Сегодня:

В Новочеркасске стало уже доброй традицией встречать весну открытием художественной выставки «Женская палитра». В малом зале дома-музея И.И. Крылова, на том самом месте, где когда-то была мастерская художника, состоялась 14-я выставка многоликого женского творчества.

В преддверии Международного женского дня цветы наполняют серые улицы, расцвечивая их яркими пятнами радости. Они везде – на стихийных «пятачках» у торговцев, в руках у мужчин и женщин. Цветы в произведениях художниц и мастериц – излюбленная тема женского творчества. Не случайно поэты всех времен и народов сравнивают женщину с цветами. Они царят в выставочном зале, исполненные в разных техниках.

Маслом написаны садовые «Пионы» Галины Воронченко и скромные «Полевые цветы» Ларисы Фёдоровны Сильванской. Разнообразием цветочных букетов изобилуют акварели Любови Николаевны Веселовской, Тамары Ивановны Александровой, Илсии Хамитовны Головинской.

«Запах роз» манит в «Цветущий сад» вышитых крестом картин Татьяны Аркадьевны Виденькиной. «Садовые розы», в той же технике, пленяют зрителя у Татьяны Алексеевны Редькиной. А Галина Валерьевна Коломиец выполнила царицу цветов в объёме из бисера. Огромный переливающийся розовыми и жёлтыми оттенками нитей букет роз, вышитых гладью Людмилой Михайловной Юрченко, занимает центральное место в зале на стене, посвящённой вышитым картинам. Её вышитые белыми лентами на голубом фоне «Каллы» и «Георгины», выставленные на рояле, придают атмосфере выставки особую торжественность и элегантность. Трогательный «Весенний букет» из лент собрала в корзину и оставила под деревцем  на своей вышитой лентами картине Нина Фёдоровна Грамакова.  Незатейливые, но такие родные «Полевые цветы» гладью представила на выставку почётный член организации «Женская палитра» Нина Георгиевна Есаулова. Искусно выполненные объемной гладью «Сирень и тюльпаны» Евгении Яковлевны Остряниновой вносят свой неповторимый аккорд в этот художественный бал цветов.

Не только нарисованные или вышитые цветы передают красоту природы. «И в сухом букете живы краски лета» — утверждает своим декоративным панно в технике флористика почётный член организации «Женская палитра» Полина Кузьминична Семенюк. Тема цветов является родной и для флористических композиций, в которых цветы не только объект, но и материал. В технике прессованной флористики создаёт свои оригинальные композиции Елена Васильевна Гордеева.

 Дела Добра и Красоты

Несмотря на то, что «Женская палитра» вот уже два года не имеет поддержки своих Добрых Дел со стороны муниципалитета, дела Добра и Красоты продолжаются на личном энтузиазме руководителей и членов нашей организации, и дела эти связаны с городом, его жителями и культурой.

Наши женщины «золотого возраста», как и прежде, выплёскивают красоту своей души на рукотворные картины из всевозможных материалов, и показывают их людям.

Так, 4 июня прошлого года в Александровском парке развернулась выставка ко Дню города. И произведения наших мастериц Л.Г. Пахомовой, Л.М. Юрченко, Н.Ф. Грамаковой, Е.Я. Остряниковой, Р.Д. Млинаш, Т.А. Виденькиной, Т.Г. Бурдун не остались в тени торжества. Прогуливающийся в тени аллей народ подходил, интересовался, восхищался, а возможно, и призадумывался о смысле творчества и бытия.

14 октября Войсковой праздник донских казаков – Покрова Пресвятой Богородицы — конным вихрем пронесся по Новочеркасску. В многогранности этого празднества нашлось место и «Женской палитре». Панно «Женская палитра Дона за мир и безопасность!» (авторский коллектив: Т.И. Александрова, Т.Г. Бурдун, Н.Ф. Грамакова, Р.И. Дворецкая, Т.А. Ермолаева, Т.В. Иванкова, Л.Г. Пахомова, Л.В. Остапишена, Ф.И. Смирнова) было продемонстрировано в рамках Войскового казачьего праздника в ЮРГПИ им. М.Платова – 2-х педагогических чтений.

Идея межпоколенческого сотрудничества уже не первый год является одной из актуальнейших сторон деятельности нашей организации. Ручеёк преемственности поколений в творческой деятельности не должен иссякнуть. Раскрыть для молодёжи красоту самораскрытия в творчестве очень важно для наших «золотых» мастериц. Важно проводить выставки в молодёжной среде, как это было сделано в Машиностроительном колледже. Там с 10 по 16 октября прошла выставка декоративно-прикладного творчества «Осенняя сказка». Произведения Л.Г. Пахомовой, Н.Ф. Грамаковой, Т.Д. Грецкой Т.А. Виденькиной были выставлены вместе с работами учащихся колледжа, и главными посетителями этой выставки стала молодёжь.

Хочется отметить не только творческую, но и социальную активную жизненную позицию членов «Женской палитры», которые, несмотря на возраст, легки на подъём, отзывчивы и чутки к культурным начинаниям.

Уже много лет «Женская палитра» осуществляет творческое сотрудничество с клубом «Золотые руки» при ДК НЭВЗа и Новочеркасской городской организацией РОО Всероссийского общества инвалидов. Это позволяет показать творческие возможности наших мастериц наибольшему количеству зрителей и тем самым даёт возможность и им попробовать раскрыть в себе творческий потенциал. Не случайно самый первый проект «Женской палитры» (2004), поддержанный Администрацией Новочеркасска, назывался «Разбудите в себе художника!».

Так, в минувшем году творчество членов «Женской палитры» и «золотых рук» (Л.М. Юрченко, Т.Г. Бурдун, Т.В. Иванковой, Т.И. Александровой, П.К. Семенюк и др.)  порадовало жителей города на следующих выставках: в  библиотеке им. А.П. Чехова (февраль-март), в  арт-салоне «Творчество» при библиотеке им. М. Горького (ноябрь), на площади перед ДК НЭВЗ в дни проводов Масленицы (5 марта) и в День защиты детей (1 июня).

27 сентября в выставочном зале дома-музея И.И. Крылова состоялось открытие выставки художественного творчества инвалидов, посвящённой 25-летию Всероссийского общества инвалидов. В экспозиции были представлены работы Л.Г. Пахомовой, Л.М. Юрченко, Т.А. Редькиной, П.К. Семенюк, В.Г. Хайтович. В её подготовке деятельное участие приняла Валерия Генриховна Хайтович. Она не только график-акварелист и активный член «Женской палитры», в городской организацией РОО Всероссийского общества инвалидов Валерия Генриховна курирует культурное направление работы.

Реализуя себя в разных организациях и в различных видах деятельности, люди раскрывают многообразие заложенного в них потенциала. Среди активистов «Женской палитры» Нина Фёдоровна Грамакова. Она легко переходит от одного вида творческой деятельности к другому, пробуя разные техники от вышивки до живописи маслом. Но признаётся, что пристрастна к рисованию более, чем к другим занятиям. Как истинный художник, она и на отдых отправляется с художественными принадлежностями, выбирая в санатории номер с наиболее живописным видом. В рамках культурной программы вечера отдыха в санатории «Тополь» г. Таганрога Н.Ф. Грамакова провела выставку живописно-прикладного творчества, состоящую из пейзажей, написанных тут же, на отдыхе, и украшений из бисера.

В Доме культуры Новочеркасска в конце 2013 года Нина Федоровна провела несколько занятий по бисероплетению для начинающих. В этом ей помог опыт, приобретённый от В.А. Смольской. Несмотря на то, что Валентина Афанасьевна живет в Москве, она не забывает «Женскую палитру» и в каждый свой приезд проводит мастер-классы по бисеру для наших женщин.

Но вернемся на нашу нынешнюю выставку.

И бисер, и вышивка: мастера и дебютанты

 

На выставку мастерица по бисеру Н.Ф. Грамакова представила 23 работы. Это искусные декоративные украшения, пасхальные яйца, пейзажные уголки России и нашего города.  Именно от Валентины Афанасьевны Смольской почерпнула Нина Фёдоровна секреты изготовления украшений из бисера, которыми с радостью делится со всеми желающими. Выставка женского творчества «Женская палитра» 2014 года для Нины Фёдоровны отмечена личным юбилеем – она участвует в ней уже 10 лет подряд.

С 2010 года декоративно-прикладное направление деятельности нашей организации находится под чутким руководством Людмилы Григорьевны Пахомовой. Ей удалось объединить вокруг себя вышивальщиц-единомышленниц. Большинство из них начали свой творческий путь в «золотом возрасте» с чистого листа, не имея опыта подобных занятий. Но благодаря поддержке Людмилы Григорьевны им удалось преодолеть первоначальную робость «неумений», на которую ссылались начинающие.

Стараниями  Людмилы Григорьевны раздел художественной вышивки изобилует различными техниками.

Оригинальные работы декоративным тамбурным швом выполнила Раиса Давидовна Млинаш. «Весна» и «Осень» – два «портрета» дерева в разное время года.

Сама  Людмила Григорьевна представила «Огненный натюрморт», в технике которого соединила полукрест и ленты.

Отрадно, что их творческий союз рукодельниц всё время пополняется новыми лицами, на которых расцветает радость от творческих открытий собственных возможностей.

Вот и на этой выставке состоялось приятное знакомство с молодой вышивальщицей Юлией Юдиной. Хочется надеяться, что её творческий дебют с вышитыми крестиком картинами перерастёт в творческое сотрудничество с нашими опытными мастерицами. Юле как молодой маме близка тема материнства, отражённая в вышивке «Мать и дитя», «Сладкий сон». Эта вечная тема объединяет женщин разных поколений. Присутствует она и в работе Раисы Ивановны Дворецкой «Нежность».

Людмила Григорьевна Пахомова ориентирует своих учениц на творческую деятельность. И сегодня с гордостью говорит, что под её руководством выполнены только авторские работы. В конце прошлого года Людмила Григорьевна отпраздновала 75-летний юбилей. Его творческим продолжением планирует стать персональная выставка мастера и её учениц, которая откроется в конце марта и позволит наиболее полно увидеть их творческие дарования.

Наряду с «золотыми мастерицами» в «Женскую палитру» входят и «платиновые». Отметить свой 85-летний юбилей персональной выставкой вышитых картин готовится Лауреат Всероссийских и областных выставок Галина Георгиевна Лисовская. В нашем городе она первой стала вышивать авторские картины – исторические уголки старого Новочеркасска.

Одновременно с ней юбилейную дату 85 лет встретили ещё две «платиновые» мастерицы «Женской палитры» – участница региональных и областных выставок  Нина Георгиевна Есаулова и известный педагог, флорист Полина Кузьминична Семенюк. Их творческое долголетие пример того, как надо прибавлять не только годы к жизни, но и жизнь к годам!

Все флаги в гости к нам

Эту весну «Женская палитра» встречает в ином статусе. Возникнув 14 лет назад как городская выставка женского творчества, «Женская палитра» год за годом расширяла свои границы. Уже не первый год в ней участвуют художницы из других городов области. В этом году это член Союза художников России Людмила Васильевна Оганова и преподаватель ДХШ им. В.А. Серова Илсия Хамитовна Головинская из г. Шахты. Людмила Васильевна уже не первый год участвует в «палитре». Зрители знают и любят её экспрессивную акварель по ряду персональных выставок, состоявшихся в музеях г. Новочеркасска и ЮРГПИ (НПИ) им. М.И. Платова. В нашей экспозиции представлено два женских портрета-картины, вбирающих в себя некое действо. «Карменсита»  – по мотивам известной оперы «Кармен», построена на нервном цветовом контрасте красного и чёрного, а более сдержанная по цвету девушка в шляпе «Ёлка» тоже таит свой скрытый сюжет.

Илсия Хамитовна Головинская в своём творчестве варьирует от реалистических натюрмортов акварелью («Желтые тюльпаны» и «Одуванчики») до декоративных условных композиций гуашью и батиком на тему вечной любви мужчины и женщины («Влюблённые», «Поцелуй и забавы», «Ах, как томит тишина»).

Отличительной особенностью этой выставки стало то, что впервые она проходит как международная. В экспозиции представлены графические листы художницы Ютты Платте (Jutta Platte) из г. Изерлон Германии.

Летом прошлого года я как руководитель «Женской палитры» была приглашена в Изерлон для участия в проекте для художников «Международное летнее творчество в Изерлоне 2013». Немецкий Союз художников, при поддержке Комитета побратимских городов Изерлона, создал праздник художественной жизни для участников проекта. Около 80 мастеров и художников, как из других стран, так и из самой Германии, всё это время самозабвенно творили, общались, знакомились с современными направлениями искусства, живыми носителями которого являлись сами. Среди массы интересных знакомств с коллегами по искусству, продолжение в форме участия в русской выставке «Женская палитра» имела встреча с Юттой Платте. Как и многие участники нашей выставки, Ютта не профессиональный график. Вот уже 30 лет она работает в ведомстве по делам несовершеннолетних, помогая нуждающимся. Но когда судьба дарит ей пару свободных часов или дней, то она берется за кисть. Ютта в одном из писем, адресованных мне, попробовала объяснить, как она творит: «На белом листе бумаги я начинаю рисовать, не зная, что у меня получится, как именно будет выглядеть моя картина в конце. В линиях и красках я позволяю душе рассказывать свои истории. Мои картины – это голоса души, и каждый зритель слышит в них свой мотив». Несмотря на тяготение западной культуры к абстрактному искусству Ютта написала: «Я восхищаюсь предметными, реалистическими картинами». И таких на «Женской палитре» большинство. Ведь ещё со времен Ивана Ивановича Шишкина – природа главный Учитель русского художника.

 От юности до «золота»

На выставке представлены мои ученицы от 20-летнего возраста до «золотого». Дебютантками «Женской палитры» стали студентки дизайна ЮРГПИ (НПИ) им. М.И. Платова Дарья Бахмацкая (графика) и Анна Ермолаева (живопись маслом).

Дарья относится к редким представителям читающей молодёжи. Многие её работы вдохновлены современными историко-фантазийными романами. Грозный «Вождь Сиу», написанный акварелью в один присест, специально к этой выставке — одна из них.

Анна упорно осваивает основы русского реалистического портрета с его особым проникновением во внутренний мир модели. Даже сам «мир вещей» на её курсовом портрете «Дома. Портрет молодого человека», призванный раскрыть зрителю сущность портретируемого, напротив, лишь подчёркивает его «закрытость». Многозначный во многих духовных практиках символ раскрытой ладони-статуэтки  в правом углу полотна словно останавливает взгляд зрителя, направляя его к лицу портретируемого. Однако  его «зеркало души» — глаза полуприкрыты веками и не дозволяют заглянуть постороннему в эту душу. Она так же плотно закрыта, как и дверь, на фоне которой изображен молодой человек. Кисти рук с длинными «музыкальными» пальцами написаны почти виртуозно. Правая рука расслабленно висит в воздухе, но левая сверху крепко её обхватывает. Этот жест словно говорит, что, несмотря на внутреннюю погружённость, человек держит всё под контролем. Обычно начинающим редко удаётся хорошо написать руки – второе лицо человека, как их ещё называют. Холодный колорит обобщает духовно-романтический характер портрета.

Другая моя студентка – Анна Скляренко уже во второй раз представляет на выставке свои работы. «Индийская красавица» на её портрете, в отличие от «молодого человека» Анны Ермолаевой, не прячет взора. И не случайно, ведь перед нами не просто собирательный образ, а портрет звезды индийского Болливуда Айшварии Рай. Словно на троне восседает индийская царица на массивном бежевом кресле, удачно оттеняющем её роскошное голубое сари. Штора за спиной красавицы, напоминая занавес, говорит о театральной условности всего происходящего, словно это не портрет вовсе, а завершающий эпизод одного из индийских фильмов про то, как любовь бедной девушки к индийскому принцу преодолела все преграды и возвела её на трон счастливого благополучия.

Мне представляется, что нетривиальный подход студенток к создаваемым образам, будь то легендарный индейский Вождь Сиу, индийская красавица Айшвария Рай или просто знакомый парень,  во многом определяется творческим настроем их преподавательниц. Таких, как участница выставки ассистент кафедры «Архитектура, дизайн и графика» Ольга Александровна Гладышева. В экспозиции «Женской палитры» три её пейзажа «Итальянский канал» (масло), «Итальянская марина» и «Розы с видом на виллу» (акварель). Они написаны под впечатлением от поездки в Италию. Примечательно, что автор не прельстился помпезным «туристическим» видом известных красот. А по-русски пытается найти красоту в незатейливом мотиве итальянского пейзажа. Будь то улица с каналом, так щемяще напоминающая питерскую, или морская бухточка с застывшими на воде судами.

Среди моих учениц «золотого возраста» особого внимания заслуживают Тамара Ивановна Александрова, Раиса Ивановна Дворецкая, Нина Федоровна Грамакова, Валерия Генриховна Хайтович. Все они имеют свой индивидуальный почерк, свою манеру письма и виденья мира прекрасного. На этой выставки Тамара Ивановна Александрова приятно удивила нас написанным пастелью в тёплой охристой гамме портретом артиста Алексея Баталова. В нём портретное сходство сочетается с правильностью построения и мягкой манерой исполнения. Как и Нина Федоровна, Тамара Ивановна не оставляет художественные пристрастия и на отдыхе. Мостик «Женский каприз» в парке г. Кисловодска написан акварелью во время поездки на курорт. Внимательная любовь к каждой детали – деревьям, элементам моста, и самой барышне-капризнице на нем, характерна для всех её живописных работ. Вернувшись домой с прогулки, Тамара Ивановна, с не меньшим интересом, чем мостик, пишет букетик цыплят-одуванчиков. А по осени передаёт на бумаге свой восторг от золотого убранства природы.

Раиса Ивановна Дворецкая – любительница изысканных пейзажей, на этот раз представила «Вид с берега» на предштормовое море. Буря ещё не грянула, но тёмные краски сгустились, и вот-вот — как у классика «буря, скоро грянет буря». Её «Вид с берега» отсылает нас к пейзажам «настроения» И. Левитана, в которых художник через настроения природы передавал настрой своей души.

Простор русской души, её широту и приволье Нина Федоровна Грамакова передала через простор берёзовой рощи на картине гуашью «Осенний марафон» и бескрайние дали с висящими над низким горизонтом тучами на картине «Приволье». Нина Федоровна импонирует своей свободой самовыраженья. И само «Приволье» написано свободными, широкими мазками.

Валерия Генриховна Хайтович находится в постоянном творческом поиске. Она упорно стремится к искомому цветовому оттенку, тщательно соизмеряет пропорции и согласует детали своих работ. И в этом залог заслуженного успеха её работ, когда зрители, восхищаясь, говорят: «Не может быть, чтобы она начинала с «нуля». Её графические листы очень разнообразны по характеру и технике: лёгкая акварель в исполнении «Эйфелевой башни», декоративное письмо «атлетов и гимнастов на арене цирка», черно-белая штриховая графика в парном рисунке спешащих в «Суете» мужчин, один из которых успевает при этом сказать самому себе: «Почему бы нет?».

Одной из первых в выставке «Женская палитра» стала участвовать Ирина Николаевна Левченко. На историческом мольберте, за которым некогда писал сам Иван Иванович Крылов, стоит её по-праздничному яркая работа маслом «Мандарины». Кажется, ещё немного и сочные плоды с веток покатятся прямо в зал на радость посетителям. Тот же праздничный настрой характерен и для батиков Ирины «Весенняя фантазия» и «Сказочные цветы», решённых в контрастном тёпло-холодном колорите.

Помимо постоянных участников в этом году у нас много дебютантов. Особенно в области декоративно-прикладного искусства. Все люди ежедневно пользуются таким незамысловатым предметом как тарелки, но замыслить сделать из них произведение, расписать яркими красками, решаются немногие. В экспозиции выставки свои тарелочные фантазии представили Виктория Евгеньевна Литвинова, Светлана Александровна Моисеева, Татьяна Васильевна Фролова.

Светлана Александровна и Татьяна Васильевна украсили свою посуду мотивами традиционной народной росписи жостовской и гжель, а также фантазийными узорами «Каприз», «Лето» (С. А. Моисеева) и «Три маленьких цветка», «Три фуксии» (Т. В. Фролова).

А вот Виктория Евгеньевна Литвинова наполнила свои росписи философским смыслом. У неё не просто декоративные тарелки, а тарелки-мандолы: «Путь к себе», «Триединство», «Движение покоя».

Украшая обыденные предметы быта, женщины не забывают и о себе. Ни одна «Женская палитра» не обходится без декоративных украшений из бисера. Стоит бросить взгляд на витрину, как глаза в буквальном смысле разбегаются от изысканного разнообразия всевозможных ожерелий, колье, декоративных наборов Валентины Афанасьевны Смольской, Нины Фёдоровны Грамаковой, Татьяны Дософеевны Грецкой, Александры Ивановны Коньковой, Галины Викторовны Коломиец. Дебютант «палитры» Галина Викторовна пошла дальше простых «женских капризов», она сплела из бисера чёрный галстук, то ли для эмансипированных женщин, то ли для эстетствующих мужчин.

 Женщины – это творчество!

Присутствующие на открытии выставки гости были единодушны в оценке этого торжества женского творчества: «Вы нам подарили праздник!».  А какой же праздник без музыки? Вот тут как раз пришлись кстати вышитые Тамарой Гавриловной Бурдун «Весёлые музыканты». Однако, музыка звучала не только с полотен. Поздравить женщин с праздником пришли юные воспитанники «Детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского». Добавив музыкальные краски в нашу художественную палитру, ученицы Татьяны Валерьевны Молчановой – Елена Вахотенко, Дарья Саратовская, Елена Черненко и Валерия Овчарова старательно исполнили популярные музыкальные произведения Е. Доги, И. Ракова, С. Майкопара и других композиторов. А Ирина Молчанова, ученица Ирины Викторовны Зайчевой, порадовала слушателей не только игрой на рояле, но и пением. В её исполнении прозвучала задорная песенка «Любитель-рыболов». Праздничный концерт юных девичьих дарований, подготовленный Т.В. Молчановой, стал прекрасным весенним подарком для участниц выставки и всех гостей «Женской палитры».

Свой рассказ о выставке я завершу приветом из Изерлона от Ютты Платте. Она пишет: «Я очень горжусь тем, что мои графические работы представлены на выставке в далекой России! Они настолько отличаются внешне от всех ваших красивых реалистических картин. Женское творчество – это очень интересная тема! Женщины должны быть творческими весь день, я думаю, не только в живописи. Они должны выглядеть, как Леди, работать, как тяжелый работник, создавать вкуснейшие блюда для своих близких и в нужный момент промолчать. Все это требует много творчества, я думаю. И если потом вечером еще что-то осталось из сил и найдется время, то нарисовать красивую картину».

 Наталья Ермак,

руководитель организации

«Женская палитра».