старик, хитрый и злопамятный сластолюбец, и тут же он – глупый, но коварный карьерист на службе у Эмира. Все его перевоплощения – большой и искренний респект, как режиссеру, так и актеру. Поддаваясь восточности момента, хочется сказать: О, это был ба-а-алшой алмаз в сокровищинице си-пи-ки-та-ки-ля!

Это надо видеть – описать невозможно. Как невозможно описать и триумф Степана Демакова. За все два действия его Ишак произнес не больше восьми слов и полтора междометия, НО! Как он это делал… А КАК он молчал… Вы когда-нибудь наблюдали за этими животными? Вспомните, они всегда что-нибудь жуют, и непременно преисполненные чувства самодостаточности и достоинства. Таков и был демаковский Ишак. Мог ли Насреддин не любить это замечательное животное? Еще одна драгоценность в этой сокровищнице – дуэт Ишака и Насреддина. Бинго. Браво, Степан! Несомненно, это большая актерская победа молодого, но очень одаренного артиста, одаренного  разносторонне. Демаков пел, и слушать его было приятно, он танцевал, и это было действительно красиво. При этом планка его драматического таланта на достойной отметке. В оба вечера премьеры публика рукоплескала ему с особым усердием.10,121

Режиссер Александр Лебедев этот спектакль ставит не впервые, но сказал, что наш Рашид – ученик Насреддина – лучший из всех Рашидов, которых ему приходилось видеть. Алексей Бычков сыграл эту роль. Актер острохарактерный, щедро делящийся со зрителем эмоциями. Его герой в «Насреддине», похоже, близок ему по духу – тоже прямое попадание режиссера.

Весьма колоритны были в роли визиря, ставшего волею судьбы евнухом, Сергей Наджафов и Вячеслав Лозицкий в роли чайханщика Бахрама. Меджуна-ханум –прорицательница и самоиспеченная целительница (заслуженная артистка России Людмила Фадеева и Ольга Ситникова), старшая жена в гареме Эмира Фатима (Людмила Ильина, Наталья Лебедева), и весь театральный девичий цветник в роли наложниц гарема…  Благодаря художнику-постановщику они, в костюмах, открывающих самые волнующие места и интригующе прикрывающих еще более волнующие, были обворожительны. Мужская часть зрителей выдохнула и дышать не смела! Стоит отметить работу художника по свету Ирины Вторниковой – помимо общей приятности, она, несомненно, усилила некоторые режиссерские находки.

Этот спектакль станет одним из любимых новочеркасской публикой. Его с удовольствием будут смотреть еще и еще раз, потому что это действительно отличная работа всех его «родителей».

Все-таки, Восток – дело тонкое… его нельзя понять, можно лишь чувствовать. По-своему, конечно, как и подобает настоящим творцам искусства. И только тонко чувствующий творец способен заполнить своим мастерством и талантом «белые пятна», оставленные авторами пьесы, возможно, для полета фантазии тех, в чьи руки она попадет.

 Ирина Гаврилова.

 От редакции: Напоминаем читателям, что парад премьер 189 театрального сезона пройдет совсем скоро:

30 мая в 19-00 ч. —  «Очень простая история»,

31 мая в 18-00 ч. – «Лев зимой»,

1 июня в 18 часов – «Последняя любовь Насреддина».

А «Принцессу Русалочку» дети и взрослые смогут посмотреть в Международный день защиты детей, 1 июня в 12 часов. Не пропустите!