Сегодня:

Каждое утро я вижу, как на проходную завода приезжают автобусы, полные людей, и как мимо проходит приветом из прошлого века старый дребезжащий трамвай с пятью-шестью пассажирами. Этот трамвай совершенно не похож на тот, который вы увидите в Швейцарии, Бельгии или Чехии. Это новочеркасский трамвай, который не менялся уже лет тридцать — только изрядно постарел и стал обходиться дороже. Недавно исполнился год с тех пор, как городские власти пообещали решить вопрос новочеркасского трамвая с помощью публичных слушаний. Как заявил мэр,  горожане должны сами решить, нужен им трамвай или нет. Но дальше заявлений дело пока не пошло. Напротив, на спуске Герцена недавно можно было наблюдать реконструкцию ограждения трамвайного пути. Ограждения не очень красивого и не слишком функционального, но красноречиво свидетельствующего — отказываться от трамвая в его нынешнем виде пока не планируют.

 Давайте посмотрим на ситуацию пристально и трезво: во сколько трамвай обходится нам, горожанам. Во-первых, 32 миллиона рублей ежегодных трат из бюджета — только на содержание и поддержание инфраструктуры в ее нынешнем виде. Во-вторых, для того, чтобы все это замшелое хозяйство реконструировать, потребуется сумма от 600 миллионов рублей до астрономического миллиарда. Плюс грохот, вибрация, разрушение исторических зданий и необходимость постоянного ремонта старых путей и вагонов.

А теперь посмотрим, что нам всем дает трамвай. Аргумент первый — экология. Очень спорный, кстати, аргумент: экологический вклад трамвая и экологический вред от 15-20 автобусов с современными двигателями несоизмерим с выбросами почти любого градообразующего предприятия. Что такое 15 автобусов, которые в состоянии принять на себя нагрузку целого трамвайного депо, по сравнению с ГРЭС? Аргумент второй — удобство. Его попросту нет. Ни один человек не оставит машину дома, чтобы прокатиться на новочеркасском трамвае, а ведь в плохую погоду они перестают ходить в первую очередь. Аргумент третий — исторический облик города. Это можно оставить без комментариев. Потому что история города на протяжении нескольких веков знает куда больше живописных вещей.

 Трамвайные пути

Если отставить в сторону популизм, то у трамвая в Новочеркасске есть два пути. Первый — перестать выдумывать предлоги для сохранения столь затратной статьи в городском бюджете и отказаться от трамвая как от вида транспорта. А все трамвайное хозяйство продать, выручив за него несколько сотен миллионов рублей. Этого хватит на закупку полутора десятков дополнительных автобусов и на их обслуживание до скончания веков. Плюс тридцать с лишним сэкономленных ежегодно рублей, которые власти, уверен, найдут куда применить более эффективно. Второй путь — все-таки реконструировать то, что мы имеем сегодня, изыскать необходимый для этого миллиард и заставить трамвай работать на пользу транспортной системе, а не вопреки ей. Но для этого необходимо соблюсти как минимум два условия. Во-первых, проект реконструкции должен быть разумным, с учетом актуальных пассажиропотоков, логистики, себестоимости и стоимости обслуживания. Так, чтобы получилось как в Европе — чтобы трамвай был быстрым, точным, бесшумным и действительно удобным. Я не знаю, достаточно ли для этого миллиарда, но очень опасаюсь, что все может закончится укладкой нового полотна и закупкой новых вагонов. Без системных изменений, но с красивой отчетностью в духе: «Мы подарили новочеркасскому трамваю новое лицо, и теперь в каждом вагоне есть беспроводной интернет». Только не подумайте, что я консерватор и не хочу, чтобы в родном городе появился красивый и современный транспорт. Я хочу, и — более того — уповаю на то, чтобы он был уместным. А футуристические проекты уместны тогда, когда на них достаточно средств и когда ради них не приходится жертвовать чем-то более важным.

 Нью-Новочеркасск

В «Двенадцати стульях» Остап Бендер в ходе незабвенного шахматного турнира пообещал жителям провинциального городка построить Нью-Васюки, в которые приедет все прогрессивное человечество. Экономической программы у сына турецкоподанного не было, да никто особо и не интересовался. Реконструкция трамвая — это тоже своего рода Нью-Васюки. Согласитесь: было бы несколько экстравагантно реализовать такой проект в то время, когда остаются нерешенными социальные вопросы, когда значительная часть больниц и поликлиник требуют реконструкции и капитального ремонта, когда малый и средний бизнес задыхается без доступных кредитов и достаточной поддержки. Это можно делать тогда, когда  деньги текут рекой и город не знает, куда их девать. Так или иначе, власть должна показать здесь себя умелым хозяйственником. Покажите городу в цифрах, что даст такая реконструкция, какие выгоды принесет, почему эта задача может быть более актуальной, чем ремонт больницы, поддержка бизнеса в кризисный период или субсидирование малоимущих! И если горожане решат, что аргументация очевидная и разумная и такой трамвай им действительно нужен, я буду первым, кто начнет поддерживать проект обеими руками.

 Ненужные, но красивые цифры

А теперь совершенно осознанно повторюсь, потому что это очень важно. Такое развитие событий возможно только при одном условии: когда власть поймет, что горожанам не нужны абстрактные суммы и ни о чем не говорящие цифры о планируемых многомиллиардных инвестиционных проектах. Каждого человека интересуют вполне конкретные вещи — что будет сделано, в какие сроки и что это лично ему даст. А это возможно только тогда, когда наверху поймут, что внушительные цифры — это для отчетности, а для горожан, избирателей, народа нужен результат, ощутимый и понятный. И лучше, если этот результат будет достигнут тогда, когда будет учтено общественное мнение. Будь это трамвай, ремонт дороги, установка нового светофора или строительство детской площадки. Именно с этого момента начнется развитие инфраструктуры, благоустройство и создание городского пространства для горожан. А до этих пор будет только латание дыр и красивые, но, к сожалению, никому не нужные «галочки».

В.Базиян

В.Базиян

Владимир Базиян.

Адрес для обратной связи pr@escort.ru

Реконструкция трамвая — это своего рода Нью-Васюки. Согласитесь: было бы несколько экстравагантно реализовать такой проект в то время, когда остаются нерешенными социальные вопросы, когда значительная часть больниц и поликлиник требуют реконструкции и капитального ремонта, когда малый и средний бизнес задыхается без доступных кредитов и достаточной поддержки.