Сегодня:

ДЛЯ  КОГО  ЭТО  ДЕЛАЕТСЯ?

Владимир Владимирович Путин заявил на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике:

“В небольших населённых пунктах, на селе ликвидируются родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты. Мы исходили из того, что в рамках программы модернизации здравоохранения их сеть будет расширяться, их качество будет улучшаться, а здесь люди пишут о том, что, наоборот, их количество сокращается. Я понимаю, идея-то в чём заключается – в том, чтобы создать какие-то лучше оснащённые центры – районные, межрайонные. Идея хорошая, но нужно исходить из реалий нашей жизни. Нужно посмотреть на что: дорожная сеть в каком состоянии, связь как работает, можно ли добраться женщинам в их положении во вновь создаваемые центры. Если это невозможно, то тогда ДЛЯ КОГО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?”.

А это слова министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой:

«В каждом конкретном случае вопрос о сокращении или расширении коечного фонда в том или ином лечебно-профилактическом учреждении должен решаться индивидуально. Однако, как это нередко бывает, пожелания и рекомендации на местах воспринимают как директиву, хотя НИКАКИХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАДАЧ ПО СОКРАЩЕНИЮ КОЕК, А ТАКЖЕ СОКРАЩЕНИЮ КАДРОВ В СТАЦИОНАРАХ МИНЗДРАВ РФ НЕ СТАВИЛ. На местах должны принимать решения о распоряжении коечным фондом исходя из реальных потребностей региона или населенного пункта».

Татьяна Васильевна Гудкова, вы с президентом и министром не согласны?

Есть, конечно, и такое мнение. Реструктуризация круглосуточных коек в койки дневного стационара экономически целесообразна, отметил директор территориального ФОМС Ростовской области Алексей Решетников на совещании, посвященном итогам работы областной медицины в 2013 году. Для тех докторов, которые слова «реструктуризация» и «оптимизация» расценивают как сокращение медицинских организаций и коечного фонда, Алексей Решетников объяснил, что это неверное понимание вопроса.

А что же депутаты Ростовской области?

В марте прошлого года в Законодательном Собрании Дона под эгидой Общероссийского народного фронта прошел «круглый стол», посвященный одной из самых острых проблем реализации реформы здравоохранения — сокращению коечного фонда в медицинских учреждениях. Согласно прозвучавшему докладу министра здравоохранение РО Татьяны Быковской, проблем, связанных с сокращением коечного фонда на Дону нет. И все-таки…

«Сегодня нас интересует не столько экономические параметры здравоохранения как отрасли, а именно социальное самочувствие населения, — подчеркнула Валентина Маринова, председатель комитета ЗС РО по образованию. — Проекты по модернизации здравоохранения и образования — самые крупные за последние три года как с точки зрения областного, так и с позиции федерального бюджетов. И для дальнейшего реформирования этих сфер НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ДЛЯ КОТОРОГО ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ».

Вот как! А население с «оптимизацией» на ул. Мичурина в Новочеркасске в корне не согласно!

Готовя эту статью, я не могла обойти вопросы экономии и, соответственно, экономики. И, познакомившись с цифрами, честно говоря, получила шок.

В феврале этого года президент «Лиги пациентов» А.В. Саверский писал президенту В.В. Путину письмо о недопустимости сокращения расходов на медицину, что следовало из тогда еще проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (15 апреля 2014 года она была утверждена). Проект предусматривал снижение финансирования указанной программы по объемам бюджетных ассигнований в 2014-2016гг. более чем на 400 млрд. рублей. При этом экономия выходила на ряде мероприятий важнейших подпрограмм, в том числе — «Охрана здоровья матери и ребенка». «Этот сигнал вызовет ответную реакцию со стороны населения в виде недоверия к власти и к гаранту конституционных прав, — писал А.В. Саверский. Здесь и экономика резко меняет свое значение, поскольку недоверяющее население принесет экономике страны намного больше вреда, чем те 400 млрд. руб., на которых государство пытается сэкономить».

На Дону действует государственная программа Ростовской области «Развитие здравоохранения» с 2014 по 2020 год.  В ней есть подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка». Планов здесь – «громадьё», но…  Денег на них в 2015, 2016, 2017 и 2020 году – ни копейки!!! Не верите? Смотрите сами:

Ресурсное обеспечение подпрограммы         – всего 254 968,5 тыс. рублей, из них:

2014 год – 165 143,3 тыс. рублей;

2018 год – 49 400,0 тыс. рублей;

2019 год – 40 425,2 тыс. рублей;

средства федерального бюджета – 35 228,4 тыс. рублей, из них:

2014 год – 35 228,4 тыс. рублей;

средства областного бюджета – 180 134,3 тыс. рублей, из них:

2014 год – 112 765,4 тыс. рублей;

2015 год – 0,0 тыс. рублей;

2016 год – 0,0 тыс. рублей;

2017 год – 0,0 тыс. рублей;

2018 год – 37 050,0 тыс. рублей;

2019 год – 30 318,9 тыс. рублей;

2020 год – 0,0 тыс. рублей;

средства местного бюджета 39 605,8 тыс. рублей, из них:

2014 год – 17 149,5 тыс. рублей;

2015 год – 0,0 тыс. рублей;

2016 год – 0,0 тыс. рублей;

2017 год – 0,0 тыс. рублей;

2018 год – 12 350,0 тыс. рублей;

2019 год – 10 106,3 тыс. рублей;

2020 год – 0,0 тыс. рублей.

Может, я чего-то не понимаю, уважаемые областные чиновники и депутаты. Но, думаю, главное: в ближайшее время манна небесная не наступит. Так, может, не будем в Новочеркасске резать по живому – попробуем лечить? Сохраним то, что имеем хорошего?2,121

О  СТАТИСТИКЕ  И  СТАТИСТАХ

Смею утверждать, что решение об «оптимизации» гинекологического отделения горбольницы № 1 принималось в кулуарах, в коридорах управления новочеркасского здравоохранения. Не случайно сейчас обращениями сотен женщин занимаются три комиссии Общественной палаты, депутаты городской Думы, общественный совет при управлении труда и социальной защиты. Совет ОП и совет при УТиСЗ обратились к мэру с просьбой приостановить действия приказов о сокращении как коек в отделении, так и штатов медперсонала.

Депутаты, как вы уже знаете, выезжали «на место», готовится решение по итогам. Совет при УТиСЗ начал проведение глубокого исследования качества, доступности и востребованности медицинских услуг в части гинекологии в городе. Прошло экстренное объединенное заседание трех комиссий Общественной палаты: по социально-экономической политике и улучшению качества жизни горожан, по развитию жилищно-коммунальной политики и городской инфраструктуры, по защите прав человека и развитию гражданского общества. О последнем – подробнее.

На заседание были приглашены: начальник управление здравоохранения Т.В. Гудкова, ее заместитель О.Л. Андрейченко, главный врач горбольницы № 1 В.В. Базавова, главврач специализированной гинекологической больницы Г.В. Криворучко, заведующий гинекологическим отделением горбольницы № 1 С.Г. Охтеменко и его коллеги.

Гудкова, Андрейченко и Базавова не только не пытались отстоять отделение, но еще и неоднократно вводили собравшихся в заблуждение. Так, в вину медикам ставилось то, что еще в 2007 году в отделение была приобретена эндохирургическая стойка, но до настоящего времени она не используется. На заседании выяснилось: оборудование недоукоплектовано, работать на нем нельзя.  Чиновники утверждали: медики не хотели учиться работать на стойке. Медики парировали: хотели, но нас не пустили.

Интересная песня – со статистикой. Т.В. Гудкова подготовила в Думу справку о работе отделения. На многие вопросы не ответила вообще. Например: «Количество обращений за экстренной помощью в ночное время в данные медицинские учреждения (больница на Фрунзе и отделение на Мичурина – коммент. «ЧЛ») – показатель статистически не учитывается.

Как же так? Это один из камней преткновения! Одно из обоснований, почему нельзя лишить Октябрьский круглосуточных коек: люди обращаются сюда ночью в экстренных случаях, а до города можно не успеть доехать.

Ответ я нашла в справках самого отделения и зачитала собравшимся:

— Экстренные операции с 16 часов до 8 часов утра: июль 2013 года – 7 «малых», сентябрь – 4 «малых» и 4 полостных, октябрь – 6 «малых» и 1 полостная, ноябрь — 8 «малых» и 1 полостная…

— Это где вы такое нашли? – встрепенулась О.Л. Андрейченко. – Я у них такого не видела.

— В книге учета пациентов, — подал голос С.Г. Охтеменко.

— Вы какой год смотрели, Ольга Леонидовна?

— Этот.

— А это – 13-й.

В нынешнем году данных по операциям действительно нет: по экстренным показаниям пациентов везут на Фрунзе. Пока довозят. А вот довезли ли бы больную Татьяну Н., поступившую на Мичурина ночью 18 сентября? В документах отделения о ней запись: «… доставлена в крайне тяжелом состоянии – реанимация, перелито 6 листов плазмы и крови + произведена экстренная полостная операция».

Кстати, вопрос о доставке больных в город Гудковой задали: как проехать скорой помощи, когда на Хотунке вечные пробки? Татьяна Васильевна оптимистично заверила: машину с мигалкой обязаны пропускать и всегда пропускают.

— Да бывает, что люди и рады бы пропустить, но машины так плотно стоят, что просто невозможно! – не приняли ответа чиновницы собравшиеся. – Это до первого смертельного случая!

Выяснилось: 5 мая гинекологию на Мичурина проверял Роспотребнадзор. Понятно, указал на все проблемы «временно» размещенного отделения. Отсутствует приемный покой; прием и первичный осмотр на гинекологическом кресле осуществляется в коридоре здания, формально разделенном ширмой; раздевалка для пациентов и сотрудников расположена в одном помещении; отсутствует комната для персонала, не созданы условия для приема пищи; койки дневного стационара расположены в коридоре, отделены формально ширмой; многочисленные нарушения целостности пола, покрытия стен, негерметичны стыки линолеума…

— Их вообще могут сейчас через суд закрыть! – заявила главврач горбольницы № 1 В.В. Базавова.

Попавший в подобную коллизию руководитель обычно пытается «миром» разойтись с проверяющими, обещая даже уже в суде устранить недостатки (стены-то покрасить да линолеум залатать можно!), принося гарантийные письма, бьется до последнего – дело-то дороже. А тут и вовсе – пациенты! Но…

— Да было бы постановление, еще вчера б закрыли! – откровенно сообщает Гудкова.

Члены Общественной палаты пытаются увещевать: люди просят оставить отделение, врачей, письма пишут во все инстанции. И тут вступает в спор Г.В. Криворучко:

— Да че там они вам пишут! На заборе тоже пишут!

— Галина Владимировна, народ президенту еще не то пишет, но он не позволяет себе высказываться в ответ в таком тоне!

ПЛАНОВОЕ  УНИЧТОЖЕНИЕ?

Не могу избавиться от ощущения, что гинекологию в микрорайоне Октябрьском уничтожают по составленному и утвержденному где-то сценарию. В планах на будущее этого отделения, видимо, уже нет. Когда мы с депутатами находились около гинекологического корпуса горбольницы № 1, я спросила Гудкову, какое оборудование входит в стоимость ремонта этого здания.

— Гинекологическое, — ответила Татьяна Васильевна.

— Но зачем заказывать его, если вы считаете, что все лечение этого профиля нужно перевести на Фрунзе?

— Ну, здесь еще были глазное отделение и терапия, — ушла от ответа чиновница.

То есть заказ оборудования это блеф?

Подведем же итоги. С 1999 по 2003 год в горбольнице № 1 действовало платное родильное отделение – по отзывам рожениц, отличнейшее. Когда городской роддом закрыли на ремонт, его перевели сюда, в Октябрьский. Платное отделение тогда закрыли. Роддом вернулся в новое отремонтированное здание на ул. Первомайскую. В Октябрьском родильное отделение больше не открылось.

В 2007 году гинекологическое отделение «временно», говорили на 8 месяцев, перевели в помещение женской консультации на ул. Мичурина, где оно ютится и сейчас. За свои деньги врачи оборудовали операционную (кстати, к ней, в отличие от ширм, стен и линолеума у Роспотребнадзора претензий нет).

Прошло 7 лет. У отделения потихоньку сокращали количество коек. В декабре прошлого года пытались закрыть оперблок. В итоге оставили, убрав экстренную помощь, разрешив делать только плановые операции. Теперь еще один штурм: сокращение коек стационара, а отсюда и сокращение штатов. Из пяти врачей должно остаться двое. Сокращают 9 медсестер, 8 санитарок, санитарку-буфетчицу.

Гудкова не видит проблемы: 3 врача переходят на работу врачами-акушерами-гинекологами женской консультации горбольницы № 1. Это она так решила! Сами медики еще не определись. А по-моему, это неслыханная роскошь: оперирующих врачей сажать на прием в консультацию.2,221

Впрочем, опять это лукавство. Какая «оптимизация структуры ЛПУ города Новочеркасска» и кому она нужна, если отделение одним махом с благословления управления здравоохранения закроет Ростопотребнадзор? Ведь до окончания ремонта гинекологического корпуса больницы ничего лучше коридора и ширмочки на ул. Мичурина отделению никто не предложит.

Елена Надтока.

P.S. Вопрос о ситуации вокруг гинекологического отделения горбольницы № 1 планируется рассмотреть на внеочередном заседании Общественной палаты г. Новочеркасска.

На снимках: зав. гинекологическим отделением на ул. Мичурина — С.Г. Охтеменко, корпус гинекологического отделения горбольницы №1 в ожидании ремонта.