Сегодня:

«Когда я, писатель, думаю о профессии фотокорреспондентов на войне, я думаю о том, как трудна эта профессия. Мы можем написать потом, нам не обязательно писать тогда. Мы можем что-то занести в свой блокнот, два-три слова, а потом развернуть из этого всю картину, потому что работает наша память. Они не могут снять потом. Они могут снять только тогда, в тот момент, вот тот танк, который идет на них, и ту атаку, которую они видят. И то бедствие, которому они стали свидетелями. Аппарат не запоминает, аппарат снимает. Их память — это их снимки. То, что осталось на пленке, и есть их память о войне».

Константин Симонов.

Это – не кадр из популярнейшего в свое время фильма «Четыре танкиста и собака». Фотография сделана в 1943 году на Южном фронте, в Ростове-на-Дону. На ней экипаж советского бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Е. Эндрексон, сержант В.П.  Ершаков и овчарка Джульбарс. Автор снимка Эммануил Евзерихин.9,418

***

Когда я смотрела фотографии, сделанные в Новочеркасске, только что освобожденном в феврале 1943 года от фашистов, всегда думала: а кто это снимал? Местный житель – обладатель дефицитнейшего тогда фотоаппарата? Профессиональный фотограф? Военный корреспондент?

Под одним из снимков мне как-то попалась подпись: «Э. Евзерихин».  И я полезла в интернет.

Поиск на сайте Государственного архива кинофотодокументов дал мне 449 (!) фотографий Эммануила Евзерихина. Большинство из них были сделаны во время Великой Отечественной войны.  Место съемки многих было обозначено: «СССР, действующая армия».

Я нашла здесь все фотографии, сделанные в феврале 1943 года в освобожденном Новочеркасске.  Вот части Красной Армии входят в город, на переднем плане — боец верхом на коне. Здание железнодорожного вокзала, разрушенное немецкими оккупантами. Жители Новочеркасска возвращаются в родные места. Патруль учащихся ремесленного училища на железнодорожном вокзале.  Физическая лаборатория Новочеркасского индустриального института, разгромленная немецкими оккупантами.  Встреча жителей Новочеркасска, возвращавшихся в освобожденный город, с бойцами Красной Армии. Части Красной Армии проходят по улицам освобожденного Новочеркасска…

Я лихорадочно листала фотографии – дальше и дальше. Очень много было сделано в Сталинграде. А после Новочеркасска был Ростов. А дальше… Я боялась заглянуть дальше, увидеть дату съемки, за которой ничего нет. Я боялась: убьют найденного мной человека с фотоаппаратом!

А он был в самой гуще боев. Сталинград, 1942-й. Евзерихин снимает… Бойцы ведут бой среди развалин заводского цеха. Бойцы пехотной части полковника Шехтмана врываются в населенный пункт. Гвардейцы-минометчики ведут огонь по врагу. Молодой снайпер Н.Г. Оликов стреляет из снайперской винтовки. Два танка Т-34 с пехотинцами на броне. Артиллеристы стреляют из орудий. Бойцы в бою на подступах к г. Сталинграду. Солдаты стреляют из окопов. Танки и автоматчики атакуют немцев. Автоматчики ведут огонь по врагу северо-западнее Сталинграда. Автоматчики ведут огонь по врагу из окна жилого дома… И самая знаменитая фотография, которую знает каждый: уцелевший после вражеского налета памятник – дети, взявшись за руки, танцуют вокруг крокодила.

Много снимков сделано на Дону. Сначала в 1942-м: пехотинцы осторожно идут по берегу р. Дон. Пехотинцы под командованием лейтенанта А.В.Богданова ведут бой с противником… Потом в 1943-м, после освобождения. Советские пехотинцы ведут уличный бой на окраине Ростова-на-Дону. Мост через реку Дон в Ростове-на-Дону, взорванный немецкими оккупантам. Корпуса бумажной фабрики в Ростове-на-Дону, взорванные немецкими войсками. Немецкий эшелон с военной техникой, оставленный оккупантами при отступлении, на ж-д станции города Батайска. Митинг на площади освобожденного Таганрога. Здание дворца пионеров в Таганроге, подожженного немецкими оккупантами. Бойцы Красной Армии занимают станицу Цимлянскую. Жители освобожденной станицы Цимлянской рассказывают советскому офицеру о зверствах немецких солдат…

Но дальше? Дальше! Дальше я вижу снимки, сделанные в 1944 году. Евзерихин снимает в Крыму: раненые фронтовики, проходящие лечение в одном из санаториев Симеиза, на прогулке. Улица Фрунзе освобожденного Севастополя. Вид сожженного немцами главного корпуса пионерского лагеря “Артек” в Суук-Су. Красноармейцы на восстановлении этого лагеря…

Потом — Польша: жители г. Ломжи со своими вещами у горящего дома, подожженного немцами при отступлении. Варшава: вид разрушенного немецкими оккупантами дома, в котором жил и творил польский композитор Ф. Шопен.

1945 год! Место съемки – Восточная Пруссия!!! Апрель 45-го, Германия, город Хайльсберг: упаковка книг из научной библиотеки Украинской Академии Наук, вывезенных оккупантами в Германию…

До Победы совсем немного. Еще чуть-чуть… И вдруг я вижу дату съемки: 1949-й!!! Как просто и буднично: доярка молочно-товарной фермы колхоза “Соревнование” Мытищинского района К.И. Варенова с коровой по кличке “Рима”, давшей за год 4 тысячи литров молока…

Жив, жив мой военный фотокорреспондент!

Кто же он такой – Эммануил Ноевич Евзерихин? Наш земляк, родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. Первый – пластиночный — фотоаппарат мальчику подарил отец, когда ему исполнилось 12 лет… Еще в школе он начал посылать свои негативы в «Прессклише ТАСС» и стал его внештатным корреспондентом, а позже начал работать фотографом в ТРАМе (Театре рабочей молодежи). На одной из конференций Евзерихин познакомился с главным редактором журнала «Советское фото» С.В. Евгеновым, который, став главой образованной в 1931 году организации «Союзфото», пригласил Евзерихина в штат московского «Союзфото» в качестве фотокорреспондента. На новом месте молодой фотограф проработал семь лет, окончил специальные курсы фотохроники ТАСС. Корреспондентом этого агентства был до середины семидесятых годов. В годы Великой Отечественной войны по заданию фотохроники ТАСС снимал на многих фронтах. Награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени.

Наибольшую известность получили его кадры, сделанные в битвах за Сталинград, за освобождение Белоруссии.

Э. Евзеризин участвовал в операции по взятию Кенигсберга, прошел с советскими  войсками Польшу, Чехословакию, снимал бои за освобождение Праги.

После окончания войны Эммануил Евзерихин продолжал работать. Фотографировал заводы, стройки, выставки, сделал целую серию, посвященную известным советским художникам и скульпторам, совершил творческую командировку на Алтай.

Эммануила Ноевича Евзерихина не стало в 1984 году. Ему было 73 года.  Фотограф оставил архив, который насчитывает несколько тысяч негативов снимков. Среди них — сделанные в Новочеркасске в феврале 1943-го.

 Елена Надтока.

 Мгновения Великой войны, запечатленные

Э.Н. Евзерихиным.