Сегодня:

Заканчивается календарная весна. Кажется, все праздники отмечены, знаменательные даты озвучены, дань памяти собрана и послана туда, куда положено. Настало время остановиться и вспомнить, чем жил наш город в ту пору, когда нынешние бабушки и дедушки лежали в пеленках или только собирались появиться на свет.

Для тех, кто незнаком с особенностями местной печати тридцатых годов, спешу сообщить следующее: каждый номер газеты принято было выпускать под каким-то актуальным лозунгом.  Лозунг «Знамени коммуны» от  28 мая 1934 года звучал так:

ТОТ, КТО ОСТАВЛЯЕТ СУРЕПУ В ХЛЕБАХ – ВРАГ УРОЖАЮ!

Сурепа больше, чем какой-нибудь другой сорняк, пожирает влагу и поэтому надо беспощадно разгромить попытки оставлять сурепу на масло.

 

Колхозной проблематике первая полоса отдана целиком.

 

… «Под бричкой все удобства»…

Дырявая клуня, несколько бричек и кучи одежды на вытопченной траве – вот что называют бригадным табором в Агрофеновском колхозе «Путь к социализму».

В бригаде Назарова колхозники вынуждены спать под волами или совсем под открытым небом. Не менее привлекательная картинка в бригаде Ушанева.

И после решения Райкома совместно с начальниками политотделов к строительству таборов в колхозе еще не приступали.

Ударник

 

Примечательная подпись в духе того времени. Авторы частенько придумывали себе разнообразные псевдонимы: Активист, Зоркий глаз, Наблюдающий, что опускало критические заметки до уровня банальных доносов. Однако не будем их судить. Сегодняшние жители нашей страны, в этом смысле, ничем не отличаются от своих предков.

 

Счастливое детство

 

2150 человек было охвачено мастерскими детской технической станции.

240000 ребят посетили за зиму детский кино-театр.

64 юных теплотехника изготовили паровые машины разных конструкций, 10 движущих паровых машин, пять паровых турбин новейшей конструкции. Детев Гриша, Сибяряков Николай и Кутовенко пользуются особенным уважением у теплотехников.

 

Обращает на себя внимание заметка Г. Мижирицкого «Беспризорный музей».

 

В Новочеркасском донском музее имеются ценнейшие исторические экспонаты, редчайшие произведения мастеров скульптуры, ваятелей, талантливых художников разных стран и веков.

Музей имеет такие произведения искусств, которые составляют драгоценнейший валютный фонд.

Но до сих пор в музее все эти ценности нигде не записаны, нигде не указана их стоимость. Все годы музей существовал и существует без инвентаризационной книги. Богатейшая библиотека музея также не приведена в порядок.

Соседнее здание б.гауптвахты, как имеющее историческую ценность, Горсовет передал музею. Но гауптвахта занята складом овощей. Очень плохо с финансовым состоянием. На самые необходимые расходы по музею нет денег. Музею нужна крепкая помощь.

 

Интересно было бы узнать, когда и, главное, каким манером любимое дитя советского народа, сиречь Красная Армия, прибрала к своим рукам уникальный архитектурный памятник, в котором и по логике, и по праву должны были бы размещаться исторические и культурные ценности донских казаков.

На четвертой полосе, по традиции, много коротких новостных сообщений и объявлений.

 

Три магазина, 15 киосков, из них 4 при политотделах района составляют торговую сеть отделения Книгоцентра. В 1933 году оборот составил  614 000. В этом году торговый план отделения составляет 650 000 рублей.

18 000 экземпляров доклада т.Сталина на XVII партс’ъезде и 10-11 тысяч экземпляров других докладов на с’езде распространило отделение Книгоцентра.

 

Слет знатных людей состоится 30 мая в 6 ч. веч. В летнем клубе Профсоюзов.

 

Об одном из вероятных участников этого мероприятия повествует следующая заметка.

 

Знатным человеком на заводе Центроспирта считается ликерно-наливочный мастер Мейерхольд Владимир Эмильевич, работающий на производстве с 1923 года, производственный стаж 50 лет. Мастер Мейерхольд премирован Главспиртом грамотой и занесен в книгу строителей социализма.

 

Не такие ли публикации служили постоянным источникам вдохновения Илье Ильфу и Михаилу Зощенко?

Рубрика «Витрина брака» сообщает о безобразиях в сфере советской торговли.

 

Магазин ГОРПО №14 (зав. маг. Тулинов). Обслуживает магазин научных работников и их семьи. В помещении грязно, на полу рассыпана мука и другие продукты. В ящиках валяется разный хлам, мусор, тряпки, сера. На мешке с мукой лежит соленая рыба. Полки пустуют, товар спрятан под прилавком. Прейскуранта цен нет. Уборщице магазина поручили продажу хлеба, а личной санитарной книжки у нее нет.  

 

Магазин № 42 артели «Красный кооператор» (зав. маг. Побеленский). Помещается магазин в центре города, но занят на половину. На полках нет товаров. Кондитерские изделия в пыли. Витрина не убрана, прейскурант цен не вывешен. Ни одного лозунга и плаката.

 

Отличительная особенность городской газеты тех лет состоит в том, что более половины печатных площадей занимали материалы критического содержания.  Это как-то не вяжется с расхожими представлениями о «тоталитарном обществе», существовавшем в ту пору. Нынешняя свободная пресса выглядит гораздо спокойней и миролюбивее.

Возможно, руководители тридцатых годов отличались менее тонкой душевной организацией, чем теперь, и не так болезненно реагировали на замечания, опубликованные в СМИ.

 Александр Пряжников